Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:23, курсовая работа
Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление. От степени выполнения плана товарооборота зависит выполнение кассового плана Государственного Банка РФ.
Введение _____________________________________________________ 3
1. Сущность товарооборота______________________________________4
1.1 Экономическое значение и понятие товарооборота ________________ 4
1.2 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа товарооборота_________________________________________________8
2. Анализ и планирование товарооборота__________________________13
2.1 Анализ динамики товарооборота _____________________________ 13
2.2 Анализ сезонных колебаний товарооборота _____________________16
2.3 Факторный анализ розничного товарооборота__________________ 20
2.4 Планирование розничного товарооборота______________________22
2.5 Модели стратегического регулирования розничного товарооборота_24
3. Исследование деятельности конкретного предприятия______________27
3.1Организационно – экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Амира» за 1 и 2 полугодия 2009 г._______________27
3.2 Анализ розничного товарооборота предприятия ООО «Амира» за период 1 и 2 полугодия 2009 г._________________________________________29
Заключение __________________________________________________ 32
Список литературы ___________________________________________ 33
Содержание
Введение
______________________________
1. Сущность
товарооборота_________________
1.1 Экономическое значение и понятие товарооборота ________________ 4
1.2 Задачи,
основные направления и информационное
обеспечение анализа товарооборота_________________
2. Анализ
и планирование товарооборота__
2.1 Анализ динамики товарооборота _____________________________ 13
2.2 Анализ сезонных колебаний товарооборота _____________________16
2.3 Факторный
анализ розничного товарооборота_________________
2.4 Планирование
розничного товарооборота______
2.5 Модели стратегического регулирования розничного товарооборота_24
3. Исследование
деятельности конкретного
3.1Организационно – экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Амира» за 1 и 2 полугодия 2009 г._______________27
3.2 Анализ
розничного товарооборота
Заключение
______________________________
Список
литературы ______________________________
Введение
Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление. От степени выполнения плана товарооборота зависит выполнение кассового плана Государственного Банка РФ.
Розничный
товарооборот по своему составу не
является однородным. В его состав
входит сумма продажи товара населению
через розничную торговую сеть и
предприятия общественного
В
динамике розничного товарооборота
находят отражение
1.1 Экономическое значение и понятие товарооборота
Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается - он поступает в сферу потребления. Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой - сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.
Согласно Инструкции Госкомстата Российской Федерации1 розничным товарооборотом является продажа товаров населению; кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения. Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках. Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика товарооборота - объем реализации в денежном исчислении, качественная - структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота - это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации. Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:
• выручка от продаж продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле;
• товарооборот предприятий общественного питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;
• выручка от реализации медикаментов в аптеках;
• выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.
Необходимо четко разграничить понятия "состав" и "величина" товарооборота: состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).
К задачам анализа розничного товарооборота относятся:
• контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам;
• оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему;
• изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям;
• изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет;
• выявление изменений, произошедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров;
• определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием;
• вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота;
• изучение качества обслуживания населения;
• выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения.
Для
анализа розничного товарооборота
используются: данные о социально-экономических
показателях района деятельности организаций
и предприятий (численность и
структура населения, их денежные и
покупательные фонды и др.); планы,
составляемые самими организациями
и предприятиями; данные бухгалтерской,
статистической и оперативной отчётности;
первичные документы, товарно-денежные
отчёты и учётные регистры, отражающие
движение товаров; инвентаризационные
описи товаров; акты документальных
ревизий, обследований и др. Анализ
производится путём расчёта различных
показателей, которые можно сгруппировать
по следующим признакам: стоимостные
и натуральные, количественные и
качественные, объёмные и удельные.
Особенно широко при экономическом
анализе применяются
• юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки);
• юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины для промышленных предприятий и др.);
• физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Однако в состав розничного товарооборота может быть также включена:
• продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическими лицами социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.);
• продажа товара юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов.
Розничный
товарооборот учитывается в ценах
фактической реализации строго за отчетный
период на основе первичных документов
- товарно-денежного отчета и прилагаемых
к нему документов. Розничный товарооборот
показывается с учетом стоимости
стеклянной посуды, проданной населению
с товаром, за вычетом стоимости
возвращенной населением порожней стеклянной
посуды, а также стоимости
• проверка степени выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности;
• определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;
• изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
• оценка выполнение плана по внедрению прогрессивных методов торговли и их эффективности;
• выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли;
• разработка мер по устранению недостатков в торговле; разработка оптимальных стратегических и тактических решений по развитию товарооборота, и торговой деятельности предприятия.
Розничный
товарооборот может выступать как
один из показателей, определяющих мощность
торгового предприятия, так как
по его величине можно судить об
объеме деятельности предприятия. Розничный
товарооборот может быть использован
для характеристики эффективности
использования ресурсов предприятия
и общей суммы затрат на реализацию
товаров. Поскольку товарооборот является
показателем, отражающим важнейший
конечный результат хозяйственной
деятельности торгового предприятия,
то его сопоставление с величиной
затраченных ресурсов (трудовых, товарных,
материальных, финансовых) даст представление
об эффективности их использования,
так как в обобщенном виде показатель
эффективности есть соотношение
результата и затрат. Розничный товарооборот
может быть использован для расчета
трудоёмкости, фондоёмкости, затратоёмкости,
капиталоёмкости ресурсов. С помощью этих
показателей можно в первом приближении
определить потребность предприятия в
дополнительных ресурсах для обеспечения
прироста товарооборота. Развитие розничного
товарооборота должно быть тесно увязано
с такими экономическими показателями,
как спрос, поступление товаров, товарные
запасы, прибыль, численность работников,
расходы на оплату труда. При этом оптимальным
считается такое соотношение в развитии
этих показателей, которое представлено
в моделях стратегического регулирования
товарооборота.
1.2 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа товарооборота
В соответствии с Инструкцией Госкомстата РФ под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации:
• юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и организацию общественного питания;
• физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Розничный товарооборот делится на товарооборот розничной торговли и общественного питания.
В розничной торговле объектами изучения являются объем товарооборота, состав товарооборота, структура товарооборота.
Состав товарооборота в свою очередь изучается по видам продаж, организационным формам, формам обслуживания, формам оплаты.