Розничный товарооборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:23, курсовая работа

Описание

Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление. От степени выполнения плана товарооборота зависит выполнение кассового плана Государственного Банка РФ.

Содержание

Введение _____________________________________________________ 3
1. Сущность товарооборота______________________________________4
1.1 Экономическое значение и понятие товарооборота ________________ 4
1.2 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа товарооборота_________________________________________________8
2. Анализ и планирование товарооборота__________________________13
2.1 Анализ динамики товарооборота _____________________________ 13
2.2 Анализ сезонных колебаний товарооборота _____________________16
2.3 Факторный анализ розничного товарооборота__________________ 20
2.4 Планирование розничного товарооборота______________________22
2.5 Модели стратегического регулирования розничного товарооборота_24
3. Исследование деятельности конкретного предприятия______________27
3.1Организационно – экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Амира» за 1 и 2 полугодия 2009 г._______________27
3.2 Анализ розничного товарооборота предприятия ООО «Амира» за период 1 и 2 полугодия 2009 г._________________________________________29
Заключение __________________________________________________ 32
Список литературы ___________________________________________ 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 700.91 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение  _____________________________________________________ 3

1. Сущность  товарооборота______________________________________4

1.1 Экономическое значение и понятие товарооборота ________________ 4

1.2 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа товарооборота_________________________________________________8

2. Анализ  и планирование товарооборота__________________________13

2.1 Анализ динамики товарооборота _____________________________ 13

2.2 Анализ сезонных колебаний товарооборота _____________________16

2.3 Факторный анализ розничного товарооборота__________________ 20

2.4 Планирование  розничного товарооборота______________________22

2.5 Модели  стратегического регулирования розничного товарооборота_24

3. Исследование  деятельности конкретного предприятия______________27

3.1Организационно – экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Амира» за 1 и 2 полугодия 2009 г._______________27

3.2 Анализ  розничного товарооборота предприятия  ООО «Амира» за период 1 и 2 полугодия  2009 г._________________________________________29

Заключение  __________________________________________________ 32

Список  литературы ___________________________________________ 33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Розничный товарооборот относится к числу  важнейших показателей плана  экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление. От степени выполнения плана товарооборота зависит выполнение кассового плана Государственного Банка РФ.

     Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению  через розничную торговую сеть и  предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая  часть розничного товарооборота  непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами  населения.

     В динамике розничного товарооборота  находят отражение систематический  рост производства, с одной стороны, непрерывный подъём, благосостояние культуры населения - с другой. Он оказывает  также большое влияние на все  количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность  товарооборота.

1.1 Экономическое значение и понятие товарооборота

     Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается - он поступает в сферу  потребления. Как экономический  показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в  денежном выражении), переходящей в  сферу личного потребления, и  характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой - сумму расходов населения на покупку  товаров. Динамика розничного товарооборота  отражает пропорции между производством  и потреблением, потребности предприятий  в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

     Согласно  Инструкции Госкомстата Российской Федерации1 розничным товарооборотом является продажа товаров населению; кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения. Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках. Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.

     Показатель  розничного товарооборота (как и  оптового) имеет количественную и  качественную характеристики. Количественная характеристика товарооборота - объем  реализации в денежном исчислении, качественная - структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота - это доля отдельных  товарных групп в общем объеме реализации. Состав розничного товарооборота  классифицируют по видам продаж:

     • выручка от продаж продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле;

     • товарооборот предприятий общественного питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;

     • выручка от реализации медикаментов в аптеках;

     • выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.

     Необходимо  четко разграничить понятия "состав" и "величина" товарооборота: состав товарооборота складывается из различных  видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных  за счет кассовой выручки (по документам).

     К задачам анализа розничного товарооборота  относятся:

     • контроль за выполнением плана розничного товарооборота по общему объёму и по товарным группам;

     • оценка выполнения плана по предприятиям и организациям, входящим в данную систему;

     •   изучение ритмичности выполнения плана розничного товарооборота как в целом по системе, так и по организациям и предприятиям;

     •   изучение динамики розничного товарооборота за ряд лет;

     • выявление изменений, произошедших в объёме и структуре товарооборота, товарных запасов и поступлении товаров;

     • определение степени охвата покупательных фондов населения, обслуживаемого данной торговой организации или предприятием;

     • вскрытие и изучение причин, способствующих выполнению или, наоборот, тормозящих выполнение плана товарооборота;

     •  изучение качества обслуживания населения;

     • выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, дальнейшему увеличению товарооборота и улучшению обслуживания населения.

     Для анализа розничного товарооборота  используются: данные о социально-экономических  показателях района деятельности организаций  и предприятий (численность и  структура населения, их денежные и  покупательные фонды и др.); планы, составляемые самими организациями  и предприятиями; данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности; первичные документы, товарно-денежные отчёты и учётные регистры, отражающие движение товаров; инвентаризационные описи товаров; акты документальных ревизий, обследований и др. Анализ производится путём расчёта различных  показателей, которые можно сгруппировать  по следующим признакам: стоимостные  и натуральные, количественные и  качественные, объёмные и удельные. Особенно широко при экономическом  анализе применяются стоимостные  показатели. Важнейшим таким показателем  является объём товарооборота предприятий  и организаций. В стоимостном  выражении также определена реализация товаров в ассортименте, по формам и методам торговли, по группам  покупателей и т.д. стоимостные  показатели являются основными при оценки выполнения плана розничного товарооборота (в дальнейшем РТО). Для характеристики РТО отдельных сторон деятельности торговых предприятий, углубления анализа применяются натуральные показатели. в связи с тем, что в последнее время появилось много бухгалтерских программ, которые позволяют вести учёт как в суммовых, так и в натуральных показателях стало легко применять эти показатели в анализе. Количественные показатели используются при характеристике отдельных сторон деятельности торгового предприятия и организации. К ним относятся: объём РТО отдельных магазинов, торговых предприятий и организаций; остатки товаров на начало и конец периода; поступление товаров и т.п. Очень важное значение в анализе имеет показатели, характеризующие качество работы торговых предприятий. К ним относятся: процент выполнения плана РТО; показатели его ритмичности и динамики; применение прогрессивных форм и методов обслуживания населения; охват денежных доходов и покупательных фондов населения розничным товарооборотом и т.д. Объёмные и удельные показатели широко применяются при анализе РТО. К объёмным показателям относится РТО в целом по системе, а к удельным - уровень товарооборота отдельных предприятий и организаций в общем объёме товарооборота, товарооборот на одного продавца, на один кв. м. , товарооборот на душу населения и т.д. В процессе анализа РТО применяют систему показателей, на основе которых даётся характеристика выполнения плана РТО, выявляются резервы увеличения товарооборота и улучшения качества торгового обслуживания. Розничный товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Формирование рыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики бухгалтерского учета и анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия. С другой стороны, розничный товарооборот - это количественный показатель, который выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы. Под розничным товарооборотом вообще понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена:

     • юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки);

     • юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины для промышленных предприятий и др.);

     • физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

     Таким образом, сущность розничного товарооборота  выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные  товары. Однако в состав розничного товарооборота может быть также  включена:

     • продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическими лицами социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.);

     • продажа товара юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов.

     Розничный товарооборот учитывается в ценах  фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов - товарно-денежного отчета и прилагаемых  к нему документов. Розничный товарооборот показывается с учетом стоимости  стеклянной посуды, проданной населению  с товаром, за вычетом стоимости  возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен  на товар. Основными задачами розничного товарооборота являются:

     • проверка степени выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности;

     • определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;

     • изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;

     • оценка выполнение плана по внедрению прогрессивных методов торговли и их эффективности;

     • выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли;

     • разработка мер по устранению недостатков в торговле; разработка оптимальных стратегических и тактических решений по развитию товарооборота, и торговой деятельности предприятия.

     Розничный товарооборот может выступать как  один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как  по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный  товарооборот может быть использован  для характеристики эффективности  использования ресурсов предприятия  и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший  конечный результат хозяйственной  деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной  затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление  об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение  результата и затрат. Розничный товарооборот может быть использован для расчета  трудоёмкости, фондоёмкости, затратоёмкости, капиталоёмкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота. Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота. 

     1.2 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа товарооборота

     В соответствии с Инструкцией Госкомстата  РФ под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских  товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации:

     • юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и организацию общественного питания;

     • физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

     Розничный товарооборот делится на товарооборот розничной торговли и общественного  питания.

     В розничной торговле объектами изучения являются объем товарооборота, состав товарооборота, структура товарооборота.

     Состав  товарооборота в свою очередь  изучается по видам продаж, организационным  формам, формам обслуживания, формам оплаты.

Информация о работе Розничный товарооборот