Розничный товарооборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:23, курсовая работа

Описание

Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление. От степени выполнения плана товарооборота зависит выполнение кассового плана Государственного Банка РФ.

Содержание

Введение _____________________________________________________ 3
1. Сущность товарооборота______________________________________4
1.1 Экономическое значение и понятие товарооборота ________________ 4
1.2 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа товарооборота_________________________________________________8
2. Анализ и планирование товарооборота__________________________13
2.1 Анализ динамики товарооборота _____________________________ 13
2.2 Анализ сезонных колебаний товарооборота _____________________16
2.3 Факторный анализ розничного товарооборота__________________ 20
2.4 Планирование розничного товарооборота______________________22
2.5 Модели стратегического регулирования розничного товарооборота_24
3. Исследование деятельности конкретного предприятия______________27
3.1Организационно – экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Амира» за 1 и 2 полугодия 2009 г._______________27
3.2 Анализ розничного товарооборота предприятия ООО «Амира» за период 1 и 2 полугодия 2009 г._________________________________________29
Заключение __________________________________________________ 32
Список литературы ___________________________________________ 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 700.91 Кб (Скачать документ)

     Влияние на сумму реализации того или иного  слагаемого товарного баланса измеряется способом цепной подстановки или  путем балансовой увязки, т. е. определения  разницы между фактическими и  плановыми величинами.

     В случаях, когда формула, отражающая зависимость между обобщающим показателем  и показателями-факторами, представляет собой алгебраическую сумму, величину влияния каждого показателя–фактора можно исчислять проще – методом  балансовой увязки. Величина влияния  определяется как разность между  фактическим и плановым значениями показателя-фактора. Влияние:

  • начального запаса товаров: ;
  • поступления товаров: ;
  • прочего выбытия товаров: ;
  • конечного запаса товаров: ;
  • общее отклонение : .

     Методику  расчета влияния различных элементов  товарного баланса на объем розничного товарооборота можно использовать и применительно к разделению товаров на продовольственные и непродовольственные.

     Однако  рассмотренная модель не позволяет  оценить влияние эффективности  использования товарных ресурсов на товарооборот. С этой целью применяется  другая модель (вторая группа факторов) – модель зависимости товарооборота  от товарооборачиваемости и размера товарных запасов:

     ,

     где - объем розничного товарооборота; - коэффициент оборачиваемости, характеризующий количество оборотов запасов за данный период; - средний товарный запас за период, рассчитанный по средней арифметической или средней хронологической.

     Ускорение товарооборачиваемости ведет при прочих равных условиях к увеличению объема продаж. Изучение причин, факторов, способствующих ускорению оборачиваемости, самостоятельный раздел экономического анализа.

     К третьей группе факторов, влияющих на объем розничного товарооборота, относятся трудовые факторы: численность  работников, организация и производительность труда.

     Численность торговых работников – важный показатель торговли. Число работников, рабочих  мест в торговле возрастает в связи  с открытием новых предприятий. Повышение эффективности работы предприятия зависит от рациональной организации труда и повышения  его производительности. Производительность труда в торговле определяется как  отношение объема товарооборота  к среднесписочной численности  персонала.

     Факторная модель имеет вид:

     ,

     где - среднесписочная численность работников; – выработка.

     Объем розничного товарооборота может  быть выражен произведением среднегодового количества рабочих мест М, количества рабочих дней , продолжительности рабочего дня для , среднечасовой выработки на одно рабочее место Вч  :

     .

     Четвертая группа факторов связана с использованием основных средств. В качестве показателей  для оценки эффективности использования  основных средств применяются:

  • нагрузка на 1 мтоварной площади – H;
  • фондоотдача основных средств - .

     Соответственно  факторные модели, являющиеся объектом анализа, имеют вид:

     ,

     где - площадь торгового зала;

     ,

     где S – среднегодовая стоимость основных средств.

     Анализ  факторных моделей товарооборота  позволяет количественно оценить  резервы роста товарооборота  торгового предприятия.

     Изучение  взаимосвязи товарооборота и  производительности труда, товарооборота  и нагрузки на 1 м площади, товарооборота и фондоотдачи основных средств и т.д. может проводиться с применением корреляционно-регрессионного анализа.

     Кроме факторов, сгруппированных по четырем  направлениям, на товарооборот оказывает  влияние множество других факторов или параметров, таких, как:

    • ценовая эластичность спроса;
    • расходы на рекламу;
    • расходы на сервисное обслуживание и т.д.

     Влияние этих факторов изучается с применением  методов математической статистики, в частности корреляционно-регрессионого анализа.

     Методика  детерминированного факторного анализа, основанная на применении традиционных методов, не позволяет дать оценку всех факторов в комплексе.

     Детерминированный факторный анализ, опираясь на простейшие модели зависимости товарооборота  от размера и эффективности использования  отдельных видов ресурсов, позволяет  обнаружить наиболее уязвимые звенья управления, возможности которого значительно  расширяются с применением методов  управленческого экономического анализа  ресурсного обеспечения предприятия. 

     2.4 Планирование розничного  товарооборота

     Прогноз общего объема товарооборота предприятия  рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой  для такого расчета служат маркетинговые  исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических  изменений, анализе товарооборота  за прошлые годы, тщательном учете  перспектив развития всех отраслей народного  хозяйства, изменений в спросе населения  на различные товары. При этом учитывают  комплексное влияние множества  факторов, основными из которых являются следующие:

     1. Сложившийся уровень потребления  и реализации товаров и его  зависимость от покупательских  фондов населения. Анализ этих  данных позволяет выявить тенденции  в спросе населения на отдельные  товарные группы.

     2. Уровень производства отдельных  предметов потребления и соответственно  изменение объема и структуры  товарных ресурсов.

     3. Соотношение товарного и нетоварного  потребления. На объем розничного  товарооборота по продуктам питания  влияет объем продукции личного подсобного хозяйства, другие источники удовлетворения потребности в таких продуктах, как мясо, молоко, картофель, овощи. При этом учитываются выявленные тенденции развития подсобных хозяйств.

     4. Нормы потребления пищевых продуктов  и важнейших непродовольственных  товаров в сопоставлении с  фактическим уровнем потребления.

     5. Изменения жилищно-бытовых условий  обслуживаемого населения. В связи  с расширением жилищного строительства  резко увеличивается спрос на  мебель, растет продажа индивидуальным  застройщикам различных строительных  материалов.

     Методика  прогнозирования и планирования розничного товарооборота различна в зависимости от особенностей отдельных  групп товаров. Применительно к  каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с  учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние. В соответствии с этим могут  быть выделены следующие группы товаров:

     - продукты питания, часть потребностей  в которых удовлетворяется за  счет нетоварных источников потребления  (мясо, картофель и т.п.);

     - продовольственные товары, вся потребность  в которых удовлетворяется за  счет покупок в торговле;

     - непродовольственные товары;

     - товары длительного пользования,  спрос на которые зависит от  степени обеспеченности населения  этими товарами (швейные машины, радиоприемники, часы, велосипеды и  т.п.), поэтому следует учитывать  наличие у обслуживаемого населения  предметов длительного пользования  в расчете на 100 семей.

     Методы  прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота  зависят в значительной мере от содержания и объема экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия. Используются следующие основные методы прогнозирования  структуры розничного товарооборота: экономико-статистические, экономико-математические, нормативный и др.

     Прогноз розничного товарооборота целесообразно  составлять по кварталам, что имеет  важное оперативное значение.

     Экономически  обоснованные прогнозы товарооборота  по периодам года имеют важное значение для ритмичного удовлетворении платежеспособного  спроса населения, нормального денежного  обращения, обеспечения развития товарооборота  и других показателей торговой деятельности предприятия.

     Составление плана-прогноза розничного товарооборота  по периодам года (кварталам и месяцам) требует комплексного учета целого ряда факторов:

     1. Покупательная способность населения  в разные периоды года, определяемая  на основе примерных расчетов  денежных доходов населения. Внутригодичные колебания покупательских фондов, или денежных доходов, не совпадают с соответствующими показателями розничного товарооборота, так как доходы, полученные населением в одном периоде, могут быть израсходованы на покупку товаров в другое время. Однако использование данных о динамике денежных доходов населения по кварталам и месяцам, о темпах их роста на планируемый период наряду с глубоким экономическим анализом розничного товарооборота за прошлые годы позволяет повысить обоснованность внутригодичных прогнозов товарооборота.

     2. Особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды (весенне-летний и осенне-зимний сезоны, предпраздничные и праздничные дни, в период подготовки к учебному году и т.п.). Они отражаются на показателях внутригодичного товарооборота. Для анализа этих показателей рассчитывается удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте и соответственно доля каждого месяца в квартальном обороте. При этом учитывается сезонность в производстве и потреблении отдельных групп товаров, климатические особенности каждого периода, влияющие на спрос населения, и другие факторы.

     3. Равномерность завоза товаров  по периодам года. Исследования  внутригодичного товарооборота показывают, что он колеблется по месяцам в значительной степени в зависимости от поступления товаров. Изменение внутригодичных оборотов под влиянием покупательных фондов населения и особенностей спроса - нормальное явление. А колебания оборота в результате неравномерного завоза товаров свидетельствуют о неудовлетворительной работе коммерческого отдела и недостатках в организации торговли. Поэтому при внутригодичном планировании предусматриваются меры по обеспечению более ритмичного завоза товаров в соответствии с особенностями покупательского спроса населения в отдельные периоды года. Поступление товаров на протяжении года должно быть подчинено задаче наилучшего удовлетворения потребностей населения, так как это является основой увеличения товарооборота. 

     2.5 Модели стратегического  регулирования розничного  товарооборота.

     Первая  модель стратегического регулирования  розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения  товаров. Это становиться возможным при следующем условии:

     IП  > IТ > IТЗ > IС ,

     где:

       IП - индекс роста поступления товаров;

       IТ - индекс роста объема товарооборота;

       IТЗ - индекс роста суммы товарных запасов;

       IС - индекс роста объема спроса населения.

     Вторая  модель стратегического регулирования  розничного товарооборота обеспечивает повышение эффективности хозяйственной  деятельности торгового предприятия. Это достигается при условии:

     IПР > IТ > IФОТ > IЧ ,

     где:

       IПР - индекс роста массы прибыли;

       IТ - индекс роста объема товарооборота;

       IФОТ - индекс роста фонда оплаты труда;

       IЧ - индекс роста численности работников.

       или: 

     IР  > IПТ > IЗ ,

     где:

       IР - индекс роста уровня рентабельности (% к обороту);

Информация о работе Розничный товарооборот