Розничный товарооборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 01:23, курсовая работа

Описание

Розничный товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление. От степени выполнения плана товарооборота зависит выполнение кассового плана Государственного Банка РФ.

Содержание

Введение _____________________________________________________ 3
1. Сущность товарооборота______________________________________4
1.1 Экономическое значение и понятие товарооборота ________________ 4
1.2 Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа товарооборота_________________________________________________8
2. Анализ и планирование товарооборота__________________________13
2.1 Анализ динамики товарооборота _____________________________ 13
2.2 Анализ сезонных колебаний товарооборота _____________________16
2.3 Факторный анализ розничного товарооборота__________________ 20
2.4 Планирование розничного товарооборота______________________22
2.5 Модели стратегического регулирования розничного товарооборота_24
3. Исследование деятельности конкретного предприятия______________27
3.1Организационно – экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Амира» за 1 и 2 полугодия 2009 г._______________27
3.2 Анализ розничного товарооборота предприятия ООО «Амира» за период 1 и 2 полугодия 2009 г._________________________________________29
Заключение __________________________________________________ 32
Список литературы ___________________________________________ 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 700.91 Кб (Скачать документ)

     Характеристика  товарооборота по выделенным признакам  дана на рис.1, где представлена обобщенная группировка различных видов товарооборота на предприятии.

     Состав  товарооборота можно анализировать  и по другим, соответствующим специфике  предприятия, признакам. 

       
 
 
 

     Рис. 1 Состав товарооборота розничной торговли

     Структура товарооборота и соотношение  реализации товаров по отдельным  группам анализируются в соответствии с формой № 3-торг. Действующая система  учета и отчетности позволяет  изучить внутригрупповую ассортиментную структуру, которая является источником информации для деятельности маркетинговых  служб. Необходима дифференциация товарооборота  соответствующих групп товаров  по видам, артикулам, сортам.

     Изучение  внутригрупповой ассортиментной структуры  возможно только на основе инвентаризации и первичной документации.

     Выбор объекта анализа зависит от цели и уровня анализа. Анализ товарооборота  проводится не только на уровне предприятия, но и на макроуровне статистическими  органами.

     Анализ  товарооборота по общему объему проводится с целью установления конкурентных позиций предприятия, оценки выбранной  ценовой и товарной политики.

     Анализ  товарооборота по структуре позволяет  «вычертить» жизненный цикл товара и определить стадию, на которой  находится товар, принять меры к  снижению потерь, связанных со спадом реализации отдельных ассортиментных групп, и разработать предложения  по формированию ассортиментного портфеля.

     Анализ  общего объема и структуры товарооборота  на федеральном уровне имеет целью  установить конъюнктурные колебания, соотнести их со стадиями экономического цикла и принять меры государственного регулирования экономикой.

     Источниками информации для анализа товарооборота  является статистическая отчетность, первичные бухгалтерские документы.

     Используется  формы статистической отчетности:

     • Форма № 3-торг – отчет о продаже и остатках товаров, представляет собой товарный баланс, в котором отражается движение товаров, предназначенных для продажи в порядке розничной торговли. Форма составляется за I полугодие, год.

     • Форма № 3торг (краткая) – месячная.

     • Бланк регистрации цен и тарифов на товары народного потребления и платные услуги за месяц – срочная, месячная.

     • Форма №7-торг (розница) – отчет о наличии торговой сети – годовая.

     Основным  первичным документом, используемым в качестве источника данных для  анализа, являются товарно-денежный отчет  и прилагаемые к нему документы, подтверждающие сдачу выручки и  расходы, произведенные из выручки (квитанции учреждений банков, почтового  отделения, приходно-кассовые ордера и  т.д.), продажу товаров в кредит, а также стоимость стеклопосуды в обмен на товар.

     На  основании товарно-денежного отчета розничный товарооборот определяется как сумма:

     а) выручки, сданной в учреждения банков, на почту или в кассу своего предприятия;

     б) хозяйственных расходов, произведенных из выручки.

     Общая схема анализа товарооборота  в ретроспективе представлена на рис. 2. Ретроспективный анализ товарооборота  предполагает:

     • построение динамических рядов товарооборота по общему объему;

     • анализ товарооборота по составу;

     • анализ товарооборота по структуре ассортимента;

     •анализ товарооборота по внутригрупповой ассортиментной структуре;

     • Факторный анализ товарооборота, который в свою очередь включает в себя: анализ влияния товарного обеспечения и скорости обращения товаров на объем продаж; анализ влияния обеспеченности предприятия основными средствами (торговой площадью, торговым оборудованием) и эффективности их использования; анализ влияния изменения численности персонала и производительности труда на товарооборот; изучение стохастических зависимостей товарооборота от параметров воздействия на сбыт.

     • Оценку критического объема продаж по фактическим данным о затратах и доходах от реализации.

     Прогнозный  анализ предполагает:

     • Определение критического объема продаж с учетом предполагаемых изменений в издержках и доходах;

     • Построение альтернативных вариантов структуры товарооборота и выбор оптимального соотношения в реализации товаров.

        

       
 
 
 

     Рис. 2  Направления анализа товарооборота

     2. Анализ товарооборота и планирование

     2.1 Анализ динамики товарооборота.

     В оценке и анализе развития товарооборота  используются различные методы исследования динамических процессов: построение динамических рядов ( в натуральных и стоимостных единицах), расчет показателей динамики (базисных и цепных темпов роста и прироста, абсолютных приростов), построение трендовых регрессионных моделей динамики, индексный метод.

     Изменение уровней рядов динамики происходит под влиянием множества факторов, которые по-разному влияют на изменение  товарооборота, - это могут быть факторы  как внешние, так и внутренние. Одни факторы оказывают постоянное влияние на товарооборот и формируют  основную тенденцию (тренд). Например, инфляция оказывает влияние на увеличение товарооборота в стоимостных  показателях и в результате действия того же фактора происходит снижение физического товарооборота; рост денежных доходов населения приводит к  устойчивому росту объема продаж.

     Другие  факторы имеют непостоянное или  случайное действие. Например, увеличение площади торгового зала приводит к росту товарооборота. Действие таких факторов вызывает единоразовое увеличение объема продаж.

     Различие  действия постоянных, периодических  и разовых причин обуславливает  необходимость изучения основных компонентов  рядов динамики:

     • тренда;

     • периодических колебаний;

     • случайных отклонений.

     При выявлении тренда розничного товарооборота  решаются две задачи:

     1. качественная характеристика тренда, может быть дана с помощью визуальной оценки эмпирических данных или графика;

     2. измерение выявленного тренда, т.е. получение обобщающей количественной оценки основной тенденции.

     Наиболее  распространенные методы изучения тренда:

     • укрупнение интервалов;

     • сглаживание скользящей средней;

     • аналитическое выравнивание.

     Метод укрупненных интервалов применяется  для выявления тренда в рядах  динамики колеблющихся уровней, затушевывающих основную тенденцию развития. Главное  в этом методе – преобразование первоначального ряда динамики в  ряды более продолжительных периодов (месячные – в квартальные, квартальные  – в годовые). В результате укрупнения интервалов общая тенденция роста продажи становится очевидной.

     Сущность  сглаживания методом скользящей средней состоит в том, что  по исходным уровням ряда (эмпирическим данным) определяют расчетные (теоретические) уровни, в которых случайные тенденции  погашаются, а основная тенденция  развития выражается в виде некоторой  плавной линии. Для выражения  общей тенденции развития этим методом прежде всего устанавливаются ее звенья. Звенья скользящей средней должны составляться из числа уровней, отвечающих длительности внутригодовых циклов в изучаемом явлении. Для ряда динамики, отражающего развитие товарооборота по кварталам, скользящие средние обычно составляются из четырехзначных звеньев. Их расчет состоит в определении средних величин из 4-уровневого ряда с отбрасыванием при вычислении каждой новой скользящей средней одного уровня слева и присоединением одного уровня справа:

     ;                .

     Для определения сглаженных уровней  производится центрирование. При применении метода скользящей средней к ряду динамики месячных уровней рассчитывается 12-членная скользящая средняя.

     Применение  в анализе рядов динамики методов  укрупнения интервалов и скользящей средней позволяет выявить тренд  для его описания.

     Для изменения тренда используется метод  аналитического выравнивания. Основным содержанием его является то, что основная тенденция развития   рассчитывается как функция времени . Определение теоретических уровней   производится на основе так называемой адекватной математической функции. Адекватная функция подбирается методом наименьших квадратов – по минимальному отклонению суммы квадратов между теоретическими и эмпирическими уровнями товарооборота, т.е.

     . 

     Важнейшую проблему составляет подбор математической функции, по которой рассчитываются теоретические уровни тренда. В практике изучения тренда различают следующие  эталонные типы развития товарооборота  во времени, в основе которых лежат  абсолютные приросты, относительные  приросты и темпы роста:

  1. Равномерное развитие – линейная форма тренда применяется для рядов динамики со стабильными цепными абсолютными приростами

     (). Основная тенденция развития отображается уравнением прямолинейной функции: . Параметр является коэффициентом регрессии, определяющим направление развития. Если , то уровни ряда динамики возрастают, если - равномерно снижаются;

  1. Равноускоренное (равнозамедленное) развитие – параболическая форма тренда – применяется для рядов динамики со стабильными темпами прироста (). Основная тенденция развития отображается функцией параболы второго порядка:

     .

     Параметр  характеризует постоянное изменение интенсивности                 развития (в единицу времени). При происходит ускорение развития, а при идет процесс замедления роста;

  1. Развитие с переменным ускорением (замедлением) отображает функция параболы 3-го порядка:

     ,

     где отображает изменение ускорения (при - ускорение возрастает, при – ускорение замедляется).

  1. Развитие по экспоненте. Экспоненциальное сглаживание временных рядов – модификация метода наименьших квадратов для анализа временных рядов, при котором более поздним наблюдениям придается больший вес, иными словами, веса точек ряда убывают (экспоненциальный закон) по мере удаления в прошлое.

     Этот  тип динамики характеризует стабильные темпы роста

     .

     Основная  тенденция в рядах динамики с  постоянными темпами роста отображается показательной функцией

     ,

     где  – темп роста (снижения) изучаемого явления в единицу времени, т. е. интенсивность развития;

  1. Развитие с замедлением роста в конце периода. У этого типа рядов динамики показатель цепного абсолютного прироста сокращается в конечных уровнях ряда динамики (достижение насыщения).

     Основная  тенденция развития в таких рядах  динамики выражается полулогарифмической  функцией:

     .

     Практика  статистического изучения тренда социально-экономических  явлений показывает, что часто  невозможно однозначно решить вопрос, какому виду развития больше всего  отвечают показатели динамики. Реальные условия формирования показателей  товарооборота предполагают изменение  товарооборота под влиянием множества  факторов разнонаправленного действия, поэтому трудно найти адекватную форму связи.

Информация о работе Розничный товарооборот