Рынок таксомоторных перевозок в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:37, курсовая работа

Описание

Такси́ (от фр. Taximètre «счётчик цены», позже так называлась сама машина) — средство общественного транспорта, обычно автомобиль, используемый для перевозки пассажиров и грузов в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счётчику — таксометру. Иногда (в слаборазвитых странах почти всегда) цена назначается по договору с водителем.

Содержание

Введение 2
Часть 1. Матрица потребностей 6
Часть 2. Описание специфики рынка таксомоторных перевозок 14
2.1. Состояние рынка на текущий момент и уровень конкуренции 14
2.2. Описание целевого сегмента 19
Часть 3. Управление маркетингом 25
Рекомендации 33
Список источников 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 186.46 Кб (Скачать документ)

     Оглавление 

     Введение 2

     Часть 1. Матрица потребностей 6

     Часть 2. Описание специфики  рынка таксомоторных  перевозок 14

     2.1. Состояние рынка  на текущий момент  и уровень конкуренции 14

     2.2. Описание целевого  сегмента 19

     Часть 3. Управление маркетингом 25

     Рекомендации 33

     Список  источников 38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Такси́ (от фр. Taximètre «счётчик цены», позже так называлась сама машина) — средство общественного транспорта, обычно автомобиль, используемый для перевозки пассажиров и грузов в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счётчику — таксометру. Иногда (в слаборазвитых странах почти всегда) цена назначается по договору с водителем. Чаще всего в качестве автомобилей такси используются седаны или минивэны, встречаются и лимузины. В развитых странах таксисты координируют свои действия с диспетчером таксопарка, который может передавать водителям сведения о заказах по радиосвязи, либо при помощи телефона. В японских такси для этой цели используется навигация через GPS.

     Отдельной категорией выделяются такси, которые  не имеют инфраструктуры по приёму заказов и по вывозу пассажиров, а осуществляют вывоз пассажиров путём прямой интеграции с инфраструктурой  множества реальных такси. Звонок пассажира  или заполненная заявка на сайте  попадает в распределительный центр, откуда с учётом приоритета обслуживания клиента (например, цена), попадает в  информационные системы десятков таксопарков. Как результат — возможность  подбора машины по тарифу или другим критериям и значительно большая вероятность подачи машины.

     Сильными  сторонами служб такси является доставка в любую часть города в любое время в кратчайшие сроки и круглосуточный график работы.

     Но  наряду из этим существует ряд слабых сторон:

     1) высокая стоимость услуг; 

     2) низкая пассажировместимость;

     3) возможность отказа в обслуживании  в связи с отсутствием свободных  машин; 

     4) нечеткое время подачи;

     5) большая численность «нелегалов»  (около 85% по данным 2010 года), а  это часто предопределяет низкий  уровень обслуживания: опоздание,  приезд, по другому адресу, попытки  водителя получить больше заявленного  тарифа

     Существуют  также маршрутные такси, которые  осуществляют перевозки по определённым линиям — маршрутам. От автобуса маршрутные такси отличаются прежде всего тем, что осуществляют остановку и высадку пассажиров только по требованию, причём не только на остановках общественного транспорта, но и во всех местах по пути следования, где правилами разрешена остановка (посадку пассажиров маршрутные такси обычно осуществляют только на остановочных пунктах). Ещё одно отличие от автобусов: небольшое количество пассажиров.

     Идея  использовать автомобиль для регулярной перевозки пассажиров на коммерческой основе возникла не так уж давно. Хотя наёмные конные экипажи в крупнейших европейских столицах были известны с XVII века, к дорогому и экзотическому  самодвижущемуся экипажу извозчики  присматривались лет десять, не меньше. Первая таксомоторная компания открылась  в 1897 году на родине автомобиля — в  Штутгарте. А дальше пошло-поехало. Едва страна ступала на путь автомобилизации, как через несколько лет на улицах её городов появлялись «извозчики с мотором».

     Прошло  лишь несколько лет с момента  изобретения бензинового такси, и эксплуатировавшие его компании поняли, что к выбору машины для  извоза следует подходить основательно. Таксомотор нельзя долго держать в гараже, от его пробега зависит прибыль. Водитель наёмного экипажа не может отказать клиенту, если пункт назначения находится на улице с разбитым дорожным покрытием. Нужно, чтобы автомобиль заводился в любую погоду, а риск поломки должен быть сведён к минимуму. Иначе говоря, необходим не просто очень надёжный автомобиль: желательно, чтобы он с самого начала создавался с прицелом на службу такси.

     Перспективность поставки автомобилей таксомоторным  фирмам одной из первых осознала французская  компания Renault. Собственно, выбора у неё и не было. Спрос на такси в Париже начала XX века был колоссальным, а Renault на тот момент являлась одной из самых быстроразвивающихся автомобильных фирм. Поэтому уже в 1904 году, всего через пять лет после рождения предприятия Renault, на рынок был выведен Type AG — специально созданный для работы в такси.

     Свой  знаменитый жёлтый цвет такси Нью-Йорка  и некоторых других городов приобрели  благодаря компании с характерным  названием Yellow Cab, основанной в 1912 году. Почему выбор её руководства пал именно на жёлтый цвет? Главная причина — кричащая яркость. Жёлтую машину видно издалека, и клиент не прозевает свободное такси. Кроме того, до середины прошлого века большинство обычных легковых машин окрашивалось в тёмные тона, поэтому на их фоне такси выглядели сущими канарейками. Да и сейчас ни одна автомобильная фирма не применяет такого насыщенного жёлтого цвета, чтобы автомобиль не путали с такси.

     В отличие от многих других городов  Париж 1930-х пестрел такси самых  разных оттенков. Правда, прослеживалась любопытная закономерность. Такси Citroen были зелёными, Peugeot — жёлтыми, а Renault традиционно, ещё со времен Марнского такси, — красными. Разгадка проста: каждый производитель сотрудничал с определёнными таксомоторными фирмами, а иные просто принадлежали автоконцернам. Партнёрство было обоюдовыгодным: автомобильные фирмы обеспечивали себе устойчивый сбыт, контракты на обслуживание и запчасти. Таксомоторные фирмы, в свою очередь, получали наиболее подходящие для их работы модели, ещё на заводе оснащённые всем необходимым: перегородкой в салоне, солидной решёткой для багажа в хвосте кузова, дополнительными откидными сиденьями в пассажирском отделении.

     В годы войны многим европейским странам  стало не до такси. Особенно тем, которые  попали в зону немецкой оккупации. Большинство  автомобилей было реквизировано  властями рейха, а тем, что остались, нечем было заправляться, так как  бензин выделялся строгими порциями. Но людям надо было как-то передвигаться. Поэтому и произошёл поразительный  для Европы переход на мускульную тягу, и в обиход вошли велосипеды с пассажирскими колясками-прицепами. Самые зажиточные велотаксисты имели даже экипажи с крышей.

     В Юго-Восточной Азии, где климат жаркий, а население в массе своей  бедное, получил распространение  экзотический вид таксомоторов. Миллионы трёхколёсных моторикш и тук-туков, сделанных на базе мотоциклетных агрегатов, носятся по забитым улицам городов, не обеспечивая пассажирам даже минимальной безопасности. Зато такой вид транспорта на порядок дешевле обычного такси и позволяет седоку познакомиться с жизнью страны, не отгораживаясь от неё стеклом автомобиля. 
 
 
 
 

     Часть 1. Матрица потребностей

 
---

     Таблица 1

Признак потребности Характеристика  признака Анализ  товара
1. Место в иерархии  потребностей Первичные (низшие):
Физиологические (голод, жажда, потребность в тепле) +
Безопасность (защищенность) +
Социальные (высшие):
Принадлежность  к социальной группе +
Потребность в уважении, признании  
Потребность в самовыражении  
2. Что влияет на потребность? Нац.традиции, менталитет +
География, Природный климат  
Пол  
Возраст  
Социальное  положение +
3. Историческое место потребности Остаточные (прошлые) +
Настоящие
Перспективные (будущие)
4. Уровень удовлетворения Полностью удовлетворенные  
Не  полностью удовлетворенные +
Неудовлетворенные  
5. Степень сопряженности Слабо сопряженная +
Сопряженная  
Сильно  сопряженная  
6. Масштаб (массовость) распространения Географический:
Глобальный +
Региональный   
В пределах страны  
Социальный:
Всеобщий +
Внутри  национальной общности  
Внутри  социальной группы по обр./ по доходу  
7. Частота удовлетворения (временные  параметры потребления) Единично удовлетворяемые  
Периодически  удовлетворяемые +
Непрерывно  удовлетворяемые  
8. Природа возникновения Основные  
Вторичные (прямо индуцированные) +
Косвенные (косвенно индуцированные)  
9. Применяемость потребности (широта  проникновения в различные сферы  жизни) В одной области  
В нескольких областях +
Во  всех областях  
10. Комплексность удовлетворения Удовлетворяются одним  товаром  
Удовлетворяются взаимодополняющими товарами  
Удовлетворяются взаимозаменяющими товарами +
11. Отношение общества Отрицательное  
Нейтральное  
Положительное +
12. Степень эластичности Слабоэластичные +
Эластичные   
Высокоэластичные  
13. Способ удовлетворения Индивидуальный +
Групповой +
Общественный  
14. Глубина проникновения в общественное  сознание Неосознанные/ Частично осознанные  
Осознанные  значительной частью потенциальной социальной группы +                                                                                                                                                                                     
Осознанные всей потенциальной социальной группой  
15. Состояние конкуренции товаров  и услуг в сфере удовлетворения  потребности Конкурируют только товары/усл. данного вида (один рынок) +
Конкурируют товары/усл. разных видов (разные рынки)  
Товары  конкурируют с услугами  
 
 

     Особенности анализа по каждой позиции матрицы:

     1. Место в иерархии потребностей.

     В соответствии с маркетинговыми и  социологическими исследованиями, многие современные горожане предпочитают такси именно из-за чувства собственной  защищенности и некоторой огороженности от враждебно настроенного социума, которое они получают, находясь в кабине такси.

     Также услуги такси –благо, недоступное определенным массовым социальным группам.

     Изучая  место потребности в иерархии, можно утверждать, что потребитель  в достаточной степени готов платать деньги за ее удовлетворение. Несмотря на то, что потребность является вторичной (перемещение), она напрямую связана с первичными (физиологическими потребностями - работа). 

     2. Что влияет на потребность?

     В разных странах существуют разная культура поведения в городах. В ряде стран  использование услуг такси равнозначно  поездке на общественно транспорте, тогда как в других странах  такси остается предметом социально-неравного  поведения.

       И опять же, из-за недоступности этой услуги для некоторых социальных слоев, фактор социального положения также имеет место.

     3. Историческое место потребности.

     Коммерческие  перевозки людей существовали всю  историю человечества и всегда отвечали потребностям человека перемещаться в пространстве. Можно смело предположить, что потребность имеет место в настоящем времени и останется актуальной в будущем.

     4. Уровень удовлетворения потребности.

     Если  оценивать уровень удовлетворенности  потребностью в таксомоторных перевозках по России в целом и по Москве в частности, потребность будет удовлетворена не полностью. Дело в том, что по сравнению с другими развитыми городами и странами, количество такси, приходящееся на каждого жителя города пока еще недостаточное. Нехватка лицензированного легкового такси достигает 22 тысяч машин, что на данный момент практически в 4,5 раза превышает их текущее число. Например, самое большое количество такси насчитывается в Мехико-Сити - более 60 тыс. В 90-х годах в Лондоне насчитывалось 14 тыс. такси и 20 тыс. водителей такси. В Нью-Йорке насчитывается 11787 лицензированных такси. В Риме – 5300, а в Париже - 40300.  

Информация о работе Рынок таксомоторных перевозок в России