Рынок таксомоторных перевозок в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:37, курсовая работа

Описание

Такси́ (от фр. Taximètre «счётчик цены», позже так называлась сама машина) — средство общественного транспорта, обычно автомобиль, используемый для перевозки пассажиров и грузов в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счётчику — таксометру. Иногда (в слаборазвитых странах почти всегда) цена назначается по договору с водителем.

Содержание

Введение 2
Часть 1. Матрица потребностей 6
Часть 2. Описание специфики рынка таксомоторных перевозок 14
2.1. Состояние рынка на текущий момент и уровень конкуренции 14
2.2. Описание целевого сегмента 19
Часть 3. Управление маркетингом 25
Рекомендации 33
Список источников 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 186.46 Кб (Скачать документ)

     5. Степень сопряженности потребности.

Данная потребность  слабо сопряжена. Подразумевается, что пользование услугой такси  должно пробуждать какую-то новую потребность. То есть сначала ты удовлетворяешь потребность в такси, затем должна на основе этого появиться другая потребность. Здесь же нет очевидных  сопряженных потребностей.

     6. Масштаб (массовость) распространения.

     Услуга  таксомоторных перевозок распространена повсеместно, глобально, такси есть даже в слаборазвитых странах, например в странах африканского континета.

     Потребность в перемещении является практически  всеобщей, и исключениями можно пренебречь.

     7. Частота удовлетворения.

     Потребность в перемещении возникает у  потребителя периодически и не ограничивается разовым приобретением услуги.

     8. Природа возникновения.

     Анализ  потребности по природе ее возникновения  позволяет фирме представить  степень риска ее бизнеса с  точки зрения “длины цепочки товаров (услуг)”, предшествующих рассматриваемой  услуге. Потребность человека в труде  и отдыхе вызывает потребность в  перемещении к месту приложения труда или месту отдыха.

     9. Применяемость потребности.

     По  ширине проникновения в различные  сферы жизни потребность является полисферной: перемещение и к месту отдыха, и к месту приложения труда и т. д.

     10. Комплексность удовлетворения.

     Потребность в достижении конечного пункта назначения может быть реализована, например, личным автомобилем или взаимозаменяющими услугами общественного транспорта.

     11. Отношение общества.

     Фирме нежелательно попадать в бизнес, негативно  воспринимаемый потребителями. Область  пассажирских перевозок в целом  является социально позитивной при  условии соблюдения перевозчиком экологических  требований. 

     12. Степень эластичности потребности.

     В целом спрос на таксомоторные  услуги слабоэластичен. Если остро возникает потребность в передвижении с помощью услуг такси, цена для потребителя, как правило, имеет второстепенное значение. Такая тенденция наглядно показана на примере такси возле аэропортов, вокзалов и т.п. В таких местах цены часто завышены, но потребители готовы платить, потому что экономия времени и сил для них важнее денежных затрат.

     13. Способ удовлетворения потребности.

     Услугами  такси можно пользоваться как  в одиночку, так и группой (например, когда нужно куда-либо доехать  компании друзей или нескольким членам семьи).

     14. Глубина проникновения в общественное сознание.

     Данная  потребность осознана значительной частью потенциальной группы.

     15. Состояние конкуренции товаров и услуг в сфере удовлетворения потребности.

     Состояние конкуренции товаров и услуг  является коммерчески важным для  фирмы. В широком смысле перемещение  с помощью легкового автомобиля является конкуренцией для услуги пассажирской таксомоторной перевозки. Однако существует ряд условий, при которых на рынке  конкурируют только услуги:

  • пассажир возвращается из дальней поездки на поезде, водном, воздушном или автомобильном транспорте;
  • возвращение или поездка на увеселительное мероприятие с употреблением на них спиртных напитков;
  • отсутствие у потребителя физических сил и средств для получения водительских прав;
  • отсутствие у потребителя материальных средств для приобретения легкового автомобиля.

     Часть 2. Описание специфики рынка таксомоторных перевозок

     2.1. Состояние рынка  на текущий момент  и уровень конкуренции

 

     Во  множестве крупнейших городов мира такси является неотъемлемым и наиболее удобным транспортным сервисом. Отличаясь доступностью и практичностью, он стал также одним из самых дешевых во множестве городов, как Нью-Йорк, Париж, Берлин. Однако в России этот вид услуг является наименее доступным широким слоям населения. Что парадоксально, так как объемы издержек на бензин, зарплату и технические расходы, заметно ниже, чем в названных городах. Сюда же стоит отнести и предельно высокую степень конкуренции.

     Особенно  серьезный разрыв в мировых ценах  стоит отнести к ценам на услуги такси в транспортных узлах, как  аэропорты. Сравнение стоимости  цен на аналогичную услугу с американскими  или же английскими таксистами наглядно показывает поразительную разницу. Отчасти это можно списать на российский менталитет. Существует достаточно большой спрос, который позволяет таксистам удерживать рынок в ценовых категориях, заданных самими таксистами. Однако очевидно то, что наличие частных извозчиков способно создать конкурентную борьбу.

     На  рынке существует две категории игроков рынка, занимающие определенные и фиксированные ниши.  Первая категория - это радио-такси, которые занимаются исключительно централизованными вызовами по телефону и не берут на улице пассажиров. Вторая категория – это таксисты-частные извозчики. Они занимаются извозом пассажиров на короткие расстояния, при этом чаще всего это происходит хаотично и бессистемно. Эта ниша полностью отдана частникам, так как она не приносит серьезной прибыли, и расценки в данной категории намного ниже официальных такси. Объясняется это тем, что при средней стоимости проезда у частника в 300 рублей (средняя городская цена проезда на расстояние не более 7 километров), официальное такси не имеет возможности конкурировать – такая цена не позволит окупить работу целого ряда сотрудников (техников, диспетчеров), которая заложена в стоимость проезда изначально. Третья категория – это машины, взятые напрокат, но об этом сегменте более подробно будет рассказано ниже.

     Кроме того, на рынке московского такси  «родилась» уникальная в мировой  практике привязка марки и возраста подаваемого автомобиля к стоимости  поездки. Так появились расценки на поездки в автомобилях эконом-класса, бизнес-класса и представительского класса.

     Что касается такси в аэропорты, то тут  в лучшем положении оказываются  пассажиры, уезжающие из города. Тарифы на поездки в аэропорт вполне демократичны у официальных служб такси.

     Начиная с 2006 года количество машин в официальных  службах такси с 6000, увеличилось  к 2011 году до 10000. Москва располагает  более чем 300 службами такси и  их число постоянно растет. И это  не считая того, что количество частников, промышляющих нелегальным извозом, исчисляется более чем 50-ю тысячами.

     Такая мощная конкуренция по законам рынка, казалось бы, должна играть на снижение цен такси. Однако на практике выходит, что рыночные правила не срабатывают, и при достаточно невысокой покупательской способности у населения таксисты не просто не снижают цены, но и регулярно  их повышают.

       

      Распределение таксомоторных компаний по территории РФ, % 
 

     Российский рынок таксомоторных перевозок в последние годы активно развивается. В настоящее время на рынке такси действует огромное количество перевозчиков, 90% которых составляют теневой сектор таксомоторных перевозок. На рынке легальных перевозок действуют два типа игроков: таксопарки и диспетчерские службы, у которых нет своего автопарка. На протяжении последних двух лет в России активно проводятся государственные меры по легализации бизнеса таксомоторных перевозок. Вмешательство государства способствует росту сегмента легальных таксомоторных перевозок, что влечет за собой выход на рынок новых участников и развитие деятельности старых.

     Объективно можно оценить лишь рынок Москвы и Санкт-Петербурга. Объем московского рынка такси в 2004 году составил 500 – 600 млн. долларов США. На долю корпоративных клиентов пришлось 30% рынка, остальную часть составил нелегальный бизнес. В настоящее время в Москве ежедневно востребовано около 20 тыс. машин. Официальные перевозчики обеспечивают около 5 тыс. машин. Остальное приходится на долю частников. При этом доля корпоративных такси растет. Сейчас на московском рынке такси предлагают свои услуги около 10 крупных компаний, автопарк которых насчитывает сотни и тысячи машин. В их число входят «Автолайн», «Новое желтое такси», «Тема» и другие компании. Также присутствует значительное число малых компаний, имеющих несколько десятков собственных машин или работающих с водителями-частниками.

     Эксперты выделяют следующие основные тенденции развития российского рынка таксомоторных перевозок: появление и дифференциация новых форм обслуживания, укрупнение игроков, увеличение размера инвестиций в бизнес, повышение качества услуг, повышение активности государства в поддержке легальных участников рынка, внедрение новых систем радиосвязи цифрового стандарта. При помощи новых технологий становится возможным постоянный контроль выполнения заказа и предоставление клиентам квитанций с полной информацией о поездке и ее стоимости. 

     Обзор московского рынка. Москва представляет собой многомиллионный мегаполис, где насчитывается всего 6 тысяч таксомоторов. Заказов в диспетчерские служб такси поступает гораздо больше, порядка сорока тысяч в день. Безусловно, фактором, мешающим эффективной легальной работе такси являются частники. По разным данным от 67% всех пассажироперевозок совершается именно частниками-нелегалами. Безусловно, поймать на дороге «бомбилу» частника может иногда оказаться быстрее и дешевле, но никто не даст гарантию, что такое «такси» довезет быстро, комфортно и в нужный срок.

     Вызывая легальное такси можно получить множество преимуществ, одно из основных в том, что вызывая такси через диспетчера, клиент  указывает нужное время, и машину заказчику подают именно тогда, когда ему это необходимо. Недостатком в этом случае может стать марка подаваемого такси, ведь чаще всего таксопарки собираются из автомобилей всех марок и возрастов. Избежать подобного можно, заранее оговорив с диспетчером, какой автомобиль хотелось бы видеть.

     Более того, трудные времена ожидают  владельцев таксопарков с 1 сентября 2011 года, когда изменения закона вступают в силу. По новому порядку  компании, оказывающие услуги такси, должны будет иметь собственный автопарк. Для них вводятся ограничения по году выпуска автомобилей и стажу водителей (не менее 3 лет). Фирмам-такси необходимо будет проводить проверки технического состояния машин каждые полгода и ежедневное медицинское освидетельствование водителей такси.

     В соответствии с новым законом  деятельность такси будут работать на основании разрешения регионального  органа власти. Этот документ должен находиться в салоне автомобиля. Водитель такси  обязан предъявлять его по требованию пассажира, уполномоченного должностного лица или сотрудника ГИБДД.

     С 1 января 2012 года начнет действовать  система штрафов за нарушение  таксистами правил оказания услуг. В  частности, если пассажир не получил  квитанцию или на машине нет специального знака или оранжевого фонаря, водителю такси придется заплатить штраф  в 1000 рублей. Кроме того, по новому закону за нелицензированную деятельность по перевозке пассажиров водителю грозит штраф в размере 5000 рублей.

     По  экспертным оценкам, общий объем  рынка услуг такси в Москве составляет 10 млрд рублей в год. Около трети суммы приходится на таксистов-нелегалов, которые осуществляют до 67% всех перевозок. В Москве работает до 60 тыс. легальных такси. При этом между ними и частными извозчиками («бомбилами») часто происходят стычки и разборки за выгодное месторасположение вблизи клиентского потока. Согласно результатам опроса, опубликованного в журнале «Огонёк» в апреле 2010 года, услугами такси регулярно пользуются 24% респондентов, еще 20% сообщили, что скорее предпочтут такси, нежели частника.

     Для регулирования деятельности таксоперевозок был разработан «Закон о такси в городе Москве», который получил окончательное одобрение Мосгордумой в середине 2008 года. Данный закон предполагал создание реестра перевозчиков, отвечающих определенным стандартам, которые смогут работать под брендом «Московское городское такси». К этим стандартам относятся исправное техническое состояние автомобиля, левостороннее расположение руля, наличие не менее 4 дверей и не более 8 пассажирских сидений, соответствие экологическому стандарту не ниже «Евро-2», стаж вождения водителей не менее трех лет, хорошее владение русским языком, знание города. Однако пока реестр так и не создан, ни одного подзаконного акта в поддержку данного бизнеса не принято.

     2.2. Описание целевого  сегмента

     Целевую аудиторию   рассчитываем по принципу сегментации рынка:

  1. Демографические показатели: клиент в возрасте от 16 до 55 лет любого пола, любой этнической принадлежности
  2. Социально-экономические показатели: уровень дохода средний-выше среднего, заработок от 15 000 рублей на человека в семье.
  3. Географические показатели: место расположения – москвич либо турист
  4. Психографические показатели: уклад жизни – деловой человек, ценящий свое время, не обладающий собственным авто, не любящий передвигаться на общественном транспорте, для перемещения в зоны, где невозможно оставить собственное средство передвижения.
  5. Поведенческие показатели: степень активности – выше средней, обстоятельства пользования услуги – обдуманные, но возможны стихийные.

Информация о работе Рынок таксомоторных перевозок в России