Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:37, курсовая работа
Такси́ (от фр. Taximètre «счётчик цены», позже так называлась сама машина) — средство общественного транспорта, обычно автомобиль, используемый для перевозки пассажиров и грузов в любую указанную точку с оплатой проезда машины по счётчику — таксометру. Иногда (в слаборазвитых странах почти всегда) цена назначается по договору с водителем.
Введение 2
Часть 1. Матрица потребностей 6
Часть 2. Описание специфики рынка таксомоторных перевозок 14
2.1. Состояние рынка на текущий момент и уровень конкуренции 14
2.2. Описание целевого сегмента 19
Часть 3. Управление маркетингом 25
Рекомендации 33
Список источников 38
5. Степень сопряженности потребности.
Данная потребность слабо сопряжена. Подразумевается, что пользование услугой такси должно пробуждать какую-то новую потребность. То есть сначала ты удовлетворяешь потребность в такси, затем должна на основе этого появиться другая потребность. Здесь же нет очевидных сопряженных потребностей.
6. Масштаб (массовость) распространения.
Услуга
таксомоторных перевозок
Потребность в перемещении является практически всеобщей, и исключениями можно пренебречь.
7. Частота удовлетворения.
Потребность в перемещении возникает у потребителя периодически и не ограничивается разовым приобретением услуги.
8. Природа возникновения.
Анализ потребности по природе ее возникновения позволяет фирме представить степень риска ее бизнеса с точки зрения “длины цепочки товаров (услуг)”, предшествующих рассматриваемой услуге. Потребность человека в труде и отдыхе вызывает потребность в перемещении к месту приложения труда или месту отдыха.
9. Применяемость потребности.
По
ширине проникновения в различные
сферы жизни потребность
10. Комплексность удовлетворения.
Потребность в достижении конечного пункта назначения может быть реализована, например, личным автомобилем или взаимозаменяющими услугами общественного транспорта.
11. Отношение общества.
Фирме
нежелательно попадать в бизнес, негативно
воспринимаемый потребителями. Область
пассажирских перевозок в целом
является социально позитивной при
условии соблюдения перевозчиком экологических
требований.
12. Степень эластичности потребности.
В целом спрос на таксомоторные услуги слабоэластичен. Если остро возникает потребность в передвижении с помощью услуг такси, цена для потребителя, как правило, имеет второстепенное значение. Такая тенденция наглядно показана на примере такси возле аэропортов, вокзалов и т.п. В таких местах цены часто завышены, но потребители готовы платить, потому что экономия времени и сил для них важнее денежных затрат.
13. Способ удовлетворения потребности.
Услугами такси можно пользоваться как в одиночку, так и группой (например, когда нужно куда-либо доехать компании друзей или нескольким членам семьи).
14. Глубина проникновения в общественное сознание.
Данная потребность осознана значительной частью потенциальной группы.
15. Состояние конкуренции товаров и услуг в сфере удовлетворения потребности.
Состояние конкуренции товаров и услуг является коммерчески важным для фирмы. В широком смысле перемещение с помощью легкового автомобиля является конкуренцией для услуги пассажирской таксомоторной перевозки. Однако существует ряд условий, при которых на рынке конкурируют только услуги:
Во множестве крупнейших городов мира такси является неотъемлемым и наиболее удобным транспортным сервисом. Отличаясь доступностью и практичностью, он стал также одним из самых дешевых во множестве городов, как Нью-Йорк, Париж, Берлин. Однако в России этот вид услуг является наименее доступным широким слоям населения. Что парадоксально, так как объемы издержек на бензин, зарплату и технические расходы, заметно ниже, чем в названных городах. Сюда же стоит отнести и предельно высокую степень конкуренции.
Особенно серьезный разрыв в мировых ценах стоит отнести к ценам на услуги такси в транспортных узлах, как аэропорты. Сравнение стоимости цен на аналогичную услугу с американскими или же английскими таксистами наглядно показывает поразительную разницу. Отчасти это можно списать на российский менталитет. Существует достаточно большой спрос, который позволяет таксистам удерживать рынок в ценовых категориях, заданных самими таксистами. Однако очевидно то, что наличие частных извозчиков способно создать конкурентную борьбу.
На рынке существует две категории игроков рынка, занимающие определенные и фиксированные ниши. Первая категория - это радио-такси, которые занимаются исключительно централизованными вызовами по телефону и не берут на улице пассажиров. Вторая категория – это таксисты-частные извозчики. Они занимаются извозом пассажиров на короткие расстояния, при этом чаще всего это происходит хаотично и бессистемно. Эта ниша полностью отдана частникам, так как она не приносит серьезной прибыли, и расценки в данной категории намного ниже официальных такси. Объясняется это тем, что при средней стоимости проезда у частника в 300 рублей (средняя городская цена проезда на расстояние не более 7 километров), официальное такси не имеет возможности конкурировать – такая цена не позволит окупить работу целого ряда сотрудников (техников, диспетчеров), которая заложена в стоимость проезда изначально. Третья категория – это машины, взятые напрокат, но об этом сегменте более подробно будет рассказано ниже.
Кроме
того, на рынке московского такси
«родилась» уникальная в мировой
практике привязка марки и возраста
подаваемого автомобиля к стоимости
поездки. Так появились расценки
на поездки в автомобилях эконом-
Что касается такси в аэропорты, то тут в лучшем положении оказываются пассажиры, уезжающие из города. Тарифы на поездки в аэропорт вполне демократичны у официальных служб такси.
Начиная с 2006 года количество машин в официальных службах такси с 6000, увеличилось к 2011 году до 10000. Москва располагает более чем 300 службами такси и их число постоянно растет. И это не считая того, что количество частников, промышляющих нелегальным извозом, исчисляется более чем 50-ю тысячами.
Такая
мощная конкуренция по законам рынка,
казалось бы, должна играть на снижение
цен такси. Однако на практике выходит,
что рыночные правила не срабатывают,
и при достаточно невысокой покупательской
способности у населения
Распределение
таксомоторных компаний по территории
РФ, %
Российский рынок таксомоторных перевозок в последние годы активно развивается. В настоящее время на рынке такси действует огромное количество перевозчиков, 90% которых составляют теневой сектор таксомоторных перевозок. На рынке легальных перевозок действуют два типа игроков: таксопарки и диспетчерские службы, у которых нет своего автопарка. На протяжении последних двух лет в России активно проводятся государственные меры по легализации бизнеса таксомоторных перевозок. Вмешательство государства способствует росту сегмента легальных таксомоторных перевозок, что влечет за собой выход на рынок новых участников и развитие деятельности старых.
Объективно можно оценить лишь рынок Москвы и Санкт-Петербурга. Объем московского рынка такси в 2004 году составил 500 – 600 млн. долларов США. На долю корпоративных клиентов пришлось 30% рынка, остальную часть составил нелегальный бизнес. В настоящее время в Москве ежедневно востребовано около 20 тыс. машин. Официальные перевозчики обеспечивают около 5 тыс. машин. Остальное приходится на долю частников. При этом доля корпоративных такси растет. Сейчас на московском рынке такси предлагают свои услуги около 10 крупных компаний, автопарк которых насчитывает сотни и тысячи машин. В их число входят «Автолайн», «Новое желтое такси», «Тема» и другие компании. Также присутствует значительное число малых компаний, имеющих несколько десятков собственных машин или работающих с водителями-частниками.
Эксперты
выделяют следующие основные тенденции
развития российского рынка таксомоторных
перевозок: появление и дифференциация
новых форм обслуживания, укрупнение игроков,
увеличение размера инвестиций в бизнес,
повышение качества услуг, повышение активности
государства в поддержке легальных участников
рынка, внедрение новых систем радиосвязи
цифрового стандарта. При помощи новых
технологий становится возможным постоянный
контроль выполнения заказа и предоставление
клиентам квитанций с полной информацией
о поездке и ее стоимости.
Обзор московского рынка. Москва представляет собой многомиллионный мегаполис, где насчитывается всего 6 тысяч таксомоторов. Заказов в диспетчерские служб такси поступает гораздо больше, порядка сорока тысяч в день. Безусловно, фактором, мешающим эффективной легальной работе такси являются частники. По разным данным от 67% всех пассажироперевозок совершается именно частниками-нелегалами. Безусловно, поймать на дороге «бомбилу» частника может иногда оказаться быстрее и дешевле, но никто не даст гарантию, что такое «такси» довезет быстро, комфортно и в нужный срок.
Вызывая легальное такси можно получить множество преимуществ, одно из основных в том, что вызывая такси через диспетчера, клиент указывает нужное время, и машину заказчику подают именно тогда, когда ему это необходимо. Недостатком в этом случае может стать марка подаваемого такси, ведь чаще всего таксопарки собираются из автомобилей всех марок и возрастов. Избежать подобного можно, заранее оговорив с диспетчером, какой автомобиль хотелось бы видеть.
Более того, трудные времена ожидают владельцев таксопарков с 1 сентября 2011 года, когда изменения закона вступают в силу. По новому порядку компании, оказывающие услуги такси, должны будет иметь собственный автопарк. Для них вводятся ограничения по году выпуска автомобилей и стажу водителей (не менее 3 лет). Фирмам-такси необходимо будет проводить проверки технического состояния машин каждые полгода и ежедневное медицинское освидетельствование водителей такси.
В соответствии с новым законом деятельность такси будут работать на основании разрешения регионального органа власти. Этот документ должен находиться в салоне автомобиля. Водитель такси обязан предъявлять его по требованию пассажира, уполномоченного должностного лица или сотрудника ГИБДД.
С 1 января 2012 года начнет действовать система штрафов за нарушение таксистами правил оказания услуг. В частности, если пассажир не получил квитанцию или на машине нет специального знака или оранжевого фонаря, водителю такси придется заплатить штраф в 1000 рублей. Кроме того, по новому закону за нелицензированную деятельность по перевозке пассажиров водителю грозит штраф в размере 5000 рублей.
По экспертным оценкам, общий объем рынка услуг такси в Москве составляет 10 млрд рублей в год. Около трети суммы приходится на таксистов-нелегалов, которые осуществляют до 67% всех перевозок. В Москве работает до 60 тыс. легальных такси. При этом между ними и частными извозчиками («бомбилами») часто происходят стычки и разборки за выгодное месторасположение вблизи клиентского потока. Согласно результатам опроса, опубликованного в журнале «Огонёк» в апреле 2010 года, услугами такси регулярно пользуются 24% респондентов, еще 20% сообщили, что скорее предпочтут такси, нежели частника.
Для регулирования деятельности таксоперевозок был разработан «Закон о такси в городе Москве», который получил окончательное одобрение Мосгордумой в середине 2008 года. Данный закон предполагал создание реестра перевозчиков, отвечающих определенным стандартам, которые смогут работать под брендом «Московское городское такси». К этим стандартам относятся исправное техническое состояние автомобиля, левостороннее расположение руля, наличие не менее 4 дверей и не более 8 пассажирских сидений, соответствие экологическому стандарту не ниже «Евро-2», стаж вождения водителей не менее трех лет, хорошее владение русским языком, знание города. Однако пока реестр так и не создан, ни одного подзаконного акта в поддержку данного бизнеса не принято.
Целевую аудиторию рассчитываем по принципу сегментации рынка: