Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:37, реферат

Описание

Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация "плана Эббота", целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.

Работа состоит из  1 файл

1 Североамериканское соглашение о свободной торговле.doc

— 941.00 Кб (Скачать документ)

 

Хозяйственные трудности преодолеваются при активной поддержке государства, использующего для этого фискальную и кредито - финансовую политику, а  также меры прямого административного  воздействия. Положительное влияние  на экономику Японии оказал процесс приватизации неэффективных (в т.ч. неплатежеспособных и банкротов) государственных предприятий, которые даже в лучшие времена не достигали среднего уровня эффективности частного сектора.

 

Уникальным ресурсом японской экономики были и остаются сбережения предприятий и граждан, позволившие осуществить накопление и обновление капитала.

 

В структурной политике Европейского союза превалирует селективный  подход, направленный на стимулирование деятельности конкретных компаний. Он состоит в том, что только частный бизнес может эффективно решать вопросы подъема депрессивных регионов и предприятий, причем не путем строительства крупных промышленных предприятий, а главным образом посредством создания малых и средних предприятий передовых отраслей.

 

Главной особенностью экономики Франции  является значительный удельный вес  государственного сектора в акционерной  форме. Акции являются государственными непосредственно либо опосредованно - через финансовые институты. Го­сударственные компании действуют преимущественно в автомобилестроении, авиакосмической, электронной, химической, нефтегазовой промышленности, черной металлургии, т.е. в отраслях имеющих ключевой значение для экономики страны:

 

•   446 государственных компаний - в промышленности (черной и цветной металлургии, химии машиностроении;

 

•    194 государственных компании - в транспорте и связи,

 

•    32 - в энергетике,

 

•    280 - в финансовой сфере.

 

Отличительной чертой экономики Франции  является система государственного регулирования, включая индикативное (договорное) планирование на национальном уровне (например, по договорам концессии).   

 

Приватизация   в   Великобритании   проводилась   исключительно на принципах платности и посредством  торгов, с использованием различных  форм административного регулирования. Особенность английской экономической политики - сдерживание производства, особенно при обострении проблем платежного баланса страны.

 

При рассмотрении вопросов государственного регулирования в скандинавских  странах, необходимо различать государственную собственность и государственный сектор.

 

Доля госсобственности значительна  только в Финляндии. Госсектор значителен во всех скандинавских странах.

 

Занятость в государственном секторе  экономики скандинавских стран  наиболее высока среди развитых стран: Швеция -32%; Норвегия и Дания - около 30%, Финляндия - 25%.

 

Государство в странах Скандинавии  активно представлено в следующих  сферах - образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, рынок труда  и др. Помимо прямого участия государства в экономике, существуют косвенные методы регулирования с помощью мер кредитно - финансовой политики.

 

В азиатских странах масштабы участия  государства в организации и  управлении промышленностью, как правило, значительны. Формы и методы государственного вмешательства в экономику изменяются в зависимости от эволюции стратегии экономического развития. Тесная связь бизнеса и государственного аппарата имеет как позитивное, так и негативное воздействие на национальную экономику (пример Японии и Южной Кореи - в меньшей степени, пример Индии - в большей).

 

В экономической политике стран  Латинской Америки до начала 80-х  годов преобладало традиционное значительное государственное вмешательство  в экономику.

 

На современном этапе развития преобладают либеральные рыночные системы с косвенным участием государства (в основном финансовые и фискальные) в экономическом регулировании. В Латинской Америке существенно сокращена доля государственного сектора, возросла степень открытости экономики.

 

Масштабная приватизация государственной собственности проведена в большинстве латиноамериканских стран (Чили, Аргентина, Бразилия и др.).

 

В Бразилии осуществлена приватизация в нефтяной промышленности, электроэнергетики. Тем не менее, государственные предприятия  в начале 90-х годов доминировали в базовых отраслях: горнодобывающих, нефтехимии,    металлургии, химии и фармацевтической промышленности.

 

В 1997 г. Бразилия вышла на первое место  в мире по продаже госсобственности. Тем не менее, государственные предприятия  занимают ведущее место среди крупнейших компаний Бразилии.

 

В Мексике проведена распродажа убыточных государственных предприятий. В программу приватизации включены крупнейшие предприятий горнорудной  промышленности, черной металлургии, авиационного транспорта, принадлежавшие как федеральному правительству, так и местным органам власти. (Только за период 1990 -1994 гг. в латиноамериканских странах приватизировано 694 предприятия).

 

В государственной экономической  политике стран Центральной и  Восточной Европы (ЦВЕ) взят курс на разгосударствление и приватизацию государственной собственности, формирование свободных товаропроизводителей, которые являются собственниками не только производимой и продаваемой продукции, но и средств производства.

 

Тенденция развития – paзнообразие форм собственности.

 

Важным моментом является то, что  государства Центральной и Восточной  Европы четко определили границы  приватизации, обозначив ту часть  собственности, которая остается в  руках государства.

 

Статус государственной собственности  сохранили железные дороги, почта, телеграф, и некоторые другие предприятия, имеющие общественное значение.

 

В странах ЦВЕ имеет место  процесс «реприватизации». Также  развивается, в различной степени, процесс передачи собственности  работникам предприятий.

 

Мировой опыт показывает, что собственность используется наиболее эффективно в тех странах, где степень либерализации хозяйственной деятельности выше, если это сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной государственной поддержкой предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.

 

Антимонопольное законодательство и  антимонопольное регулирование  в странах с развитой рыночной экономикой

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УО «Белорусский государственный экономический университет»

 

 

Кафедра экономической теории и  истории экономических учений

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

На тему: Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование  в странах с развитой рыночной экономикой

 

 

 Студентка1 курса ФМБК ДЯК-2

 

 Сплендер Д.А.

 

 Руководитель:

 

 кандидат экономических наук,

 

 доцент Нестерова Н.В.

 

 

Минск 2008

 

 

 План

 

 

 Введение

 

1. Антимонопольная политика и  антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы.

 

2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой

 

3. Анализ использования антимонопольного  регулирования за рубежом и  возможность его применения в  Республике Беларусь

 

 Заключение

 

 Список использованных источников

 

 

Введение

 

 

 Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

 

 Еще в прошлом веке во  многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

 

 Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

 

 Антимонопольное регулирование  в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси.

 

 В данной курсовой работе  я рассмотрю основные причины  возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.

 

 

1. Антимонопольная политика и  антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы

 

 

 Монополия (от греч. Monopolium- один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.

 

 Монополизм находит свое  место и в рыночной экономике.  О его существовании можно  судить по признакам монополистического  поведения: по разрушению рыночных  механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).

 

 Монополистом может быть  государство, регионы, центральные  экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные  предприятия, а также отдельные  предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.

 

 Существенными признаками монополии  являются обладание субъектом  собственностью и монопольной  властью, возможностью диктовать  свои условия, влиять на рыночное  равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства.

 

 Главная ограничительная сила  рыночной власти монополии –  эластичность спроса на её  продукцию. Продавец может устанавливать  либо цену, либо объём производства, но не то и другое вместе.

 

 Существуют разные виды монополий,  которые можно классифицировать  на три основных: естественная, административная  и экономическая. 

 

-Естественная монополия возникает  вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

 

-Административная монополия возникает  вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.

 

-Экономическая монополия является  наиболее распространенной. Ее появление  обусловлено экономическими причинами,  она развивается на основе  закономерностей хозяйственного  развития.

 

 Монополизм в экономике государства  базируется на универсальной государственной собственности и отсутствии цивилизованного рынка, т.е. тотальном огосударствлении экономики. [8, c. 63-69]

 

 Негативными последствиями  монополизма государственной собственности  (государственного монополизма)  являются;

 

1) на уровне общества — отсутствие  экономической свободы, вырождение  экономической системы;

 

2) на уровне отрасли — возникновение  узковедомственных интересов;

 

3) на уровне предприятия —  негибкость, неэффективность производства;

 

4) на уровне отдельного работника — отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда.

 

 Одним словом, по всем позициям  государственный монополизм наносит  экономике и народному хозяйству  в целом огромный вред.

 

 Антиподами монополизма всегда  были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики. [15, c.17-19]

Информация о работе Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)