Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:37, реферат

Описание

Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация "плана Эббота", целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.

Работа состоит из  1 файл

1 Североамериканское соглашение о свободной торговле.doc

— 941.00 Кб (Скачать документ)

 

 Основными направлениями антимонопольной  деятельности этого Министерства  являются: демонополизация экономики,  содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями монополистов, пресечение нарушений.

 

 В республике сложились и  функционируют, наряду с республиканским,  местные рынки, имеющие свою  специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах  практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста.

 

 Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами. В настоящее время уже определено около 30 позиций услуг и 100 товарных групп, по которым необходимо вести постоянное наблюдение на областных товарных рынках и применять ту или иную форму государственного регулирования. Для ограничения монополистической деятельности и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и в г. Минске, функционально подчиненные Министерству. Меры по антимонопольному регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в ряде случаев их вообще невозможно применить. Выявление локальных монополистических рынков и их демонополизация возлагаются на территориальные органы, которые проводят организационную работу по поддержке предпринимательства, по формированию отдельных элементов рыночной инфраструктуры.

 

 С учетом неоднородности  товарных рынков и действующих на них монопольных структур, а также новых процессов и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:

 

1) устранение монополизма на  всех уровнях экономической системы  и, прежде всего в сфере управления;

 

2) контроль за реорганизацией хозяйствующих субъектов и органов управления, в том числе и в ходе приватизации, а также за движением ценных бумаг, недопущение создания новых монопольных образований;

 

3) предупреждение, ограничение и  пресечение антиконкурентных действий  "искусственных" монополий;

 

4) снижение отрицательных последствий  естественного монополизма,

 

 сохраняющегося по технологическим  и экономическим причинам, а также  вследствие обеспечения государственных  интересов. Перестройка деятельности  органов государственного и хозяйственного управления предполагает качественно новую роль государства и его органов; гарантированность свободы предпринимательской деятельности и реализации прав собственности различных субъектов хозяйствования; четкое разграничение сфер деятельности и функций, республиканских и территориальных исполнительно - распорядительных органов, их полномочий и ответственности; соответствие деятельности органов государственного и хозяйственного управления законодательству республики.

 

 Эффективность антимонопольного регулирований в Беларуси снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, диффузия институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупция в государственном аппарате). Без реформы системы экономических отношений, без соответствующей институциональной среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила поведения субъектов на рынках и меры защиты прав малых и вновь создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующи субъектов, занимающих на нем доминирующее положение. Процессам приватизации не предшествовала демонополизация управления Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень монополизации, несмотря на проведение приватизации. В республике приватизировано 15 % стоимости основных фондов государственных предприятий. Из общего количества реформированных объектов более 28 % преобразовано в акционерные общества, 22 - выкуплено арендными предприятиями, 20 — продано на аукционах, 12 - выкуплено трудовыми коллективами арендных предприятий, 10 % - продано по конкурсу. Замедляет процесс приватизации пренебрежение процедурой банкротства. Монополизм управления, технологический и локальный (региональный) монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных средств препятствуют созданию новых и модернизации действующих производств. Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик имеет возможность монопольного диктата своих условий.

 

 В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной  политики, совершенствования правовой  базы, регулирующей деятельность  предприятий-монополистов. Министерство  предпринимательства и инвестиций  подготовило проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности иразвитии конкуренции". Основными направлениями антимонопольной политики внастоящее время являются

 

 а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход кэкономическим методам государственного регулирования на макроуровне;

 

 б) устранение монопольного  положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов,  корпораций, холдингов и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;

 

 в) обеспечение притока конкурирующих  товаров на белорусские рынки;

 

 г) правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.

 

 Антимонопольная политика в  области ценообразования была  направлена вАнтимонопольное законодательство  и антимонопольное регулирование в странах с развитой рыночной экономикой

 основном на сужение сферы  прямого государственного регулирования  цен на продукцию и услуги  предприятии на базе дифференцированного  подхода к товарным рынкам  и разным группам товаропроизводителей, а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроля цен. [9, c. 55-56]

 

 

 Государственное антимонопольное  регулирование нуждается в детальном  анализе ситуации на товарных  рынках республики. Однако эта  работа осложняетсянеудовлетворительным  состоянием государственной статистики с точки зрения, как методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, сегодня недостаточно информации о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, о движении акций, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др. Отечественная статистика не владеет многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационной области возникает монополия на информацию.

 

 Обобщая сказанное, следует  подчеркнуть, что в условиях  перехода к рынку речь должна  идти не столько о борьбе  с монополизмом, о разработке  и принятии пакета антимонопольных  законов, сколько о формировании  конкурентных отношений, на защиту которых и следует направить антимонопольное регулирование. Необходимо разработать Кодекс экономического поведения контрагентов (Кодекс чести), доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических, правовых, организационных), предусматривающих коренную перестройку отношений собственности, производства, обмена и управления.

 

 В отечественной экономике  до настоящего времени остается  прежней природа формирования  монопольных структур, т.е. они  создаются не в результате естественных процессов концентрации капиталов, свободного их перелива в условиях конкуренции на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования препятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции.

 

 

Заключение

 

 

 Изучив данную тему, следует  отметить, что основной отрицательной  стороной монополизации экономики  является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

 

 Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малом количестве от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

 

 Антимонопольная служба Республики  Беларуси еще очень молода, но  уже сделаны ее первые шаги  к нормализации ситуации по  данным проблемам. Намного больше  ей еще предстоит сделать, и  эти действия должны осуществляться  одновременно с усовершенствованием  антимонопольного законодательства Республики Беларусь. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Беларуси в эффективный регулятор рыночных отношений.

 

 К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся:

 

продолжение структурных преобразований в экономике Беларусь, особенно в  отраслях естественных монополий;

 

совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;

 

регулирование и контроль инвестиционных программ;

 

создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее  регулирование этих видов деятельности;

 

повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим  ему акциям акционерных обществ  – естественных монополий;

 

приведение уровня цен на продукцию  монополий в соответствие с реальными  затратами;

 

целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;

 

сокращение практики перекрестного  субсидирования различных групп  потребителей при адресной поддержке  социально незащищенных групп населения.

 

 Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти.

 

 Окончательная цель заключается  в том, чтобы на рынке остались  лишь те предприятия, которые  обеспечат более высокое качество товара, относителньо более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

 

 Подводя итог сказанному, можно  утверждать, что антимонопольное  законодательство является важнейшей  составляющей современной экономики.  Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

 

Список использованных источников

 

 

Бондарь А.В., Воробьёв В.А. Микроэкономика - 2007

 

Врублевский Б.И. Практикум по основам  предпринимательства : учебное пособие  для студентов экон. спец. вузов / Врублевский Бронислав Иванович, В.Б. Врублевский, И.В. Сенько; Центр  науч.-техн. услуг "Развитие". - Гомель: Развитие, 2005

 

Власов Г.Н, Желтова А.М. Государственное  регулирование экономики.- 1998

 

Круглова Н.Ю. Основы бизнеса: Учебник  для вузов по спец. 351000 "Антикризисное  управление" / Круглова Наталья Юрьевна. - М.: РДЛ, 2005. - 558 с. - Библиогр.: с. 558

 

 Качалин В.В. Международные  аспекты антимонопольного регулирования  / Владимир Викторович; В. Качалин  // Мировая экономика и международные  отношения. - 2006. - N 2. - С. 49-56

 

О государственном регулировании  естественных монополий / Астапов К // Общество и экономика 2003 -№4-5 с. 274-287

 

 Олигархическая экономика и  ее последствия / С. Меньшиков  // Проблемы теории и практики  управления. - 2004. - N 6. - С. 23-30.

 

 О роли монополизма в современной  экономике / В. А. Волконский, Т.  И. Корягина // Банковское дело. - 2005. - N 2. - С. 4-14.

 

 Санько Г.Г. Монополизм и  антимонопольное регулирование  1997

 

Санько Г.Г. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике/ Бел. эконом. журнал. - 1999. - №2. - с.100-111

 

Розанова Н.М.Конкурентный процесс  в современной рыночной экономике. М.:МАКС Пресс 2001

 

Хашукаев С.Ф. Формирование конкурентной среды в условиях переходной экономики. Н. Новгород :Изд-во ВВАГС 2002

 

Хиль М. Правовое регулирование  антимонопольного законодательства в  Республике Беларусь и других государствах - членах ЕврАзЭС / М. Хиль; М. Хиль // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2006. - N 5. - С. 34-44.

 

Шимов В.Н. Экономика РБ на рубеже столетий: итоги, тенденции, направления развития. Белорусский экономический журнал. - 2001. - №1. - 4-21 с.

 

 Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория  и практика. - М.: Тандем.гном-пресс, 1998. - 384 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

 Вступление

 

1.1Сущность диверсификационной  деятельности производства

Информация о работе Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)