Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:37, реферат

Описание

Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация "плана Эббота", целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.

Работа состоит из  1 файл

1 Североамериканское соглашение о свободной торговле.doc

— 941.00 Кб (Скачать документ)

 

Японская модель - это модель регулируемого  корпоративного капитализма, в которой  благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования  в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала. Большую роль здесь играют негосударственные инвестиционные, пенсионные, страховые и другие фонды.

 

Шведская модель - это социал-демократическая  модель, которая отводит государству  место верховной социально-экономической  силы. Основная суть данной модели состоит  в высоком уровне налогообложения, высокой степени социальной защищенности населения. Например, ставка местного подоходного налога (не считая налогов на доходы от акций и банковских вкладов, на недвижимость, собственность, наследство, дарение и личный транспорт) составляют 32-35 %. Эти деньги жестко контролируются и идут на социальную защиту - бесплатное образование, в том числе для взрослых, медицинское обслуживание, страхование от безработицы, оплачиваемый отпуск в случае рождения или болезни ребенка, пособие на оплату жилья, пенсию, достигающую 70-75 % зарплаты. При этом все жители, независимо от уровня своего дохода, имеют доступ к равному набору одинаковых по качеству социальных услуг, государство выравнивает доходы между различными группами населения. Результатом этой политики, является наименьшая в мире разница в зарплатах между различными профессиями. Разрыв в оплате уборщицы и высшего менеджера в компании составляет всего 1:3. В 2003-2005 гг. Швеция, наряду с другими странами Северной Европы, где роль государства особенно высока (в Норвегии, например, ему принадлежит главная нефтегазовая и другие компании), лидирует по уровню конкурентоспособности, хотя незначительная разница в оплате представителей одной профессии и высокий уровень пособий увеличили число уклоняющихся от работы. В последние годы в Швеции сократили пособия больным, уклоняющимся от реабилитации, безработным, не желающим искать работу и т.д. Шакуров И.Г. Институциональная концепция соотношения рыночного и государственного регулирования экономики.

 

Изучив теоретические аспекты, можно сделать следующие выводы:

 

1) Рыночная система - это система социально-экономических отношений, основанная на личной свободе участников рынка, на их интересе. Выделяют экономику экстенсивного типа (индустриального), основанная на расширении использовании ресурсов, и интенсивного (постиндустриального), основанная на повышении качества и эффективности использования ресурсов.

 

2) В последнее время превалирует  смешанная экономика, основанная  на синтезе частной собственности  и государственного регулирования.  Каждой стране присущ свой  тип национальной экономики, но традиционно выделяют 4 модели - это американская, германская, японская и шведская модели.

 

 Заключение

 

Государственное регулирование - объективная  необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования  зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

 

Обеспечение экономического роста во многом определяется качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития страны. Экономический рост становится важнейшим и определяющим объектом государственного регулирования экономики активность государства в решении сложных и многочисленных задач обеспечения экономического роста должна быть значительно повышена и направлена на реализацию имеющегося потенциала роста российской экономики.

 

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно  создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Но государственное вмешательство в рыночную экономику все, же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Но для ответа на этот вопрос надо детально рассматривать каждую сферу и отрасль экономики.

 

На основе проведенного анализа  экономики современной России можно  сделать следующие выводы:

 

Существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.

 

Должна быть, как можно скорее усовершенствована политика в отношении предприятий государственного сектора. Из-за неумелого управления в нашей стране идет тенденция окончательной приватизации того, что еще не было приватизировано. Действия правительства часто бывают, непродуманны, что приводит к недопустимым ошибкам.

 

Таким образом, современная система  государственного регулирования России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая  стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.

 

 Список литературы

 

1. Более конкретный перечень  видов финансовых услуг утвержден  Приказом МАП РФ от 21 июня 2000 г.  №467, однако данный перечень не  является исчерпывающим, поскольку  он составлен исключительно для целей антимонопольного регулирования

 

2. См. в частности, Лившиц А.Ю. "Введение в рыночную экономику" / Москва, 1991 г., с. 234. и др.

 

3. К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс", Москва, 1992 г., т.1., с. 251.

 

4. Самуэльсон П. "Экономика" / Москва, 1993 г., т.1, с.293.

 

5. Кейнс Дж. М. "Избранные произведения" / Москва, 1993 г., с. 326.

 

6. Фридмен М. "Количественная  теория денег" / Москва, Эльф-пресс, 1996 г. и другие.

 

7. См., например, "Финансы" под  ред. проф. В.М. Родионовой / Москва, 1993 г., с.45.

 

8. См., например, Шахов В.В. "Страхование  как самостоятельная экономическая  категория" / "Вестник Финансовой  академии", 1998 г., № 1, с.17-24.

 

9. Составлено по данным: Плышевский  Б. "Результат реформ - экономика  перераспределения" / "Российский экономический журнал", 1996 г., № 11-12, С. 21.; Суетин Д.В. "Страховой рынок в общеэкономических показателях развития России" / "Экономика и жизнь" 1996 г., № 9, с.6; Шахов В.В. "Некоторые итоги и перспективы развития страхового рынка России" / "Финансы" 1997 г, № 3., с. 41-43

 

10. См. также Мищенко О. "Равнение ... на сравнение"/ "Экономика  и жизнь" № 12. Март 1998, с.7, Суетин  Д. "Россия уже отстает от  Африки по защите от краж, пожаров  ..."/ "Экономика и жизнь" 1999 г, № 44,с.1

 

11. См. также О. Мищенко "Дистанция огромного размера, или Догоним и перегоним Америку"/ "Экономика и жизнь" 1998 г, №10,.с.7, Суетин Д. "Россия уже отстает от Африки по защите от краж, пожаров ..."/ "Экономика и жизнь" 1999 г, № 44,с.1

 

12. Коуз Р. "Фирма, рынок и  право" /Москва, 1993 г., с. 106.

 

13. "Политическая  рента в рыночной и переходной  экономике" (Сборник рефератов) / Москва, 1995 г., с. 23.

 

14. Осадчая  И.М. "Государство в переходной  экономике: между Левиафаном и  анархией" / "Мировая экономика  и международные отношения", 1998 г., № 1, с.140.

 

15. См. например, Дж. Фарр "Регулирование страхования  и защита потребителя" / "Страховое  ревю" 1997 г., № 7 и др.

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УО «Белорусский государственный экономический  университет»

 

 

Кафедра экономической теории и истории экономических учений

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

На тему: Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование  в странах с развитой рыночной экономикой

 

Студентка1 курса ФМБК ДЯК-2

Сплендер  Д.А.

 

Руководитель:

 

кандидат экономических наук,

 

доцент Нестерова Н.В.

Минск 2008

 

 

 

 

План

 

Введение

 

1. Антимонопольная политика и  антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы.

 

2. Государственный контроль за  монополистической деятельностью  в странах с развитой рыночной экономикой

 

3. Анализ использования антимонопольного  регулирования за рубежом и  возможность его применения в  Республике Беларусь

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

 

 

Введение 

 

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

 

Еще в прошлом веке во многих странах  монополизм был квалифицирован как  экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.

 

Система государственного регулирования  экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

 

Антимонопольное регулирование в  сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития Беларуси.

 

В данной курсовой работе я рассмотрю  основные причины возникновения  монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.

 

 

 

 

1. Антимонопольная политика и  антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы

 

Монополия (от греч. Monopolium- один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.

 

Монополизм находит свое место  и в рыночной экономике. О его  существовании можно судить по признакам  монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).

 

Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические  ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.

 

Существенными признаками монополии  являются обладание субъектом собственностью и монопольной властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства.

 

Главная ограничительная сила рыночной власти монополии – эластичность спроса на её продукцию. Продавец может  устанавливать либо цену, либо объём  производства, но не то и другое вместе.

 

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

 

-Естественная монополия возникает  вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в  лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

 

-Административная монополия возникает  вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.

 

-Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.

Информация о работе Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)