Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:37, реферат

Описание

Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация "плана Эббота", целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.

Работа состоит из  1 файл

1 Североамериканское соглашение о свободной торговле.doc

— 941.00 Кб (Скачать документ)

 

14.  Шимов В.Н. Экономика РБ  на рубеже столетий: итоги, тенденции,  направления развития. Белорусский  экономический журнал. - 2001. - №1. - 4-21 с.

 

15.  Юданов А.Ю. Конкуренция.  Теория и практика. - М.: Тандем.гном-пресс, 1998. - 384 с.

 

 

 

 

Антикризисное государственное управление в странах с

 

развитой рыночной экономикой

 

 

Антикризисные аспекты государственного управления экономикой в различных  странах выражаются в разных формах. В США, например, это проявляется  в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др. Так, в параграфе 310 гл. 58 Свода законов США указывается, что эффективные мероприятия правительства должны включать специально разработанные программы по сни­жению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников; уделять должное внимание увеличению роли экспорта и улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения.

 

В США законодательно закреплена (параграф 311 того же Свода законов) антициклическая  политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматриваются ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом.

 

По мнению Конгресса США, на молодежь приходится большая доля имеющихся  в стране безработных, и это в  значительной степени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т. п.

 

При выработке мероприятий и  программ по обеспечению работой молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательства, практики получения профессионального образования без отрыва от производства.

 

Вторым важным направлением совершенствования  антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных  государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984 г. создан Президентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решения проблем, встающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

 

·        совершенствование  управления финансовыми ресурсами;

 

·        рационализация управленческих инструментов и процедур;

 

·        координация  деятельности генеральных инспекторов;

 

·        усилия различных  ведомств по сокращению числа преступлений и др.

 

Следует отметить, что антикризисное  государственное управление значительно  усиливается в периоды экстремального развития — от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями  в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции.

 

Например, в Японии в послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением  подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

 

Усилия государственной экономической  политики Японии того периода были направлены прежде всего на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949—1950 гг.) продолжилась активная политика государства по демонополизации экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование цен.

 

Волна резких перемен в японском управлении была связана с ускоренным освоением методов американского  менеджмента в период после  окончания второй мировой войны. Инициатива в изучении и внедрении американских методов управления исходила как от японских государственных органов, так и от американской администрации оккупационных войск. В 1950 г. Министерство труда Японии взяло на вооружение американскую систему «подготовки образцовых мастеров». Методы подготовки аудиторов-японцев, использовавшиеся дальневосточным штабом ВВС США, были заимствованы японским Министерством внешней торговли и промышленности для организации курса по «подготовке администрации», повышению квалификации управляющих.

 

Серьезную проблему для японского  бизнеса в тот период представляло неудовлетворительное качество японских товаров. По инициативе Министерства внешней  торговли и промышленности в 1950 г. в  Японию был приглашен известный специалист в этой области профессор Э. Дёминг, который заявил японским предпринимателям, что «японское качество может стать лучшим в мире вместо худшего». Как известно, эти слова Дёминга стали пророческими.

 

В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации и их осуществление рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации — поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.

 

Приватизация в каждой стране имеет  свои особенности. Так, характерной  чертой приватизации в Великобритании является постепенность, в Германии — осторожность, в Италии — ярко выраженный прагматизм. В Чешской Республике приватизация имела главную цель — уменьшить долю государства во владении собственностью и довести удельный вес государственной собственности до 10-15%.

 

В целом развитые страны Запада рассматривают приватизацию как средство создания смешанной экономики.

 

По мнению западных экономистов, смешанные  предприятия в настоящее время  признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для  большинства государственных предприятий  во всех странах характерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

 

В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие формы:

 

·              продажа государственных предприятий  частным инвесторам — физическим и юридическим лицам;

 

·              создание совместных предприятий с  долевым участием частного капитала;

 

·              продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью.

 

Приватизация в этих странах, как  правило, осуществляется поэтапно: сначала  предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается  экспертом-оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации предприятия.

 

В Чешской Республике приватизация проходила в двух формах — малая  приватизация и большая. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект — стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест.

 

Большая приватизация государственных  промышленных предприятий осуществляется в два этапа. Первый этап проводится Министерством управления народным имуществом и приватизации. В его  ходе осуществляются разработка, обсуждение и утверждение проектов приватизации. Второй этап связан с реализацией принятых проектов приватизации. Его проводит Фонд народного имущества. До конца 1993 г. Фондом было принято для реализации 7533 предприятия с разными формами приватизации: 23,6% — преобразование в акционерные общества; 30,8% — бесплатная передача населенным пунктам; 8,0% — общественные аукционы; 22,3% — прямые продажи; 6,7% — торги; 9,8% — реституции.

 

В Чехии в процессе приватизации активное участие принимали иностранные  фирмы. Большой объем иностранных  инвестиций приходился на фирмы Германии (31,2%), США (27,8%), Франции (12,7%), Бельгии (7,2%), Австрии (6,2%). Иностранных инвесторов предприятия Чехии привлекают относительно невысоким страновым риском, сравнительно высоким уровнем квалификации рабочей силы, более низкими затратами на заработную плату и материалы.

 

Итак, в странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт как  предотвращения, так и преодоления  кризисных ситуаций на макро- и микроуровнях. Конечно, исторические и социально-экономические  условия возникновения, развития различных типов кризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают. Но это обстоятельство не умаляет необходимости тщательного изучения этого опыта и вдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разного уровня.

 

Кризисные ситуации в экономике, неплатежеспособность и несостоятельность субъектов  предпринимательства, приводят, прежде всего, к утрате вещных прав на имущество, на которое может быть наложено взыскание, в первую очередь, права собственности. Кризисный частный бизнес продается без государственного участия, государственный – с участием го­сударственного собственника.

 

Отношение к социально-экономическим  правам, прежде всего, к праву собственности, в различных странах неодинаково. Особое значение ему придается в государствах с переходной экономикой. В конституциях капиталистических государств это право чередуется наряду с другими правами. В ряде стран (Испания, Индия, Нигерия, Филлипины и др.) положения о праве собствен­ности включены в разделы о директивных принципах политики государства и рассматриваются не как субъективные права, защищаемые судом, а лишь как ориентир для деятельности правительств. В конституциях зарубежных стран речь идет, в основном, об отношениях собственности, обеспечивающих жизненные потребности человека.

 

Государственно - монополистическое  регулирование,   государственное  вмешательство в экономику происходит в кризисных ситуациях (в т.ч., во время войны) или при осуществлении  крупных государственных работ. Капиталистическая частная собственность -   основа национальной экономики большинства зарубежных стран.

 

 В условиях экономического  спада или кризиса правительства  США и западноевропейских стран  пытаются изменить ситуацию путем усиления государственного вмешательства в экономику, что естественно, при водит к увеличению государственных расходов и повышению доли ВНП, перераспределяемого через бюджет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

Увеличение правительственных  расходов на управление экономикой сопровождается образованием дефицита бюджета и  государственного долга. Либepaльнaя  концепция монетаризма в США не предусматривает прямого вмешательства государства в экономику, а предусматривает лишь широкую государственную поддержку частного предпринимательства и рынка. В этом заключается государственное регулирование экономики в кризисных ситуациях.

 

Собственность крупных нефтяных, металлургических, автомобильных и иных компаний не «привязана» к определенным отраслям, анонимна в связи с использованием промежуточных финансовых институтов, владеющих акциями и распространяется на экономический потенциал национальных масштабов.

 

В Японии сложились сильные традиции вмешательства государства в  экономику, в т.ч. посредством индикативного  планирования.

 

В настоящее время в Японии государственное  вмешательство наблюдается по многим направлениям:

 

·  экономический рост и его темпы,

 

·  структура промышленного производства,

 

·  образование и наука,

 

·  занятость и взаимоотношения  труда и капитала,

 

·  кредит и денежное обращение,

 

·  ценообразование,

 

·  внешнеэкономические связи,

 

·  отраслевая структура,

 

·  размещение производств,

 

·  стимулирование инвестиций.

 

Развивается и поддерживается государством как крупный, так и мелкий бизнес.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Информация о работе Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)