Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:37, реферат

Описание

Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация "плана Эббота", целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.

Работа состоит из  1 файл

1 Североамериканское соглашение о свободной торговле.doc

— 941.00 Кб (Скачать документ)

 

Специализированным органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, но развитию конкуренции и предпринимательства ранее выступали Государственный комитет, затем - Министерство по антимонопольной политике. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство предпринимательства и инвестиций (далее - Министерство).

 

Основными направлениями антимонопольной  деятельности этого Министерства являются: демонополизация экономики, содействие развитию конкуренции, контроль за злоупотреблениями  монополистов, пресечение нарушений.

 

В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные  рынки, имеющие свою специфику и  местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах пра­ктически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному  комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста.

 

Аналогичная ситуация складывается с  торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами. В настоящее время уже определено около 30 позиций услуг и 100 товарных групп, по которым необходимо вести постоянное наблюдение на областных товарных рынках и применять ту или иную форму государственного регулирования. Для ограничения монополистической деятельности и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и в г. Минске, функционально подчиненные Министерству. Меры по антимонопольному регулированию таких рынков из центра малоэффективны, а в ряде случаев их вообще невозможно применить. Выявление локальных монополистических рынков и их демонополизация возлагаются на территориальные органы, которые проводят организационную работу по поддержке предпринимательства, по формированию отдельных элементов рыночной инфраструктуры.

 

С учетом неоднородности товарных рынков и действующих на них монопольных  структур, а также новых процессов и явлений антимонопольными органами Республики Беларусь предусмотрены:

 

1) устранение монополизма на  всех уровнях экономической системы  и, прежде всего в сфере управления;

 

2) контроль за реорганизацией  хозяйствующих субъектов и органов  управления, в том числе и в ходе приватизации, а также за движением ценных бумаг, недопущение создания новых монопольных образований;

 

3) предупреждение, ограничение и  пресечение антиконкурентных действий "искусственных" монополий;

 

4) снижение отрицательных последствий  естественного монополизма,

 

сохраняющегося по технологическим  и экономическим причинам, а также  вследствие обеспечения государственных  интересов. Перестройка деятельности органов государственного и хозяйственного управления предполагает качественно  новую роль государства и его органов; гарантированность свободы предпринимательской деятельности и реализации прав собственности различных субъектов хозяйствования; четкое разграничение сфер деятельности и функций, республиканских и территориальных исполнительно - распорядительных органов, их полномочий и ответственности; соответствие деятельности органов государственного и хозяйственного управления законодательству республики.

 

Эффективность антимонопольного регулирований  в Беларуси снижают слабая законодательная  дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, диффузия институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования (бюрократизация и коррупция в государственном аппарате). Без реформы системы экономических отношений, без соответствующей институциональной среды оно не может быть эффективным. Более того, из-за антимонопольного регулирования не выработались правила поведения субъектов на рынках и меры защиты прав малых и вновь создаваемых предприятий, обществ, товариществ от власти хозяйствующи субъектов, занимающих на нем доминирующее положение. Процессам приватизации не предшествовала демонополизация управления Экономике Беларуси по-прежнему свойственна высокая степень монополизации, несмотря на проведение приватизации. В республике приватизировано 15 % стоимости основных фондов государственных предприятий. Из общего количества реформированных объектов более 28 % преобразовано в акционерные общества, 22 - выкуплено арендными предприятиями, 20 — продано на аукционах, 12 - выкуплено трудовыми коллективами арендных предприятий, 10 % - продано по конкурсу. Замедляет процесс приватизации пренебрежение процедурой банкротства. Монополизм управления, технологический и локальный (региональный) монополизм, высокие цены на основные средства производства, недостаток оборотных средств препятствуют созданию новых и модернизации действующих производств. Сохраняется структурный (ассортиментный) дефицит, при котором любой поставщик имеет возможность монопольного диктата своих условий.

 

В целях устранения факторов, сдерживающих реализацию антимонопольной политики, совершенствования правовой базы, регулирующей деятельность предприятий-монополистов. Министерство предпринимательства и инвестиций подготовило проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности иразвитии конкуренции". Основными направлениями антимонопольной политики внастоящее время являются

 

а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход  кэкономическим методам государственного регулирования на макроуровне;

 

б) устранение монопольного положения  крупных структур (региональных, межотраслевых  ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов  и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;

 

в) обеспечение притока конкурирующих  товаров на белорусские рынки;

 

г) правовое и организационное обеспечение  антимонопольного регулирования и  реализации законодательства о защите прав потребителей.

 

Антимонопольная политика в области  ценообразования была направлена в  основном на сужение сферы прямого  государственного регулирования цен  на продукцию и услуги предприятии  на базе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей, а также на постепенный переход от ценового регулирования к системе контроля цен. [9, c. 55-56]

 

Государственное антимонопольное  регулирование нуждается в детальном  анализе ситуации на товарных рынках республики. Однако эта работа осложняетсянеудовлетворительным состоянием государственной статистики с точки зрения, как методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, сегодня недостаточно информации о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, о движении акций, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др. Отечественная статистика не владеет многими необходимыми сведениями, позволяющими проводить полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Вследствие коммерциализации информационной области возникает монополия на информацию.

 

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рынку  речь должна идти не столько о борьбе с монополизмом, о разработке и принятии пакета антимонопольных законов, сколько о формировании конкурентных отношений, на защиту которых и следует направить антимонопольное регулирование. Необходимо разработать Кодекс экономического поведения контрагентов (Кодекс чести), доктрину разумности экономического поведения, весь комплекс мер (экономических, правовых, организационных), предусматривающих коренную перестройку отношений собственности, производства, обмена и управления.

 

В отечественной экономике до настоящего времени остается прежней природа формирования монопольных структур, т.е. они создаются не в результате естественных процессов концентрации капиталов, свободного их перелива в условиях конкуренции на рынках ценных бумаг. Сохранение монополизма, низкая эффективность антимонопольного регулирования препятствуют формированию конкурентной среды хозяйствования. Необходимы институциональные механизмы становления, поддержания и регулирования конкуренции.

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив данную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

 

Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малом количестве от их общего количества) существование монополии  является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

 

Антимонопольная служба Республики Беларуси еще очень молода, но уже сделаны  ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Республики Беларусь. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Беларуси в эффективный регулятор рыночных отношений.

 

К актуальным перспективным мерам  правительственной политики в области  антимонопольного регулирования относятся:

 

  продолжение структурных преобразований  в экономике Беларусь, особенно  в отраслях естественных монополий;

 

  совершенствование нормативной  базы для организации эффективного  контроля за финансовыми потоками  монополий;

 

  регулирование и контроль  инвестиционных программ;

 

  создание условий для развития  конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее регулирование этих видов деятельности;

 

  повышение эффективности реализации  полномочий государства по принадлежащим  ему акциям акционерных обществ  – естественных монополий; 

 

  приведение уровня цен на  продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;

 

  целевое дотирование за счет  соответствующих бюджетов при  предоставлении льгот отдельным  категориях потребителей;

 

  сокращение практики перекрестного  субсидирования различных групп  потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

 

Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также  упорядочение взаимоотношений антимонопольных  органов с другими органами исполнительной власти.

 

Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относителньо более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

 

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

 

Список использованных источников

 

1.   Бондарь А.В., Воробьёв В.А.  Микроэкономика - 2007

 

2.   Врублевский Б.И. Практикум  по основам предпринимательства  : учебное пособие для студентов  экон. спец. вузов / Врублевский Бронислав Иванович, В.Б. Врублевский, И.В. Сенько; Центр науч.-техн. услуг "Развитие". - Гомель: Развитие, 2005

 

3.   Власов Г.Н, Желтова А.М.  Государственное регулирование  экономики.- 1998

 

4.   Круглова Н.Ю. Основы  бизнеса: Учебник для вузов  по спец. 351000 "Антикризисное управление" / Круглова Наталья Юрьевна. - М.: РДЛ, 2005. - 558 с. - Библиогр.: с. 558

 

5.    Качалин В.В. Международные  аспекты антимонопольного регулирования  / Владимир Викторович; В. Качалин  // Мировая экономика и международные  отношения. - 2006. - N 2. - С. 49-56

 

6.    О государственном регулировании  естественных монополий / Астапов  К // Общество и экономика 2003 -№4-5 с. 274-287

 

7.    Олигархическая экономика  и ее последствия / С. Меньшиков  // Проблемы теории и практики  управления. - 2004. - N 6. - С. 23-30.

 

8.    О роли монополизма  в современной экономике / В.  А. Волконский, Т. И. Корягина // Банковское дело. - 2005. - N 2. - С. 4-14.

 

9.    Санько Г.Г. Монополизм  и антимонопольное регулирование  1997

 

10.  Санько Г.Г. Монополизм  и конкурентная политика в трансформируемой экономике/ Бел. эконом. журнал. - 1999. - №2. - с.100-111

 

11.  Розанова Н.М.Конкурентный  процесс в современной рыночной  экономике. М.:МАКС Пресс 2001

 

12.  Хашукаев С.Ф. Формирование  конкурентной среды в условиях  переходной экономики. Н. Новгород :Изд-во ВВАГС 2002

 

13.  Хиль М. Правовое регулирование  антимонопольного законодательства  в Республике Беларусь и других  государствах - членах ЕврАзЭС / М.  Хиль; М. Хиль // Вестник Ассоциации  белорусских банков. - 2006. - N 5. - С. 34-44.

Информация о работе Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)