Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:36, шпаргалка
Билеты к экзамену с вопросами и ответами
Билет 13
Вопрос 1. Бренд в контексте семиотики.
Семиотика (греч. semeion — знак), как известно,— наука о знаковых системах.
К брендингу это тоже имеет отношение: как и всякий знак бренд имеет зрительную форму – означающее, так и несущее за собойсодержание, контекст – означаемое. Например, в брендинге это означает создание иллюзии, которая прячется за брендом (покупая машину марки Мерседес – рассчитывают на престиж, а машину марки Вольво – на надежность). В брендинге также делается упорна бессознательное представление потребителя, то есть обычный апельсин вызывает ощущение теплоты, радости здоровья,а изображения пожилого человека – мудрости, опыта, надежности. Каждой эпохе свойственен свой семиотический стиль, свои способы интерпретации текстов, в результате чего композиция и корреляцияотдельных семиотических систем определяют тип культуры.В брендинге также используются данные исследования для создания брендов для определенной аудитории, делящихся по возрастным категориям, социальным и культурным (IBM признанно более взрослой аудиторией, а маркетинговая компания фирм «SELA» и «ТВОЕ» направлена на молодежь).
Вопрос 2. Стратегические задачи управления брендом
Стратегическое управление брендом включает в себя реализацию маркетинговых программ и действий, нацеленных на создание, оценку и управление стоимостью бренда.
Главная задача управления брендом заключается в том, чтобы, умело управляя маркетинговыми коммуникациями, добиваться максимального совпадения спроектированного и воспринимаемого образов бренда. Когда восприятие бренда потребителями близко или адекватно его идентичности, такую марку называют подлинной, или аутентичной (authentic brand).
Необходимость в управлении брендом и корректировке маркетинговых коммуникаций возникает при появлении новых продуктов в товарной категории, увеличении рекламного давления и усилении позиций конкурирующих марок. Второй по значимости причиной, побуждающей изучать и корректировать имидж бренда, являются изменения в потребительских восприятиях и предпочтениях, меняющихся в процессе освоения новых товаров и использования товаров данной группы. Наконец, изменившиеся финансовые возможности и общеэкономическая ситуация также заставляют расставлять новые акценты для покупателей. Например, российский кризис 1998 г. побудил сконценрировать выгоды от использования многих марок на экономии, выражения «наоборот, экономлю», «зачем переплачивать» вместе с изображениями кошельков и копеечек заполонили телевизионные экраны.
Иногда управление
брендом может потребовать
Билет № 14
Вопрос 1. Понятие бренд-менеджмента как управление качеством бренда и маркетинговыми коммуникациями
Бренд менеджмент это процесс создания
бренда, отличающийся от брендинга тем, что под брендингом понимается процесс
коммуникаций уже созданного бренда с внешней
средой. Что же включает в себя процесс
создания бренда? Очевидно, что прежде
всего поиск исключительности, особенности,
уникальности, которые могут проявляться
как в названии, так и в визуальном блоке,
как в форме упаковки, так и в УТП (
Бренд менеджмент базируется формировании дифференциации торговой марки от окружающего марочного пространства в глазах, голове, сознании потребителя. Именно уникальная особенность того или иного бренда выделяет его среди сонма аналогов. Выявить, сформировать, донести УТП бренда до конечного потребителя — первичная задача разработчика бренда. Брендменеджмент — процесс создания бренда и технология создания бренда, основанные не просто на профессиональных навыках и умениях, но и на знаниях особенностей потребительской психологии.
Бренд-менеджмент (и иногда, Продукт-менеджмент) полностью сконцентрирован на рыночных показателях, доверии и улучшении восприятия конкретного бренда/продукта компании или группы брендов/продуктов. В принципе, качественный продукт-менеджмент способен сделать из продукта и торговой марки бренд (различия вот тут), поэтому стратегически нужно определенно стремиться именно к бренд-менеджменту.
По сути, бренд-менеджмент не концентрируется на способах распространения, стратегических партнерствах и планировании долгострочной рыночной задачи компании. Это, скорее, оперативная функция продвижения одного или группы брендов
Объектом БМ являются отдельно взятый продукт/бренд или же группа продуктов.
Структура БМ довольно
устойчива по сравнению с ММ(маркетинг
менеджмент). Здесь все просто - имеется
бренд-менеджер группы товаров (Group Brand Manager, Senior Brand Manager, General
Brand Manager), который отвечает за целый сегмент
(обычно насчитывающий от 5 и выше брендов).
У него в подчинении находится бренд-менеджер,
отвечающий за 2-3 (иногда больше) близких
по содержанию брендов. Бренд-менеджер
воглавляет отдел из младших бренд-менеджеров
(Junior Brand Manager, Assistant Brand Manager, Executive Brand Manager),
которые и выполняют работу по одному
конкретному бренду. Стратегические функции
выполняет вице-президент по маркетингу,
который управляет взаимодействиями с
бренд-менеджерами группы товаров.
Основное отличие от ММ в том, что функции
каждого БМ гораздо шире, поскольку он
отвечает за все маркетинговые коммуникции
конкретного бренда/продукта. Здесь и
исследования, и планирование, и сегментирование,
и проведение маркетинговых активностей,
и прочее-прочее.
2 Вопрос Бренд как семиотический треугольник
Семиотика - общая теория
знаковых систем, к числу которых
относятся как естественные языки,
так и специальные языки
Взаимоотношения ономастики и лингвистики можно описать как отношение части и целого. Ономастика – часть лингвистики, но часть, в нее «не вполне укладывающаяся» - это происходит потому, что ономастика включает в себя экстралингвистические компоненты. Она изучает также вопросы речевых действий и языкового и речевого поведения. Языковое поведение – часть поведения вообще. В связи с этим можно изучать речевое поведение на основе ряда психолингвистических генерализаций, проявляющихся на всех уровнях. Ряд психолингвистических генерализаций, намеченных Осгудом, важен для ономастики. Ономастические исследования проводятся в плане синхронии и диахронии структурным и сравнительно-историческими методами. Существуют глобальные, ареальные и региональные ономастические исследования. Глобальная ономастика исследует типологические сходства собственных имен различных стран и народов, устанавливает общие закономерности, свойственные именам, независимо от их языковой принадлежности выделяет ономастические универсалии, которые составляют известный параллелизм с универсалиями общелингвистическими. Результаты глобальных ономастических исследований представляют большой интерес не только для лингвистов, но и для историков и этнографов. Ареальная ономастика устанавливает ареалы отдельных ономастических явлений, которые обычно не совпадают с ареалами диалектическими, отображая языковую картину, предшествующую современной. Региональная ономастика создает ономастические системы, в которых объединяются имена тех или иных территорий. Система может влиять как на восприятие имен так и на создание новых. Система обладает в определенной исторический период внутренним равновесием и взаимообусловленной системой «ценностей», составляющих ее компонент. Особенно усиливаются эти процессы при сменах этнического и языкового состава населения данной территории, при смене идеологических и политических влияний. Слова и фразеологические единицы в ономастике обобщенно именуются лексическими единицами, или словесными знаками. Человек пользуется словесными знаками для того, чтобы с их помощью выразить свое восприятие действительности, работу своей мысли.
Семиотическое освещение товарного
знака связано со способностью товарного
знака к концептуальному
Товарный знак является вектором передачи информации, точнее говоря - смысла, то есть знаком, который не является автореферентным, а отсылает к другому объекту, а именно к товару. товарный знак подобно монете имеет две стороны, а именно: означающую (материальную сторону знака – его цвет, фирму, графику, звучание и пр.) и означаемую (концептуальную сторону знака – ментальный, мысленный образ того, с чем он соотносится).
Существование означающего и означаемого лежит в основе всех исследований знака и, в частности, распространяется на исследование языка. Датский языковед Луи Ельмслев предложил в любом языке различать понятие плана выражения и плана содержания. Если принять его идею о том, что образ не может оставаться невинным, то нам придется принять также идею о том, что между выражением и планом содержания существует некая связь, когерентность. иначе говоря, товарный знак не может выражать все, что угодно и любым способом. Прежде чем создавать товарный знак, необходимо ответить на вопросы: «Что», «Как», «Для чего». Критерий отбора основных элементов, которые определяют организацию или марку (вопрос «что» или план содержания) и о выражении их законным способом с помощью пластических знаков (которые отсылают к вопросу «как» или плану выражения) – это прагматический критерий.
Рассмотрим, например, товарные знаки двух нефтяных компаний: TOTAL и Shell. Оба эти товарных знака довольно известны. Смысл товарного знака TOTAL указывает на стремление промышленников захватить «весь» рынок сбыта, а фирма Shell известна своим реципиентам с 1900 года, поэтому косвенно указывает на мотивацию знака.
По мнению Л. Ельмслева, товарный знак обязан своим существованием совпадению в одной форме двух планов: плана выражения и плана содержания. Анализом отношения этих двух планов товарного знака можно заняться с целью рассмотрения образов, лежащих в основе товарного знака. Проблему представляет отношение между образом и значением товарного знака. Какими бы ни были пути решения этой проблемы, различия в цветовом решении, орфографии, стилистике и пр. всегда отсылают нас к идеологическим отличиям, связанным с пониманием и видением мира, ценностями и принципами людей.
По мнению М.М. Бахтина, «у знака есть две стороны, неотделимые друг от друга: то, что этот знак обозначает (означаемое), и то, чем он обозначен (означающее)» (Бахтин; 1986:23). Товар, на взгляд некоторых исследователей, тоже знак, поскольку он объединяет в себе внешние признаки с теми значениями, которые приписываются данному товару. Все, что человек может воспринимать органами чувств, называется формой товара (внешний вид товара, его дизайн, упаковка, размер, вкус и т.п.) (Амблер; 1999:210).
В семиотике содержанием товара называются те признаки, которые существенны для данного товара; они носят название понятийного содержания или сигнификата. К ним можно отнести функцию, назначение, качество товара; цену; предлагаемые выгоды и пользу; информацию о содержании; способ изготовления; впечатление и чувства потребителя и многое другое.
Товар имеет форму и содержание. С помощью этих двух элементов можно образовать семиотический треугольник по Ф.де Соссюру денотат (предмет) – означающее – означаемое, где третьим элементом будет конкретный предмет, приобретаемый потенциальным покупателем. Представим это схематически:
Схема 2.
На наш взгляд, сам материальный предмет – это, так сказать, материальное воплощение некоторого содержания. Как известно, в семиотике также используются такие термины, как денотативное и коннотативное значение имени предмета. Денотативное (предметно-понятийное) значение является основным, именно оно определяет множество всех реальных предметов, которые могут обозначаться каким-либо знаком. Например, денотатом понятия «пакет молока» является множество разнообразных пакетов, содержащих белую жидкость со специфическим вкусом. Другими словами, можно определить значение понятия «пакет молока», предъявив соответствующие упаковки: «Буренка», «Домик в деревне», “Milky” и т.д. Денотативное значение товара близко к понятию «товарная категория». Это означает, что когда потребитель говорит «внедорожник», «темное пиво», «шоколадный батончик», «компьютер» он подразумевает те товары, которые относятся к данной группе товаров.
Товарный знак, имеющий собственное означаемое и означающее, является коннотативной надстройкой над знаковой системой обозначения товара (Барт, 1996:239). Так, в 60-ые -70-ые года у всех советских людей товарные знаки «Coca-Cola», «Levis Straus», “Camel” непременно ассоциировались с США. Коннотативное значение, будучи ассоциативно-образным, эмоциональным, оценочным и т.п., дополняет денотативное. В денотативном значении преобладают признаки, определяющие содержание предмета, а в коннотативном доминирует отношение говорящего к предмету.
Если преобразовать Соссюровский семиотический треугольник, обозначив взаимоотношение между товаром и потребителем, получим следующую схему:
Схема 3.
Билет №15
1 Вопрос Бренд как социальный миф о товаре
При создании и
продвижении бренда крайне важно
создать его миф, близкий социальным установкам
потребителей продукта или услуги, и обеспечить
реализацию концептуальных, творческих,
организационных факторов, способствующих
восприятию этого мифа потребительской
аудиторией.
Мифологизация бренда позволяет сформулировать
аргументацию рекламно-информационного
воздействия на потребителей, найти визуальные
и вербальные решения, оказывающие усиленное
воздействие на потребителей. При этом
с учетом присущего массовому сознанию
тяготения к определенным стереотипам,
можно корректировать бренд-имиджи и соответственно
потребительское поведение.
Задача разработчика бренда – воплотить
миф в рекламной продукции, создать адекватный
ему образ – символ товара, концентрирующий
в себе мифологизированное представление
о нем.
Потенциал воздействия бренда на массовую
аудиторию особенно высок, если он «раскручивается»
мифом, соответствующим его позиционированию
и идеологии и отражающим стереотипы массового
сознания. Так, герои пресловутого сериала
«МММ» – скромные по своему социальному
положению Леня Голубков, Марина Сергеевна
и др., практически ничего не делая, получают
различные блага (как сказочный Емеля,
не слезая с печи, имеет все, что хочет,
«по щучьему велению»). Они становятся
богатыми, получают возможность путешествовать
по миру либо удачно выйти замуж, материально
помогать детям.
Весьма популярной стала телевизионная
реклама пива «Толстяк», в которой под
девизом «Свободу настоящим мужикам»
обыгрывается мифологема особого статуса
мужской компании, мужского отношения
к жизни, мужской солидарности. Тот же
мотив появляется в сериале, главного
героя которого играет артист А. Семчев.
Этот герой вечно опаздывает. На встречу
Нового года в костюме Деда Мороза приходит
только к 8 марта. Будучи космонавтом, решив
перед стартом ракеты попить пива с друзьями,
остается на Земле, с удивлением провожая
глазами стартовавшую без него ракету.
Создатели фильма учли, что русский человек,
как правило, по своей природе добродушен,
обладает самоиронией и при общей безалаберности
легко относится к своим недостаткам.
Возьмем в качестве примера культовый
мотоцикл Harley-Davidson, воплотивший в себе
«американскую мечту». Этот мотоцикл в
силу своего специфического дизайна, скоростнх
качествх, надежности и высокой цены стал
знаком престижности. Благодаря представлению
потребителям (первая ступень схемы) он
получил известность, а затем благодаря
мифологизации (вторая ступень) вобрал
в себя множество виртуальных ценностей,
символизирующих особый «американский
мир», раскованность владельца, приобщение
к клану «покорителей дорог«. Новый статус
символа принадлежности к «американскому
образу жизни» постоянно культивируется.
Корпорацией Harley-Davidson Motorcycle Co производятся
одежда и аксессуары для мотоциклистов,
выпущена книга «Легенды американских
дорог», приобщающая тех, кто покоряет
их на мотоциклах Harley-Davidson, к культуре,
традициям и истории США.
2 Вопрос мероприятия
брендинга для усиления рыночных позиций
бренда