Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Маркетинг".
Определение проблемы.
Обычно выделяются 2 типа проблем:
Подходы к выявлению проблем:
Постановка целей и задач исследования
Цели маркетинговых исследований могут быть: Разведочные исследования предполагают сбор предварительной информации, предназначенной для более точного определения проблем и проверки гипотез. Описательные исследования заключаются в простом описании тех или иных аспектов реальной маркетинговой ситуации. Казуальные исследования направлены на обоснование гипотез, определяющих содержание выявленных причинно-следственных связей. Тестовые исследования предусматривают отбор и проверку правильности принятых решений. Прогнозные исследования нацелены на предсказание состояния объекта в будущем.
Планирование исследования
Планирование исследования
включает планирование выборки. Планирование
выборки заключается в
Методы сбора данных
Критериев разделения методов сбора информации на две группы является два вида источников маркетинговой информации. Кабинетные методы сбора информации используют вторичные источники. Полевые методы исследования связаны с получением первичной информации. Часто в процессе исследования происходит комбинирование методов сбора маркетинговой информации.
Кабинетное исследование – метод сбора и оценки существующей маркетинговой информации, содержащейся в источниках (статистических данных или отчетах), подготовленных для других целей.
преимуществ : осуществляется
быстро и недорого, позволяет ознакомиться
с отраслью, отследить основные тенденции
рынка, получить данные , которые фирма
не в состоянии собрать
Недостатки связаны с недостатками качества используемой информации.
Полевое исследование – метод сбора и оценки информации непосредственно об объекте исследования, регистрируемой путем опроса, эксперимента и наблюдения в момент их возникновения.
Полевые методы сбора информации предназначены для сбора первичной информации. Первичную информацию собирают в соответствии с целями исследования с помощью определенных методик, поэтому результаты вполне надежны и закрыты от конкурентов.
Все методы исследования, основанные на сборе первичной информации можно разделить на две группы: Количественные исследования, Качественные исследования.
Количественные исследования – это обычно проведение различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Количественные исследования проводятся среди большой группы реальных и потенциальных покупателей или потребителей, обычно входящих в специально спроектированную выборку, которая является репрезентативной для конкретного рынка или его сегмента. Собранные данные обрабатываются таким образом, чтобы выявить количество и пропорции респондентов, ответивших определенных образом. Полученные результаты распространяются на весь рынок или его сегмент.
Качественные исследования – включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Выводы носят качественный характер и осуществляются в не стандартизированной форме.
К качественным исследованиям относятся:
- наблюдение. Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения. Область использования Построение гипотез, проверка данных, исследование реакции покупателей
- фокус-группа. Форма опроса, предполагающая всестороннее дискуссионное обсуждение проблемы с отобранной группой людей, проводимое модератором с целью установления качественных параметров поведения. Область использования Поиск идей, изучение запросов, мотивов, отношений, ценностей.
- глубинное интервью. Последовательное проводимая беседа интервьюера с респондентом (чаще всего с руководителями и специалистами или типичными представителями потребителей) по кругу вопросов с целью понимания причин поведения членов группы и из мнений по определенной проблеме. Область использования Изучение эмоциональных и личностных особенностей потребителей, механизма принятия решений, причин использования товаров, новых идей
- анализ протоколов. Респондент помещается в определенную ситуацию, когда он должен принять решение, при этом он словесно описывает все факторы и аргументы, которыми он руководствовался
- проекционные методы
- Ассоциативные методы. Респондент помещается в имитируемые ситуации, и проводятся ассоциативные беседы (какие мысли у вас возникают в связи с…) или ассоциативное испытание слов, когда респонденту предлагают набор слов, а он должен подобрать ассоциацию. Выяснение ассоциаций, возникающих с определенным названием, событием, действием, исследование скрытых мотивов покупок
- Завершение
предложения. Предлагается
- Тестирование иллюстраций. Респонденту демонстрируется определенная иллюстрация, изображающая людей, поставленных в типичную ситуацию и решающих какие-то проблемы, и просят описать их реакцию. Информация о чувствах, реакции, для выбора лучших вариантов рекламы, упаковок, надписей и т.п.
- Разыгрывание
ролей. Испытуемым предлагают
войти в роль одного из
- Ретроспективные беседы. Испытуемому предлагается вспомнить некоторые действия и события своей жизни. Информация о факторах, определяющих поведение.
- Беседы с
опорой на творческое
- физиологические измерения. Изучение непроизвольных реакций респондентов на маркетинговые стимулы с помощью использования специального оборудования. Информация о физиологических реакциях (расширение и перемещение зрачков, потовыделение, частота пульса) на товары, рекламу и другие маркетинговые стимулы.
Фокус-группа – это группа из 6-12 определенным образом подобранных людей (как правило, покупателей или потребителей), которая под руководством подготовленного инструктора (модератора) в течение примерно 1,5 часа в ходе направленной дискуссии раскрывают качественное содержание поставленной проблемы.
Области применения фокус-групп:
получение информации общего характера в неизвестной сфере;
определение, формулирование проблемы;
выяснение мнений, отношений, оценок;
установление предпочтений;
формулировка гипотезы для дальнейшего исследования;
предварительный анализ проблемы для уменьшения возможных вариантов ее решения;
дополнение или объяснение результатов количественных исследований;
пилотирование анкет, планов, программ, сценариев, словесных форм;
обсуждение «трудных вопросов».
Преимущества метода
Недостатки
1. Сбор участников
группы требует создания
2. Выборка участников не является случайной, а потому не может без возможных ошибок распространяться на большие совокупности.
3. Высокий удельный уровень затрат.
Весь процесс
организации фокус-групп
определение цели и задач фокус-группы;
формулировка требований к участникам фокус-группы;
вербовка участников;
составление плана т сметы фокус-группы;
разработка сценария проведения фокус-группы и анкет участников;
пилотирование, корректировка сценария, обсуждение его с заинтересованными людьми в фирме-заказчике;
приглашение участников;
проведение фокус-группы;
анализ результатов дискуссии, оформление отчета.
Панель – форма опроса, предполагающая повторяющийся сбор данных по выборочной совокупности опрашиваемых единиц, причем предмет исследования остается постоянным.
Панельные исследования дают возможность сравнить результаты в динамике, установить тенденции изучаемых явлений, обеспечивает высокую репрезентативность выборки. Как правило, построение и поддержка панели требует больших затрат.
Типология панелей
- Потребительские. Единицы
- Торговые. Единицы совокупности
Индивидуальные продавцы и
- Производственные. Единицы совокупности Производственные предприятия. Цели формирования панели Получать информацию о товаре, товарной политике и конкуренции, политике дистрибьюции и т.п..
- Сферы услуг. Единицы
- Специалистов. Единицы
совокупности Группы
Проблемы данного метода:
Эксперимент
Эксперимент – это метод сбора первичной информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы с целью установить взаимосвязи между событиями, исследовать влияние одного фактора (независимой переменной) на другой (зависимую переменную) при одновременном контроле посторонних факторов.
Достоинства эксперимента как метода маркетингового исследования:
возможность изучать причинно-следственные связи между событиями;
высокая объективность;
возможность проверки маркетинговых решений;
возможность контроля ситуации.
К недостаткам данного метода можно отнести:
сложность отнесения влияния на зависимую переменную на счет конкретной независимой переменной;
неопределенность пригодности результатов эксперимента для других условий;
наличие временного лага между экспериментом и принятием маркетинговых решений;
влияние посторонних факторов;
большие затраты времени и денежных средств;