Совершенствование деятельности компании «Оконная палитра» на сегментах рынка оконной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:22, курсовая работа

Описание

Цель курсовой рабoты - рассмотреть, процесс сегментирования рынка продукции потребительского назначения, а также факторы, влияющие на выбор потребителя товара при покупке.
Задачи курсовой работы:
— выявить сущность рынка продукции потребительского назначения;
— рассмотреть, теоретические основы процесса сегментации рынка;
— дать общую характеристику ОАО «Брянконфи»;
— выделить сегменты рынка, на которые направлена деятельность ОАО «Брянконфи»;
— разработать ряд методов, направленных на улучшение функционирования предприятия;

Содержание

Введение
1.Научно-теоретические основы процесса сегментации рынка продукции потребительского назначения
1.1.Потребительский рынок и покупательское поведение
1.2. Процесс сегментирования рынка
2.Сегментирование рынка оконных изделий
2.1. Общая характеристика компании «Оконная палитра»
2.2 Сегментирование рынка оконных изделий компанией «Оконная палитра»
3. Совершенствование деятельности компании «Оконная палитра» на сегментах рынка оконной продукции
3.1 Рекомендации по совершенствованию деятельности ОАО «Оконная палитра»
3.2 Обоснование эффективности предложенных мер
Заключение

Работа состоит из  1 файл

я.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Он чувствует разницу между своим реальным и желаемым состоянием. Нужда может быть возбуждена внутренними раздражителями. Одна из обычных человеческих нужд  голод, жажда, секс  возрастает до порогового уровня и превращается в побуждение. По прошлому опыту человек знает, как справиться с этим побуждением, и его мотивация ориентируется в сторону класса объектов, которые способны удовлетворить возникшее понуждение.

Нужда может быть возбуждена и внешними раздражителями. Женщина проходит мимо булочной, и вид свежеиспеченного хлеба побуждает у нее чувство голода. Она восхищается новым автомобилем соседа или смотрит телевизионный рекламный ролик об отдыхе на Ямайке. Все это может привести ее к осознанию проблемы или нужды.

На этом этапе деятелю рынка необходимо выявить обстоятельства, которые обычно подталкивают человека к осознанию проблемы. Следует выяснить: а) какие именно ощутимые нужды или проблемы возникли, б) чем вызвано их возникновение, в) каким образом вывели они человека на конкретный товар.

2)Поиск информации.

Возбужденный потребитель может заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, то потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, нужда просто отложится в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками.

В поисках информации покупатель может обратиться к следующим источникам:

          Личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые).

          Коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки).

          Общедоступные источники (средства массовой информации, организации, занимающиеся изучением и классификацией потребителей).

          Источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара).

              Относительное влияние этих источников варьируется в зависимости от товарной категории и характеристик покупателя.

              Что касается источников информации, которыми пользуются потребители, деятель рынка должен тщательно выявить их, а затем определить их сравнительную информационную ценность.

              3)Оценка вариантов.

Потребитель использует информацию для того, чтобы составить для себя комплект марок, из которого именно совершается выбор. Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию.

              Пролить свет на оценку вариантов нам помогут несколько основных понятий. Во-первых, существует понятие о свойствах товара. Мы считаем, что каждый потребитель рассматривает любой данный товар как определенный набор свойств. Каждый товар характеризуется своими свойствами, например: шины- безопасностью, долговечностью протектора, плавностью езды, ценой; продукты питания- вкусовыми качествами, сроком хранения, полезностью для здоровья, ценой; губная помада- цветом, видом упаковки, жирностью престижностью, вкусом, ароматом, и т.д.

              Во-вторых, потребитель склонен придавать разные весовые показатели значимости свойствам, которые он считает актуальными для себя. Товар может обладать и более важными свойствами, но потребитель просто забывает упомянуть о них.

              В-третьих, потребитель склонен создавать себе набор убеждений о марках, когда каждая марка характеризуется степенью присутствия в ней каждого отдельного свойства. Набор убеждений о конкретном марочном товаре известен как образ марки. Убеждения потребителя могут колебаться от знаний подлинных свойств по собственному опыту  до знаний, являющихся результатом избирательного восприятия, избирательного искажения и избирательного запоминания.

              В-четвертых, считается, что каждому свойству потребитель приписывает функцию полезности. Функция полезности описывает степень ожидаемой удовлетворенности каждым отдельным свойством. Комбинация уровней свойств с наивысшей полезностью и дает “портрет” идеального с точки зрения покупателя товара. Кроме того предпочтительность данной марки будет зависеть от ее наличия на рынке и доступности по цене.

              В-пятых, отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя в результате проведенной им оценки, а осуществляют выбор марок потребители по-разному.

              4)Решение о покупке.

У потребителя формируется намерение совершить покупку, причем наиболее предпочтительного объекта. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться еще два фактора (рисунок 4).

 

 

 

 

Отношения других людей

 

 

Оценка вариантов

 

Намерение совершить покупку

 

 

 

Решение о покупке

 

 

 

 

Непредвиденные факторы обстановки

 

 

Рисунок 4 - Факторы, сдерживающие превращение намерения совершить покупку в решение о ней.

             

Степень изменения зависит от двух факторов: 1) интенсивности негативного отношения другого лица к предпочтительному варианту потребителя и 2) готовности потребителя принять предпочтения другого лица. Чем острее негативный или позитивный настрой другого лица и чем ближе это лицо к потребителю, тем решительнее пересмотрит он свое намерение совершить покупку в ту или в другую сторону.

              Намерение совершить покупку оказывается также под воздействием непредвиденных факторов обстановки. Намерение формируется на основе ожидаемого семейного дохода, ожидаемой цены товара и ожидаемых выгод от его приобретения. Непредвиденные факторы обстановки могут возникнуть внезапно и изменить намерение совершить покупку в тот самый момент, когда потребитель был уже готов к действию.

              5)Реакция на покупку. Если товар соответствует ожиданиям, потребитель удовлетворен, если превышает их - потребитель весьма удовлетворен, если не соответствует им- потребитель неудовлетворен.

              Ожидания потребителя формируются на основе информации, получаемой им от продавцов, друзей и прочих источников. Если продавец преувеличивает эксплуатационные характеристики товара, у потребителя сложатся слишком высокие ожидания, которые в результате обернутся разочарованием. Чем больше разрыв между ожидаемыми и реальными эксплуатационными свойствами, тем острее неудовлетворенность потребителя.

              Отсюда следует, что продавец должен выступать с такими утверждениями в пользу товара, которые достоверно отражали бы его эксплуатационные свойства. Некоторые продавцы могут даже занизить эксплуатационные свойства, чтобы потребитель смог получить от товара удовлетворение выше ожидаемого.

              Действия после покупки. Удовлетворение или неудовлетворение товаром отразится на последующем поведении потребителя. В случае удовлетворения он, вероятно, купит товар и при последующей оказии. Кроме того, удовлетворенный потребитель склонен делиться благоприятными отзывами с другими людьми.

              У недовольного потребителя есть выбор действий или бездействия. Они могут направить фирме жалобу, обратиться к юристу или к каким-то группам, которые, возможно, в состоянии помочь покупателю добиться удовлетворения. Кроме того, он может просто перестать приобретать данный товар в будущем и/или высказать свое неблагоприятное впечатление о нем друзьям и прочим лицам. Во всех этих случаях продавец, не сумевший удовлетворить клиента, что-то теряет.

Таким образом, проанализировав все вышеперечисленное можно сделать вывод о том, что процесс принятия решения о покупке потребителем, выбор самого товара это сложный процесс, состоящий из множества элементов и взаимосвязанных факторов, которые во многом определяются поведением покупателя на рынке продукции потребительского назначения.

 

 

1.2. Процесс сегментирования рынка

Одной из главных задач маркетинговой деятельности  является сегментация рынка, которая позволяет направить имеющиеся у фирмы ресурсы  на определенный  вид бизнеса. Основой любого рынка являются покупатели,  отличающиеся друг от дpуга по различным качествам, характеристикам, потребностям и запросам. Это могут быть как  простые физиологические параметры, так и особые психографические черты человека. И значит, каждый потребитель может потенциально представлять собой отдельный сегмент рынка.

В настоящее время исследователи и ученые маркетинга  достаточно четкое сформулировали основные понятия, которые являются составной частью процесса сегментирования. Целевой рынок – это покупатели, объединенные общими потребностями или характеристиками, на которых нацелена деятельность компании.[28] Целевой сегмент – это один из сегментов рынка, выбранный в качестве основного при реализации стратегии дифференцированного маркетинга.[24]

Таким образом, сегментирование рынка – разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга.[21]

Сегментация рынка, в комплексе целевого маркетинга, включает в себя два этапа:

1.      Определение принципов сегментирования рынка.

2.      Составление профилей полученных сегментов.

Наиболее общая схема сегментации рынка,  которая  может быть применена при планировании различных направлений маркетинговой деятельности, имеет следующий вид, представленный на рисунке 5.[22]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 - Общая схема сегментации рынка

 

Рассмотрим более подробно каждый пункт в общей схеме сегментации  рынка.

Для проведения успешной сегментации рынка целесообразно применять испытанные практикой пять принципов:

      принцип различия между сегментами;

      принцип сходства потребителей;

      принцип большой величины сегмента;

      принцип измеримости характеристик потребителей;

      принцип достижимости потребителей.

Принцип различия между сегментами подразумевает, что в результате проведения сегментации должны быть получены различающиеся друг от друга группы потребителей.

Принцип сходства потребителей в сегменте предусматривает однородность потенциальных покупателей с точки зрения покупательского отношения к конкретному товару.

Требование большой величины сегмента означает, что целевые сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения продаж и покрытия издержек предприятия.

Измеримость характеристик потребителей необходима для целенаправленных полевых маркетинговых исследований, в результате которых можно выявлять потребности потенциальных покупателей, а также изучать реакцию целевого рынка на маркетинговые действия предприятия.

Принцип достижимости потребителей означает  наличие каналов коммуникации фирмы-продавца с потенциальными потребителями.

В основе процедуры сегментации рынка, наравне с применением принципов сегментации, лежит и обоснованный выбор соответствующего метода сегментации.

Наиболее распространенными методами сегментирования рынка являются метод группировок по одному или нескольким признакам и методы многомерного статистического анализа.

Метод группировок состоит в последовательной разбивке совокупности объектов на группы по наиболее значимым признакам. Какой-либо признак выделяется в качестве системообразующего критерия (владелец товара, потребитель, намеревающийся приобрести товар), затем формируются подгруппы, в которых значимость этого критерия значительно выше, чем по всей совокупности потенциальных потребителей данного товара. Путем последовательных разбивок на две части выборка делится на ряд подгрупп.

На рисунок 6 представлена схема последовательных разбивок по методу AID[1]

 

 

 

Полная

выборка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мужчины

 

Женщины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Село

 

Город

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Новаторы»

 

«Имитаторы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкий

доход

 

Высокий

доход

Информация о работе Совершенствование деятельности компании «Оконная палитра» на сегментах рынка оконной продукции