Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:22, курсовая работа
Цель курсовой рабoты - рассмотреть, процесс сегментирования рынка продукции потребительского назначения, а также факторы, влияющие на выбор потребителя товара при покупке.
Задачи курсовой работы:
— выявить сущность рынка продукции потребительского назначения;
— рассмотреть, теоретические основы процесса сегментации рынка;
— дать общую характеристику ОАО «Брянконфи»;
— выделить сегменты рынка, на которые направлена деятельность ОАО «Брянконфи»;
— разработать ряд методов, направленных на улучшение функционирования предприятия;
Введение
1.Научно-теоретические основы процесса сегментации рынка продукции потребительского назначения
1.1.Потребительский рынок и покупательское поведение
1.2. Процесс сегментирования рынка
2.Сегментирование рынка оконных изделий
2.1. Общая характеристика компании «Оконная палитра»
2.2 Сегментирование рынка оконных изделий компанией «Оконная палитра»
3. Совершенствование деятельности компании «Оконная палитра» на сегментах рынка оконной продукции
3.1 Рекомендации по совершенствованию деятельности ОАО «Оконная палитра»
3.2 Обоснование эффективности предложенных мер
Заключение
Бренд «Брянконфи Gold Collection» - это единственные изделия компании из группы шоколадной продукции. Представлены они достаточно скудно (порядка 10 наименований) и продукция относится к классу премиуим, что означает небольшие объемы продаж и деятельность фирмы здесь ориентирована на достаточно малый сегмент. В данной группе товаров компания может увеличить свой ассортимент за счет выпуска фасованных конфет по более низкой цене, тем самым она выйдет еще на новый сегмент рынка, а также начать производство плиточного шоколада, это еще один сегмент на рынке. В совокупности это увеличит общий объем продаж, а следовательно увеличиться и прибыль предприятия, что позволит расширять производство еще больше. Для того чтобы создать и увеличивать спрос на шоколадную продукцию, необходимо отойди от стандартов, то есть производить, например, шоколад не в классической форме, а разработать и постоянно изменять иную геометрическую форму, а так же вывести собственную, универсальную гамму вкусов и цветов.
Также есть группа сахаристой продукции, в которой марка «Брянконфи» не представлена никакими изделиями. Конечно эта самая малая группа из всех представленных на рынке кондитерских изделий и количество потребителей данной продукции не такое большое как у остальных групп, но потребители есть, а это означает, что если правильно подойти к процессу сегментации этой группы, выявить потребности и провести правильное позиционирование товара, а также провести ряд других маркетинговых мероприятий, то наличие спроса на товар будет гарантированно. То есть не стоит производить зефир, для продажи его на территории центральной России, когда есть уже другая марка, которая славиться свои зефиром, но вот начать с простого мармелада и расширяя ассортимент вытеснять конкурентов, вполне возможно.
Данные рекомендации напрямую связаны с уже успешно используемой компанией стратегией дифференцированного маркетинга, но не стоит забывать о производстве, продвижении и реализации продукции.
Особое внимание стоит уделить открытию новых собственных розничных магазинов, это позволит снизить цены на продукцию и увеличить конкуренцию фирмы, а также повысит спрос на продукцию. При этом не стоит ограничиваться только российским рынком, Брянская область граничит сразу с Украиной и Белоруссией, и устанавливающиеся все время экономические отношения между странами делают развитие бизнеса за рубежом еще более привлекательным делом.
Как известно потребители обращают внимание на оригинальность, где немалую роль играет упаковка товара, и высокое качество продуктов. Поэтому политика фирмы, проводимая в области разработки новых дизайнов упаковки необходима и экономически целесообразна, но при этом надо правильно выбирать тот или иной стиль упаковки. Так шоколадные конфеты, на упаковке которых расположены камни (пусть даже и драгоценные) не вызывают у человека желания совершения покупки, а порой совсем наоборот. Поэтому тут фирме необходимо сотрудничать только с профессионалами своего дела, фирмами, имеющих специфический и удачный опыт в этом деле.
Все кондитерские компании России зависят от поставщиков сырья, следовательно, фирме стоит избавиться от этой зависимости, самой став поставщиком для себя. Имеется ввиду то, что компания начнет сама выращивать для себя зерно, делать из него муку, содержать ферму, производя масло, молоко и т.д.
Процесс затратный как в финансовом плане, так и в количестве сил приложенных к нему, к тому же требуется много времени для того чтобы полностью достичь того уровня производства сырья, который требуется для полного удовлетворения производства. Но с другой стороны: в России, с ее национальными программами, с обширными плодородными, но пустующими территориями, с умелыми, но незнающими чем заняться людьми. Результат может превысить все, даже самые смелые ожидания, вывести компанию такой уровень, какого другие не добиваются даже объединившись.
Можно еще привести и другие способы и меры, которые позволят компании развиваться, но суть не в том, чтобы найти как больше этих самых мер, а в том, выбрать экономически эффективные, которые обеспечат рост компании, позволят ей оставаться конкурентоспособной.
Таким образом, успешное развитие предприятия не означает того, что его функционирование должно происходить по существующей схеме. Проведение маркетинговых исследований, анализ и сегментация рынка позволяют выявить возможности в развитии, а так же предлагают различные способы, с помощью которых возможно достичь больших результатов.
В предыдущем пункте были изложены некоторые меры, связанные с повышением эффективности деятельности предприятия. Теперь необходимо показать, что данные рекомендации принесут экономическую пользу компании.
В первую очередь будут рассмотрены рекомендации, связанные с выходом компании на новые сегменты рынка. Наиболее перспективным для компании направлением является производство новых видов шоколадной продукции, для определенных групп покупателей. Так нужно расширить существующий ассортимент и предоставить выбор для каждой группы потребителей. Таким образом, за счет увеличения сегментов увеличатся объемы продаж, а за счет того, что продукция будет разнообразной, спрос на нее не уменьшиться. Вследствие этого общие доходы у ОАО «Брянконфи» возрастут. Увеличение прибыли будет зависеть от того, насколько расшириться ассортимент и на сколько новых сегментов направит деятельность фирма.
Аналогичные действия можно провести и с группой сахаристой продукции, но так как фирма не производит товаров данной группы, то здесь у компании есть простор для творческой деятельности и реальная возможность сразу завоевать симпатии потребителей данного товара, тем самым обеспечив спрос и повысив доходы от продаж в совокупности.
Данные меры непосредственно связанны с сегментацией рынка, выходом на новые группы покупателей и являются эффективными за счет получения большей прибыли вследствие увеличения числа потребителей.
Но на ряду с освоением новых сегментов, существует и другие способы повысить продажи. Так немалую роль играет упаковка товара, что подтверждают многочисленные исследования, на основании которых уже выработались определенные правила построения дизайна упаковки. Если компания будет создавать упаковки, на которых максимально точно, достоверно будет изображаться товар, и при этом упаковка будет выглядеть оригинально, то естественно, что покупатель будет удовлетворен честностью и запомнит данный товар из ряда других аналогичных. За счет этого компания увеличит свои продажи, и увеличение произойдет из-за того, что часть покупателей, которые раньше не отдавали предпочтение какой-то марке теперь будут покупать товар марки «Брянконфи», то есть, увеличиться конкурентоспособность фирмы.
Самой радикальной из всех предложенных мер является предложение о полном контроле производства, начиная с выращивания зерна и разведении скота до продажи непосредственному потребителю. Процесс, как было сказано выше, затратный и трудоемкий, но как известно львиную долю цены продукта составляет торгово-розничная надбавка и конечно чем больше количество посредников, сделок тем выше цена. Если же компании взять весь процесс в свои руки, то тем самым она избавится от больших наценок на товар, и сможет реализовать его по ценам, ниже, чем у конкурентов, но при этом работая не в убыток себе, а даже наоборот получая хорошую прибыль.
Таким образом, результатом данных мер является: увеличение общих доходов, а следовательно и прибыли предприятия, а так же повышение конкурентоспособности компании. Правильная реализация предложенных мер может привести к успеху фирмы вплоть до контроля большей части отечественного рынка кондитерских изделий и успешных действий на заграничном рынке.
Конечно, существуют и другие меры по повышению эффективности деятельности ОАО «Брянконфи» в той или иной степени, но успех компании будет зависеть не от того какие действия предпринимаются, а того как они принимаются, какова целесообразность и как именно они будут выполняться, ведь даже самая успешная стратегия развития может привести совсем не к тем результатам на которые был расчет.
На основании вышеизложенного, можно заключить, что, даже для эффективно действующих фирм, предприятий, а в частности ОАО «Брянконфи», существуют различные способы совершенствования деятельности компаний в области сегментации рынка, приносящие не только прибыль, но и укрепление позиций самой компании.
В данной курсовой работе был рассмотрен процесс сегментации отечественного рынка кондитерских изделий на примере деятельности ОАО «Брянконфи».
Была рассмотрена теоретическая база процесса сегментации рынка продукции потребительского назначения, в частности, было рассмотрено покупательское поведение, выявлено, почему и как реагируют потребители на ту или иную сбытовую политику фирмы, определенны факторы, которые оказывают влияние на совершение покупки, а также рассмотрен сложный процесс принятия решения о совершении или не совершении покупки. Разобрана сущность сегментирования самого рынка продукции потребительского назначения на основе общей схемы процесса сегментации, как одного из основного направления маркетинговой деятельности. Рассмотрены такие этапы процесса сегментирования как установление принципов для успешной сегментации, определение методов и критериев осуществления сегментации рынка потребительских товаров, показано как осуществляется выбор целевых рынков и сегментов, а так же изложена теория о позиционировании товара. Сформулирована задача сегментирования и рассмотрено как она осуществляется.
В качестве примера для рассмотрения процесса сегментации на практике выбрана брянская компания «Брянконфи» производящая кондитерские изделия. Была дана общая характеристика компании суть, которой заключается в том, что фирма, находится в данное время на пути довольно-таки успешного развития, с полной ответственностью за свою деятельность производит товары высокого качества и при этом постоянно совершенствует свое производство. Так же частично был рассмотрен отечественный рынок кондитерских изделий.
В соответствии с задачей курсовой работы были выделены сегменты рынка, на которые ОАО «Брянконфи» направляет свою деятельность, а так же рассмотрено как именно, на основании чего компания выбирает для кого производить продукцию, и рассмотрена сама продукция, предназначенная для различных сегментов. Так же было указано то, что фирма не просто создает товары для обычной продажи, но делает это с учетом факторов, которые влияют на выбор покупателя при покупке товара.
Несмотря на то, что компания в настоящее время динамично развивается, были найдены и предложены некоторые меры, которые могут ускорить развитие фирмы, принести большую прибыль и сделать ее более конкурентоспособной.
Такие предложения были даны в курсовой работе и так же есть обоснование эффективности предложенных мер, показано, что принесет компании реализация этих мер.
Сегментация рынка, не только потребительского, но и промышленного, это весьма сложный процесс, с которым сразу нельзя разобраться, но правильное его использование, как показывает практика, приносит ощутимые успехи.
1. Алешина И.В. Поведение потребителей: учеб. пособие. - М. : Издательство: Экономисте, 2006. - 528 стр.
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов / Под общ. ред Г.Л. Багиева. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 736 с.
3. Барышев А.Ф. Маркетинг: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. Ф. Барышев 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Аккадемия», 2008. - 224 с.
4. Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики. - М.: Кнорус, 2010. - 680 с.
5. Бронникова Т.С., А.Г. Чернявский Маркетинг: Учебное пособие Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. http://www.aup.ru
6. Герасимов Б. И. Маркетинговые исследования рынка. - М.: ФОРУМ, 2009. -336с
7. Герасимов Б.И., Мозгов Н.Н. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие – М.: Фортуна, 2009. – 336с.
8. Григорьев М. Н. Маркетинг. - М.: Юрайт, 2010. - 366с.
9. Дубровин И. А. Маркетинговые исследования. - М.: ИТК Дашков и К, 2009. -276 с.
10. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Мн.: НПЖ “Финансы, учет, аудит”, 1997
11. Завьялов П.С. маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФА – М, 2001. – 496с. – (Серия «Высшее образование»).
12. Информационный бизнес портал / Статья: Маркетинг на потребительском рынке // http://market-pages.ru
13. Каменева Н. Г. Маркетинговые исследования. - М.: Вузовский учебник, 2010. -438 с.
14. Компания «Брянконфи» / Официальный сайт // http://www.bryankonfi.ru
15. Костина Г. Д. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг. - М.: Омега-Л, 2010.- 175 с.
16. Котлер Ф. Основы маркетинга // http://lib.socio.msu.ru
17. Лебедева О. А. Маркетинговые исследования рынка. - М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2009.- 191 с.
18. Маркетинг, курс лекций / модель покупательского поведения // http://alphatelecom.info
19. Обзор российского рынка кондитерских изделий // http://www.rimex-2.ru
20. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. – М.: ИКФ Омега-Л, 2002. – 656с.
21. Паршин А.А. Фалейтор А. Энциклопедия Маркетинга // http://www.marketing.spb.ru
22. Попов Е.В. Сегментация рынка / Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» // http://www.mavriz.ru
23. Рейтинговое агентство топ-эксперт / Перспективные сегменты кондитерского рынка / Рынок кондитерских изделий // http://expert-rating.ru
24. Свободная энциклопедия маркетинга. Статья: Сегментирование рынка // http://www.marketopedia.ru
25. Титова В.А. Маркетинг. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001 – 448с.
26. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: учебник – М.: Экономистъ, 2005. – 624с. – (Homo faber).