Совершенствование отдельных элементов комплекса маркетинга на предприятии ООО «Виготек»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию отдельных элементов комплекса маркетинга продукции ООО «Виготек».
Для достижения цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы комплекса маркетинга, как составляющей системы управления предприятием;
- дать характеристику финансово-экономической деятельности фирмы ООО «Виготек»;
- проанализировать основные элементы комплекса маркетинга на ООО «Виготек»;
- разработать рекомендации по совершенствованию отдельных элементов комплекса маркетинга и рассчитать эффективность предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы комплекса маркетинга, как составляющей системы управления предприятием 7
1.1 Понятие и роль маркетинга на предприятии 7
1.2 Основные элементы комплекса маркетинга 11
2 Характеристика финансово-экономической деятельности ООО «Виготек» 18
2.1 Краткая характеристика предприятия 18
2.2 Структура управления фирмой 19
2.3 Анализ основных экономических показателей деятельности фирмы 21
3 Анализ элементов комплекса маркетинга на ООО «Виготек» 23
3.1 Организация маркетинговой деятельности фирмы 23
3.2 Анализ отдельных элементов комплекса маркетинга 24
4 Предложения и рекомендации по совершенствованию отдельных элементов комплекса маркетинга 29
4.1 Описание и обоснование предложений 29
4.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 31
Заключение 35
Список использованных источников 37

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование_отдельных_элементов_комплекса_маркетинга_на_предприятии_ООО_Виготек (2).doc

— 503.50 Кб (Скачать документ)

     Система маркетинга является не замкнутой, а  логично связанной и развивающейся  как бы по спирали, т.е. при повторении и преемственности основных ее элементов предполагается их качественно новый, более совершенный уровень. В то же время маркетинговым службам приходится параллельно и одновременно осуществлять по разным товарам различного вида маркетинговые мероприятия и служить мозговыми центрами оптимизации развития бизнеса.

     Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирмы сложился в 60 -70-х годах (первые зачатки маркетинговых исследований наблюдались еще в конце 20-х годов и непосредственно после Второй мировой войны). Его появление связано в первую очередь с активным развитием научно-технического прогресса в области информационной инфраструктуры и компьютеризацией внутрифирменного управления, а также с возникновением значительных трудностей сбыта по большинству товарных рынков, особенно готовой продукции. В значительной степени маркетинговая концепция направлена на видоизменение и сглаживание конкурентной борьбы путем выявления целевого рынка, рыночного «окна» и рыночной «ниши», еще свободных для внедрения нового или усовершенствованного товара, с целью избежать прямой и агрессивной конкуренции и работать на рынке в режиме строгого распределения его сегментов.5

     Таким образом, маркетинг предполагает такую  концепцию управления фирмой или предприятием, которая учитывает условия развития рынка, формирования предпринимательской среды и ориентируется на удовлетворение требований потребителей. 

1.2 Основные элементы комплекса маркетинга 

     Комплекс  маркетинга - одно из основных понятий современной системы маркетинга. Комплекс маркетинга - набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы (4Р): товар, цена, методы распространения и продвижения.

     Товар - это набор изделий и услуг, которые фирма предлагает целевому рынку.

     Цена - денежная сумма, которую потребители  должны уплатить для получения товара.

     Распространение - всевозможная деятельность, благодаря  которой товар становится доступным  для целевых потребителей.

     Продвижение - всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.

     1. Товар

     Товар является одним из элементов комплекса  маркетинга, наряду с ценой, методами распространения и продвижения. Товар - все, что может удовлетворить  нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения  внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть не только физические объекты, но и услуги, лица, места, организации, идеи и т.д.

     Следует отличать понятие «товар» от понятия  «товарной единицы». Товарная единица - обособленная целостность, характеризуемая  показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами. Например, зубная паста - товар, а тюбик пасты «Колгейт» фирмы «Колгейт» стоимостью 25 руб. - товарная единица6.

     Существует  три уровня товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении и  товар с подкреплением.

     1. Товар по замыслу - сердцевина  понятия товара в целом. На  этом уровне дают ответ на  вопрос: что в действительности  будет приобретать покупатель? Ведь, по существу, любой товар-это заключенная  в упаковку услуга для решения  какой-то проблемы. Например, покупатели приобретают не сверла определенного диаметра, а отверстия того же диаметра. Поэтому, задача деятеля рынка - выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него.

     2. Разработчику предстоит превратить  товар по замыслу в товар в реальном исполнении. Губная помада, компьютеры и т.д. - все это товары в реальном исполнении. Товар в реальном исполнении может обладать пятью характеристиками: качеством, свойствами, внешним оформлением, марочным названием и упаковкой.

     3. И, наконец, разработчик может  предусмотреть предоставление дополнительных  услуг и выгод (поставку и  кредитование, монтаж, послепродажное  обслуживание, гарантии), составляющих  товар с подкреплением. Если  рассматривать компьютер, то подкреплением  к товару служат инструкции, рабочие программы, услуги по доставке, программированию, ремонту, гарантии и др. Идея подкрепления товара заставляет деятеля рынка присмотреться к существующей у клиента системе потребления в целом.

     2. Цена

     Прежде  чем приступить к рассмотрению методик ценообразования, необходимо осознать, что ценовая политика продавца зависит от типа рынка. Экономисты выделяют четыре типа рынков, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования:

     Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене7.

     Рынок монополистической конкуренции  состоит из множества покупателей  и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком  диапазоне цен. Наличие диапазона  цен объясняется способностью продавцов  предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товар по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи.

     Олигополистический  рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Если какая-то сталелитейная компания снизит свои цены на 10 %, покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

     При чистой монополии на рынке всего  один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И, наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. И, тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Тут и боязнь введения государственного регулирования, и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка8.

     Таким образом, возможности и проблемы политики цен меняются в зависимости от типа рынка. За исключением случаев работы на рынках чистой конкуренции, фирмам необходимо иметь упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары. Методика расчета цен состоит из шести этапов: постановка задач ценообразования; определение спроса; оценка издержек; анализ цен и товаров конкурентов; выбор метода ценообразования; установление окончательной цены.

     3. Распределение

     Большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать собственный  канал распределения. Канал распределения - совокупность фирм или отдельных  лиц, которые принимают на себя или  помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

     Канал распределения - это путь, по которому товары движутся от производителей к  потребителям. Благодаря ему, устраняются  длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться. Члены канала распределения выполняют ряд очень важных функций:

     1. Исследовательская работа - сбор  информации, необходимой для планирования и облегчения обмена.

     2. Стимулирование сбыта - создание  и распространение увещевательных  коммуникаций о товаре.

     3. Установление контактов - налаживание  и поддержание связи с потенциальными  покупателями.

     4. Приспособление товара - подгонка  товара под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка.

     5. Проведение переговоров - попытки  согласования цен и прочих  условий для последующего осуществления  акта передачи собственности  или владения.

     6. Организация товародвижения - транспортировка и складирование товара.

     7. Финансирование - изыскание и использование  средств для покрытая издержек  по функционированию канала.

     8. Принятие риска - принятие на  себя ответственности за функционирование  канала.

     Выполнение первых пяти функций способствует заключению сделок, а оставшихся трех - завершению уже заключенных сделок. Всем этим функциям присущи три общих свойства: они поглощают дефицитные ресурсы, нередко могут быть выполнены лучше благодаря специализации, могут выполняться разными членами канала. Если часть их выполняет производитель, его издержки соответственно растут, а, значит, цены должны быть выше. При передаче части функций посредникам издержки, а, следовательно, и цены производителя ниже. Посредники в этом случае должны взимать дополнительную плату, чтобы покрыть свои издержки по организации работ9.

     4. Продвижение

     Маркетинг - это стратегический процесс, используемый в бизнесе для удовлетворения нужд и потребностей покупателя посредством  товаров и услуг. Инструменты маркетинга (комплекс маркетинга) включают в себя продукцию, ее цену, методы распространения продукции (или место). Маркетинг также включает в себя механизм передачи покупателю информации. Этот механизм называется маркетинговой коммуникацией или продвижением. Таким образом, продвижение - это элемент комплекса маркетинга, который обеспечивает связь ключевых маркетинговых посланий с целевыми аудиториями.

     Основными методами продвижения товара являются: реклама, стимулирование сбыта, паблик рилейшнз (связи с общественностью), личная продажа и прямой маркетинг. Реклама - любая оплачиваемая форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг. Стимулирование сбыта - разнообразные краткосрочные поощрительные акции, направленные на стимулирование покупки или апробирование товара или услуги. Паблик рилейшнз - разнообразные программы, созданные для продвижения и (или) защиты имиджа компании и ее товаров. Личная продажа - непосредственное взаимодействие с одним или несколькими потенциальными покупателями в целях организации презентаций, ответов на вопросы и получения заказов. Прямой маркетинг - использование почты, телефона, факса, электронной почты и других неличных средств связи для прямого воздействия на действительных или потенциальных клиентов.

     Таким образом, составляющие продвижения отличаются друг от друга в смысле преследуемого ими эффекта, типов контактов с потребителями, момента времени и продолжительности ответной реакции на воздействие.  

 

2. Характеристика финансово-экономической деятельности ООО «Виготек» 

2.1 Краткая характеристика фирмы 

     Кондитерская  фабрика «Виготек» работает на рынке кондитерских изделий с 2001 года и является  динамично развивающимся производством.

     Кондитерская  фабрика  производит более 300 видов тортов и пирожных. Это бисквитные, медовые, воздушные, безейные, суфлейные, заварные изделия с различными кремами и ингредиентами (фрукты, ягоды, орехи, шоколад и т.д.).

     Кондитерская продукция фабрики принадлежит к числу важных и излюбленных сегментов пищевого рынка, поэтому на ООО «Виготек» уделяется  повышенное внимание качеству выпускаемой продукции.

Информация о работе Совершенствование отдельных элементов комплекса маркетинга на предприятии ООО «Виготек»