Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:16, курсовая работа
Целью курсового проекта является исследование совершенствования товарным ассортиментом производственного предприятия. Объектом наблюдения является производственное предприятие ОАО «Омский Бекон» г. Калачинска. Предмет исследования – управление товарным ассортиментом производственного предприятия
36
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях рыночной экономики многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками.
Рыночный успех за последние года определяется как главный критерий оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием товарного ассортимента, его управлением и совершенствованием.
Многие руководители, полагаясь только на собственный опыт проблемы со сбытом относят к объективным, но на самом деле эти причины можно отнести смело и к субъективным. Опыт показывает, что на большинстве средних и крупных предприятиях нетрудно получить ответы на вопросы: «Какова ассортиментная политика Вашего предприятия? На какие сегменты рынка ориентировано Ваше предложение? Каким ассортиментным стратегиям Вы привержены?». Хотя руководство многих предприятий недостаточно представляет все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.
Первостепенное внимание должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая наиболее полно удовлетворила бы потребности определенных категорий покупателей. Лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в вопросах, касающихся маркетинговой политики, владеет методами ее реализации и, следовательно, может максимально эффективно ею управлять.
Актуальность выбранной тематики очевидна, так как при правильном выборе ассортиментной политики предприятия будет максимальным образом удовлетворяться спрос его потребителей и в конечном итоге предприятие будет рентабельным.
К решению задач ассортиментной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход: любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели, что требует концентрации усилий на главных направлениях.
Управления товарным ассортиментом – одно из главных направлений деятельности каждого предприятия. Особенно это направление приобретает значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы с производимыми товарами зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в управлении товарным ассортиментом и владеет методами ее реализации.
Целью курсового проекта является исследование совершенствования товарным ассортиментом производственного предприятия.
Объектом наблюдения является производственное предприятие ОАО «Омский Бекон» г. Калачинска. Предмет исследования – управление товарным ассортиментом производственного предприятия.
Цель, предмет и объект исследования позволяют поставить следующие задачи:
- обобщить теоретические знания в области ассортиментной политики производственного предприятия;
- ознакомиться с особенностями формирования товарного ассортимента на мясоперерабатывающем предприятии;
- исследовать и проанализировать процессы формирования и управления товарным ассортиментом на ОАО «Омский Бекон» г. Калачинска;
- дать рекомендации по повышению эффективности ассортиментной политики предприятия.
При написании работы были использованы следующие источники информации: годовые отчётные документы; статистические данные; научная литература.
Методы исследования: анализ экономической литературы; анализ конкретных информационных документов; ABC-анализ, XYZ-анализ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ
Ассортиментная политика предприятия – система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли. Эта политика является центральным элементом коммерческой стратегии предприятия на рынке. Главной ее целью в современных условиях хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемого сегмента рынка.
Товар - сложное, много аспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.
Общепринятое определение товара — продукт труда, произведенный для продажи и как средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность или товар - это комплекс полезных свойств предмета. Поэтому он автоматически включает все составные элементы, необходимые для материального удовлетворения нужд потребителя.
Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами. Эти свойства, так или иначе, предстают перед покупателем и определяют его намерение купить товар и стать постоянным клиентом конкретного производителя. И поскольку для стабильного успеха предприятия необходимо заботиться о формировании постоянной клиентуры, особое внимание на конкурентном рынке придается совокупности различных групп качеств: органолептические (внешний вид, состояние, вкус, запах), эргономические особенности (удобство использования, транспортировки и размещения, хранения, упаковка), сопровождающая документация (описание, физико-химические показатели). Вместе с тем великолепный дизайн и форма упаковки товарной продукции при плохо организованном продвижении товара не спасет их от провала на «рынке покупателя».
Конкретный продукт - это базовая физическая сущность, которая имеет точные характеристики и предлагается под заданным описанием (например, полуфабрикат «Столовый», субпродукт «Фарш мясной птичий»). Стиль, цвет, вкус, размер, масса, надежность, качество и эффективность в использовании - примеры конкретных товарных характеристик.
Товар как продукт труда, произведенный для обмена, должен рассматриваться с позиций многоуровневой интегральной модели. В основе любого товара лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности. Поэтому, сердцевину товара, его сущностную сторону представляет так называемый замысел, связанный с основным предназначением товара. Товар по замыслу (ядро товара, базовая потребность) представляет собой основную выгоду, рассматриваемую с точки зрения удовлетворяемой потребности. Дело в том, что в действительности люди покупают не товары как таковые, а их функциональную способность удовлетворить некоторую потребность. Только осознав, что товар способен удовлетворить определенную потребность, человек становится покупателем. Следовательно, для производителя и продавца огромное значение имеет определение того, что товар означает для потребителя, а не для них самих.
Если замысел товара выступает как его содержательная сторона, то по форме товар в реальном исполнении (реальный товар, физический товар) представляет собой определенный набор свойств, позволяющих реализовать этот замысел, то есть удовлетворить некую потребность. Поэтому на втором уровне товара рассматриваются полезные с точки зрения потребителей характеристики: свойства, качество, упаковка, внешнее оформление, товарная марка.
Третий уровень – товар с подкреплением (расширенный товар) связан с характеристиками, которые дополняют потребительную стоимость товара. Сюда относится любой сервис и услуги, предоставляемые вместе с товаром, (например, покупка большой партии мяса определенной категории или субпродуктов увязывается с получением необходимых рекомендаций по хранению и транспортировке, сроков использования, гарантий, условий поставки и кредитования, консультации, пред- и послепродажное обслуживание и т.д.).
Рассмотрение товара с позиций многоуровневой модели чрезвычайно важно. Базовые идеи данной модели представляют собой теоретические основы для сегментации рынка, позиционирования и разработки соответствующей товарной стратегии.
Часто товары делят на подгруппы: потребительского (личного пользования) и производственного назначения. Характер потребления товаров каждой из этих групп различен, покупка определяется разными потребностями и мотивами. Приобретение товара личного пользования (1 кг фарша мясного птичьего, шашлыка «Экстра») - это акт воли одного покупателя или семьи.
Что касается покупки товара производственного назначения (упаковка для колбас и полуфабрикатов мясных), то здесь принимается коллегиальное решение, в выработке которого участвуют люди, находящиеся на разных административных уровнях. Для успешного сбыта этих товаров специалист по маркетингу непременно должен учитывать психологию лиц, от которых зависит принятие окончательного решения о покупке.
Среди товаров личного пользования можно выделить три группы:
- изделия длительного пользования – бытовая техника, мебель, одежда и т.д., приобретаемые сравнительно редко;
- изделия краткосрочного пользования - продукты питания, косметика, моющие средства;
- услуги — действие, результатом которого является либо какое-нибудь изделие, либо тот или иной полезный эффект (сшитая по индивидуальному заказу рабочая одежда, подготовка рекламных проспектов, транспортировка груза или пассажиров и т.п.)
Приобретение товаров краткосрочного пользования и услуг сопровождается частыми контактами покупателя и продавца. При этом покупатель, однажды удовлетворенный качеством товара, в дальнейшем предпочитает покупать товар той же торговой марки («приверженность к марке») и становится постоянным клиентом его изготовителя. Если приобретение изделий краткосрочного пользования и услуг организовано хорошо и не вызывает у покупателя затруднений, то феномен приверженности к марке возникает быстро и требует сравнительно незначительных усилий для его поддержания.
Изделие длительного пользования, а, тем более, производственного назначения, требует больших усилий, как в организации продажи, так и в формировании у клиента приверженности к марке. По отношению к товарам производственного назначения покупатель особенно ценит надежность поставщика, под которой понимается уверенность в том, что товар надлежащего качества будет поставлен точно в срок со всей необходимой документацией, и что рекламе и устным заявлениям представителей поставщика можно, безусловно, доверять. Товары надежного поставщика покупают нередко по более высоким ценам, чем товары его конкурентов, и клиенты не отказываются от покупки при повышении цен, вызванном инфляцией или иными причинами.
Возможны и иные способы классификации товаров, однако всегда основой такой классификации является удовлетворение потребностей: оно выглядит конечным итогом в характеристике потребительских свойств товара. Например, разделение продуктов на предметы повседневного спроса, предметы тщательного выбора и престижные предметы подразумевает, что одни приобретенные товары в глазах окружающих не могут, а другие, наоборот, способны подчеркнуть высокий социальный статус их владельца.
Товары производственного назначения классифицируют на следующие категории:
- основное и вспомогательное оборудование;
- основные и вспомогательные материалы и сырье.
Такое деление основывается на различном отношении покупателя к этим товарам и специфике предъявляемых требований к способам продажи, обслуживания, снабжения запасными частями и иным аспектам торговли данными товарами.
Следует отметить, что спрос на товары производственного назначения формируется не сам по себе, а в тесной взаимосвязи со спросом на изделия личного потребления. Так, благоприятная конъюнктура на автоматы в перерабатывающих цехах для разделки мяса может возникнуть как отражение высокого спроса на полуфабрикаты и субпродукты из свинины, становящиеся по тем или иным причинам товаром повседневного спроса.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.
Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара (например, для мясоперерабатывающего предприятия - мясо, полуфабрикаты, колбасы, субпродукты) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, мясоперерабатывающее предприятие производит субпродукты. Субпродукты представлены несколькими позициями: мышечные желудки, сердце, печень, фарш мясной, которые имеют несколько марок: желудки мышечные (подложка) и желудки мышечные (туба), отличаются объемом и некоторыми данными: вес и тип фасовки, температура хранения, срок годности.