Совершенствование управления товарным ассортиментом на примере ОАО "Омский Бекон"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:16, курсовая работа

Описание

Целью курсового проекта является исследование совершенствования товарным ассортиментом производственного предприятия. Объектом наблюдения является производственное предприятие ОАО «Омский Бекон» г. Калачинска. Предмет исследования – управление товарным ассортиментом производственного предприятия

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект.doc

— 390.50 Кб (Скачать документ)

Организация товарного ассортимента на основе планирования и по заявкам осуществляет цель – реализацию всего ассортимента без остатка. Так как заявки от постоянных клиентов, коммерческих организаций, магазинов, столовых общественного питания, принимаются ежедневно, то предложение пользуется спросом.

Для того, что бы любой анализ был эффективен необходимо, чтобы данные, лежащие в его основе, были точны и доступны для структурирования. Ассортимент должен иметь понятную структуру, информационная база данных должна быть достаточно современна. Также многое зависит от того, правильно ли ведется учет движения товаров. Приведя в порядок общую структуру, можно взяться за анализ ассортимента. Для этого рассмотрим подробно методику проведения АВС - и XYZ-анализа.

С помощью АВС-анализа можно анализировать вклад товара в результат работы предприятия, а XYZ-анализ дает информацию о стабильности продаж товара.

Классификационным признаком для проведения АВС-анализа служит доля товарной группы в товарообороте.

Товарные группы ассортимента разделились на категории А, В, С методом ранжирования, т.е. распределением товаров на группы по удельному весу в общем объеме реализации по принципу «от большего к меньшему» в убывающей последовательности.

К категории А относится 21,3% товарного ассортимента, к категории В-29%, к категории С-49,7%. АВС-анализ и распределение товаров на категории представлены в приложении Б.

Графически распределение товаров на группы А, В, С можно представить в виде кривой Лоренца.

 

          Рисунок 1- Кривая Лоренца

Рисунок 2- Гистограмма АВС-распределения

График показывает распределение товарных групп по отношению к сумме их продаж. В товарном ассортименте ОАО «Омского Бекона» преобладаю товары, относящиеся к группе С, но наибольший доход приносят товары, относящиеся к группе А.

Как в течении 3х лет менялось процентное отношение наглядно представлено в таблице 2.2.1.

Таблица 2. 2.1- Изменение процентного соотношения в товарных группах

 

2009г.

2010г.

2011г.

Рост/снижение

Группа товаров А

21,9

21,9

19,4

-2,5

Группа товаров Б

28,4

30,5

29,7

1,3

Группа товаров В

49,7

47,7

50,9

1,2


         По результатам АВС-анализа можно сделать следующие выводы:

1. Товары группы А представляют наибольший интерес для предприятия. Они требуют постоянный учет и контроль; точный анализ цен закупок; постоянный анализ рынка; детальный анализ структуры затрат; более тщательная подготовка продажи; регулярный контроль запасов.

2. К группе В относятся товары, которые пользуются меньшим спросом; к группе С – товары еще более редкого спроса. По ним необходимо наладить упрощенный складской учет, продажа и закуп большими партиями, что позволит снизить затраты на их создание и хранение.

За основу XYZ-анализа берутся те же товарные группы, что и при АВС-анализе используется метод ранжирования «от меньшего к большему».

В XYZ-анализе классифицируемым признаком является коэффициент вариации, характеризующий неравномерность реализации различных товаров или товарных групп по отдельным периодам.

В процессе XYZ-анализа рассчитываются коэффициенты вариации для каждой группы товаров по кварталам, затем товары ранжируют в порядке возрастания коэффициента вариации.

К группе Х относятся 2,4% товаров, к группе Y-3,7%, к группе Z-93,9%. Это распределение представлено в приложении В.

Товары, относящиеся к группе Х(от 0до 10%) реализуются стабильно, что позволяет прогнозировать объем их реализации с высокой степенью точности (на год, по кварталам и месяцам).

К категории Y относятся товары, коэффициент вариации по которым находится в пределах от 10 до 25%. Их реализация характеризуется известными тенденциями (например, сезонными колебаниями). Прогнозирование объема товарооборота по этим товарам не дает результатов высокой точности.

Остальные товары относятся к категории Z. Их реализация нерегулярна, динамика продажи неравномерна, какие-либо тенденции отсутствуют. Поэтому прогноз точности объема их реализации невозможен.

Графически распределение товаров по группам X, Y, Z можно представить в виде кривой.

Рисунок 3- Кривая XYZ-распределения

Более точный выбор товарных групп в качестве важнейшего объекта управления товарооборотом позволяет обеспечить объединение результатов АВС- и XYZ-анализа. Эта процедура помогает разделить все товары на девять групп, каждая из которых имеет две характеристики: доля в товарообороте (величина спроса) и неравномерность реализации (приложение Г).

В товарном ассортименте ОАО «Омский Бекон», отсутствуют товары относящиеся к группам ВХ, СY, СХ.

Группы AX, AY, AZ требуют наибольшего внимания; для них необходимы тщательное планирование товарооборота, расчет нормативов, постоянный учет, контроль и анализ отклонений от плана и нормативов.

Для товаров группы AX, которая составляет 0,54% следует рассчитывать оптимальный размер закупок, разрабатывать точные графики поставки.

Для группы AZ, которая составляет 18,2%, при расчете норматива обязательно рассчитывается величина страхового запаса.

Для товаров, входящие в группу CZ, составляющие 51,22% планирование продажи происходит обычно на текущий год, анализ и контроль осуществляются органами низших ступеней управления.

Товары категорий BY, BZ, составляющие 26,29%, 2,17% соответственно имеют свои особенности, которые могут выражаться, например, в совпадении периода их планирования или в различиях способов доставки.

Проанализировав все товары или товарные группы в ОАО «Омский Бекон» по их доле в объеме товарооборота, неравномерности реализации, доле в общей сумме прибыли от реализации получаем три списка товаров группы А. Товары, входящие во все три списка,  представляют собой предмет пристального внимания. Отделу продаж и закупок ОАО «Омского Бекона» необходимо реализовать эти товары, поскольку именно они являются основным источником доходов, обеспечивают наибольший объем товарооборота.

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМ АССОРТИМЕНТОМ В ОАО «ОМСКИЙ БЕКОН» г. КАЛАЧИНСКА

 

Совершенствование управления товарным ассортиментом ОАО «Омский Бекон» имеет своей целью увеличение прибыли и сокращение товаров, имеющих маленький спрос.

В качестве мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики ОАО «Омский Бекон» предлагается внедрение новой упаковки для нарезных колбас.

Для начала проанализируем имеющееся на предприятии упаковочное оборудование. Перечень оборудования и технические характеристики представлены в приложении Д.

Наиболее подходящим оборудованием является вакуум-упаковочная термоформовочная машина WEBOMATIC APS ML 7100.

WEBOMATIC APS ML 7100 является самой высокопроизводительной машиной. В ней предусмотрена возможность динамически менять габариты упаковки в самых широких пределах. Благодаря длине протяжки до 800 мм и максимальной ширине пленки в 620 мм возможно упаковывать самые крупногабаритные продукты.

Во-первых, для модернизации этого оборудования не потребуется больших затрат. Необходима только покупка матрицы для пресс-формы и конфигурация ножей. Затраты составят 300 000 руб. Заказ матрицы и конфигурация ножей и доставка производится фирмой-изготовителем оборудования.

Во-вторых, занятость этого оборудования составляет 60%. Это позволит на полную мощность задействовать оборудование и даст дополнительные рабочие места.

Новая упаковка для нарезки будет иметь круглую форму, которая в свою очередь, разделена на три секции для удобства и не смешивания продукции. Так же важно отметить, что такая форма поможет предприятию решить проблему реализации товаров, имеющие сезонный или редкий спрос.

Далее необходимо проанализировать колбасные изделия и выбрать наиболее подходящие.

Для этого проведем АВС-, XYZ-анализ колбас, выпускаемые и реализуемые ОАО «Омским Беконом». Результаты представлены в приложении Е.

По итоговой матрице видно, что наибольшую долю, занимают виды колбас, относящиеся к группе СZ(47%), следом идут товары, относящиеся к группе BZ(24%) и AZ(23%). Самая маленькая доля, принадлежит товарам, относящимся к группе AX(0,84%) и AY(4,20%). Из этого следует, что товары, принадлежащие к группам с наибольшей долей в товарообороте будут реализовываться в новой упаковке.

Таблица 3.1-Варианты готовой продукции

 

Вариант

Вес, гр.

Цена, руб.

Постоянные затраты, руб.

Торговая наценка, %

Итоговая цена, руб.

1

Клб в/к княжеская+клб вар докторская+клб п/к застольная

450

76,0

5

30

81,3

2

Клб п/к испанская+клб п/к особая+клб п/к полтавская

450

52,0

5

30

57,3

3

Клб п/к пражская+клб п/к сервелат восточная+клб с/к сервелат золотой

450

98,0

5

30

103,3

4

Клб п/к краковская+клб с/к ароматная+клб вар степная

450

91,0

5

30

96,3

5

Клб п/к чесночная+клб в/к обеденная+клб с/к классика

450

62,0

5

30

67,3

6

Клб в/к сервелат зернистый+клб сервелат венгерский+клб в/к салями греческая

450

83,0

5

30

88,3

7

Клб в/к сервелат коньячный+клб вар. Дорожная+клб п/к одесская

450

68,0

5

30

73,3

8

Клб п/к сервелат городской+клб п/к восточный+клб с/к московская золотая

450

91,0

5

30

96,3

9

Клб в/к салями австрийская+клб вар телячья+клб сервелат примма

450

74,0

5

30

79,3

10

Клб вар южная+клб вар русская+клб вар омская

450

51,0

5

30

56,3


В постоянные затраты включена стоимость микронной плёнки для изготовления подложки, заработная плата персонала, электроэнергия, стоимость подложки.

Из предложенных вариантов самая низкая цена за 450 гр. готовой продукции составляет 56 руб. 30 коп., самая дорогая 103 руб. 30 коп.

Так как данный товар является новинкой для потребительского рынка, рекомендуется для начала производить 2т в сутки готового продукта. Далее производство можно увеличить до 10 т в сутки.

Если ОАО «Омский Бекон» будет реализовывать вариант №10 по цене 56руб. 30 коп. по 2 т в сутки, то получит прибыль в размере 750666,7 руб.

Если ОАО «Омский Бекон» будет реализовывать вариант №3 по цене 103руб. 30 коп. по 2 т в сутки, то получит прибыль в размере 1377333 руб.

Для сегоднявшей ситуации на потребительском рынке оба варианта подходят для реализации. Внедрение новой упаковки окупится менее чем через 1 год.

 

 

 

 

На последующем этапе наиболее эффективной будет являться реклама продукции на месте продажи, которая служит средством выделения продукции ОАО «Омский Бекон» из общей массы продуктов питания. Данная реклама будет оказывать определенное давление на конечного покупателя, предлагая ему разрекламированное имя продукции и являясь чисто внешним приглашением к акту покупки. Можно предложить следующие доступные и эффективные мероприятия: стенды, информирующие особые потребительские свойства, качество, удобство; пометки на ценниках «Новинка»; рекламные щиты и проспекты в магазинах и на рынках; дополнительные мероприятия: публикация рекламных объявлений в бесплатных газетах – предложение оптовых, мелкооптовых и розничных продаж с указанием адресов и телефонов мест продаж; рекламные ролики на телевидении; участие в выставках-продаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Сделаем вывод о том, что в современных условиях рыночных отношений формирование ассортимента, решение вопросов, связанных с его управлением и совершенствованием, а также разработка и последовательное осуществление ассортиментной политики являются важнейшими условиями организации эффективной работы предприятия.

Хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс совершенствования ассортимента товаров, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.

Информация о работе Совершенствование управления товарным ассортиментом на примере ОАО "Омский Бекон"