Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:16, курсовая работа
Целью курсового проекта является исследование совершенствования товарным ассортиментом производственного предприятия. Объектом наблюдения является производственное предприятие ОАО «Омский Бекон» г. Калачинска. Предмет исследования – управление товарным ассортиментом производственного предприятия
Выручка от реализованной продукции в 2010 г. была равна 5484720 тыс. руб., что на 292,7% больше по сравнению с 2009 г., где выручка составила 1396596 тыс. руб., что связано с увеличением объемов производства. Наблюдается тенденция увеличения себестоимости реализованной продукции на 286,2%, что может быть связано с удорожанием производственного процесса. В результате в 2010 г. прибыль от реализации продукции составила 238987 тыс. руб., что больше по сравнению с 2009 г. на 237076 тыс. руб. Рентабельность по затратам увеличилась и составила 4,8% в 2010 г. к 2009 гг.
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2010 к 2009 гг., % |
Валовая прибыль(убыток), тыс. руб. | -26013,0 | 97516,0 | 468183,0 | 480,1 |
Среднегодовая стоимость всех средств производства, тыс. руб. | 286322,0 | 687739,0 | 2237387,0 | 325,3 |
Объем реализованной продукции, т | 26356 | 49095 | 70845 | 144,3 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 229780,0 | 1396596,0 | 5484720,0 | 392,7 |
Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс. руб. | 128502,5 | 252652,5 | 638889,0 | 252,9 |
Активы, тыс. руб. | 260697,5 | 714800,0 | 2226642,5 | 310,5 |
Собственный и долгосрочный заемный капитал, тыс. руб. | 136881,5 | 165439,5 | 1217288,0 | 735,8 |
Рентабельность -продукции | - | 7,5 | 9,3 | 124,3 |
- продаж | - | 7,0 | 8,5 | 122,3 |
-активов | - | 0,3 | 09,7 | 4014,6 |
-средств производства | - | 14,2 | 20,9 | 147,6 |
-основных производственных фондов | - | 38,6 | 73,3 | 189,9 |
-инвестированного, парманентного капитала | - | 1,2 | 19,6 | 1699,6 |
Предприятие в целом по всем показателям является рентабельным. Рентабельность продукции в 2009 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 24,3%, что связано со значительным увеличением валовой прибыли на 380,1%. Рентабельность продаж составила в отчетном году по сравнению с базисным 122,3%, что связано с увеличением выручки от реализации продукции на 292,7%. Так как активы предприятия увеличились на 210,5%, показатель рентабельности активов увеличился на 3914,6%. Рентабельность основных производственных фондов возросла на 89,9%, что непосредственно связано с увеличением основных средств на 152,9%. В 2009г. рентабельность инвестированного, парманентного капитала увеличилась на 1599,6% по сравнению с 2009 г. в связи с увеличением собственного и долгосрочного заемного капитала на 635,8%.
Также необходимо рассмотреть деловую активность предприятия, которая показывает, насколько эффективно работает предприятие. Анализ и оценка деловой активности предполагает расчет ряда показателей оборачиваемости, характеризующих деловую деятельность предприятия. Результаты расчетов деловой активности представлены в таблице 2.1.7.
Таблица 2.1.7– Показатели оценки деловой активности
ОАО «Омский Бекон»
Показатель | 2008 г | 2009 г | 2010 г | 2010 г в % к 2008 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг , тыс. руб. | 2229780 | 1396596 | 5484720 | 245,98 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. | -47261 | 28592 | 4328 | -9,16 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 937 | 1039 | 1229 | 131,16 |
Средняя стоимость основных средств, тыс. руб. | 128502,5 | 262529,5 | 638859,5 | 497,16 |
Средняя дебиторская задолженность, тыс. руб. | 103446 | 321809 | 1317927 | 1274,02 |
Средние запасы, тыс. руб. | 44080,5 | 103400 | 278949 | 632,82 |
Средняя кредиторская задолженность, тыс. руб. | 901 | 971 | 1621 | 179,91 |
Себестоимость реализации, тыс. руб. | 255793 | 1299080 | 5016537 | 1961,17 |
Совокупный капитал, тыс. руб. | 246380 | 229557 | 205437 | 83,38 |
Выручка от реализации в расчете на одного работника, тыс.руб. | 2379,70 | 1344,17 | 4462,75 | 187,53 |
Фондоотдача на 1 руб ОПФ, руб | 17,35 | 5,32 | 8,59 | 49,48 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности -число оборотов | 21,56 | 4,34 | 4,16 | 19,31 |
- дней | 16,93 | 84,10 | 87,71 | 517,95 |
Оборачиваемость запасов -число оборотов | 5,80 | 12,56 | 17,98 | 309,91 |
-дней | 62,90 | 29,05 | 20,30 | 32,27 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности, дней | 1,29 | 0,27 | 0,12 | 9,17 |
Продолжительность операционного цикла, дней | 79,83 | 113,16 | 108,00 | 135,28 |
Продолжительность финансового цикла, дней | 78,55 | 112,88 | 107,88 | 137,35 |
Коэффициент погашения дебиторской задолженности | 0,05 | 0,23 | 0,24 | 517,95 |
За период 2008-2010 года оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 418 дней и в 2010 году составила 88 дней, что явилось следствием сокращения числа оборотов на 17,4 оборота (в 2010 году – 4,16 оборота). Наблюдается уменьшение числа дней оборота запасов и, следовательно, увеличение числа оборотов. Данные изменения привели к увеличению продолжительности операционного цикла на 36 дней. Увеличилась и продолжительность финансового цикла на 38 дней.
Для более полного анализа финансового состояния предприятия следует провести анализ платежеспособности, который показывает способность предприятия производить расчеты по обязательствам. Показатели платежеспособности приведены в таблице 2.1.8.
Таблица 2.1.8– Коэффициенты платежеспособности
ОАО «Омский Бекон»
Показатель | 2008 г | 2009 г | 2010 г | 2010 г в % к 2008 г |
Оборотные активы, тыс. руб. | 157819,5 | 435086,5 | 1598498 | 1012,86 |
Денежные средства, тыс. руб. | 901 | 485,5 | 1621 | 179,91 |
Собственные оборотные средства, тыс. руб. | -477558 | 263180 | 606209,5 | -126,94 |
Запасы, тыс. руб. | 44080,5 | 103400 | 278949 | 632,82 |
Реальные активы, тыс. руб. | 116157,5 | 302818 | 767535 | 660,77 |
Средства в расчетах, краткосрочные вложения, тыс. руб. | 113739 | 331686,5 | 1319549 | 1160,16 |
Краткосрочные пассивы, тыс. руб. | 635377,5 | 171906,5 | 992288,5 | 156,17 |
Совокупный капитал, тыс. руб. | 310953 | 802982 | 2326957 | 748,33 |
Общая сумма заемных средств, тыс. руб. | 1803742 | 288422 | 1080246 | 59,89 |
Коэффициент -текущей ликвидности | 0,25 | 2,53 | 1,61 | 648,55 |
-абсолютной ликвидности | 0,008 | 0,003 | 0, 002 | 25 |
Доля: -оборотных средств в активах | 50,75 | 54,18 | 68,69 | 135,35 |
- собственных оборотных средств в общей их сумме | - | 60,49 | 37,92 | - |
-собственных оборотных средств в товарных запасах | - | 254,53 | 217,32 | - |
- запасов в оборотных активах | 27,93 | 23,77 | 17,45 | 62,48 |
Промежуточный коэффициент покрытия | 0,18 | 1,93 | 1,33 | 742,87 |
Коэффициент общей платежеспособности | 0,06 | 1,05 | 0,71 | 1103,32 |
В течение 2008-2010 годов коэффициент текущей ликвидности постепенно увеличивается и в пределах нормативного значения.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что ОАО «Омский Бекон» в ближайшее время может погасить 161% текущей краткосрочной задолженности за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений. В целом на конец 2010 года предприятие имеет достаточно денежных средств и оборотных активов, чтобы погасить краткосрочную задолженность полностью.
Проведя анализ платежеспособности ОАО «Омский Бекон» можно сделать вывод, что предприятие находится в устойчивом финансовом положении. Об этом же свидетельствует коэффициент общей платежеспособности, в 2010 году составил 0,71.
2.2 Анализ формирования товарного ассортимента в ОАО «Омский Бекон»
Каждое производственное предприятие можно оценивать по многим факторам: положение в отрасли, финансово-экономическое положение, перспективы формирования маркетинговой службы, рынок потребителей. Анализ товарного ассортимента ОАО «Омский Бекон» г. Калачинска позволит получить полную картину в сфере производства и сбыта продукции, продвижения товара на рынок, а, значит, и определить возможности развития.
Анализ ассортимента продукции ОАО «Омский Бекон» г. Калачинска показывает следующие его показатели.
Ширина ассортимента представлена следующими ассортиментными группами:
1. колбасные изделия;
2. мясо на кости;
3. полуфабрикаты;
4. субпродукты;
5. деликатесы;
6. консервы мясные;
Данный ряд ассортиментных групп обусловлен специализацией мясокомбината и представляет собой, как правило, стандартный ряд для мясоперерабатывающих предприятий.
Несколько иная ситуация складывается в отношении глубины ассортимента. Здесь наблюдается сильный разброс по количеству ассортиментных позиций. Наиболее углубленной ассортиментной группой являются колбасные изделия.
В группе колбасные изделия выделяется более 200 ассортиментных позиций, что обусловлено специализацией предприятия.
Таким образом, насыщенность товарного ассортимента характеризуется наличием в нем 6 групп и более 300 ассортиментными позициями. Ассортимент можно охарактеризовать как гармоничный в силу того, что вся продукция является результатом одного технологического процесса, реализуется на одних и тех же рынках и через общую сбытовую сеть.
Помимо ассортимента необходимо рассмотреть и другие составляющие товарной политики и их особенности в ОАО «Омский Бекон» г. Калачинска, в частности: разработку новых товаров, марочную политику, упаковку, методы управления, а также провести портфельный и структурный анализ.
В 2008 году ОАО «Омский Бекон» был присоединен к группе предприятий ПРОДО. В частности это касается и внутреннего благоустройства (облагораживание территории, ремонт административного здания, размещение символики). На сегодняшний день мясокомбинат предлагает покупателям фирменные пакеты, оборудует по принципу единообразия торговые салоны, размещает вывески и проспекты с символикой и слоганами, промаркирована вся техника задействованная в реализации. При этом наблюдения показывают, что превалирующим цветом является синий, золотистый и красный. Информированность потребителей о предприятии и ее деятельности на территории Омской области очень высокая.
В отношении упаковки предприятие использует множество возможностей, в частности разработку более привлекательных этикеток, вариацию фасовки колбасных изделий, многообразие упаковочного материала и т. д. Тем не менее, среди способов упаковки товара важно отметить следующие: все колбасные изделия продаются в оболочке или вакуумных пакетах. Для розничных посредников предусмотрена упаковка в контейнерах пластиковых и бумажных, клейкая пленка на половинчатой бугорчатой прокладке. Предприятие ежегодно заключает договора с разными фирмами на производство и поставку для мясокомбината упаковочного материала и тары, в том числе: гофрокоробок и широкого ряда упаковок для фасовки.
Объем производства и объем реализации продукции ОАО «Омский Бекон» г. Калачинска являются взаимозависящими показателями, причем объём производства продукции определяет объём продаж.
Любое предприятие производит только ту продукцию и в таком объёме, который оно может реализовать. Объём реализации продукции определяется либо по отгрузке продукции, или по оплате. Оттого как продаётся продукция, какой спрос на неё на рынке, зависит и объём её производства.
Ассортимент продукции ОАО «Омский Бекон» г. Калачинска формируется на основе планирования, в виде заявок.
В заявке указывается магазин (покупатель), количество продукции по каждому виду и ассортиментной позиции, которые ОАО «Омский Бекон» г. Калачинска производит и реализует, согласно договору купли-продажи, в указанном времени, количестве, цене.
С поставкой товара выдается качественное удостоверение, где отмечается изготовитель, получатель, наименование изделия, дата выработки, срок реализации и хранения (24 часа); органолептическая оценка: внешний вид, вкус, цвет, запах, фасовка; физико-химические показатели.