Совершенствования исследования рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 01:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию исследования рынка услуг на предприятии ОАО «Восход».

Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:

- изучена сущность, и понятие маркетинговые исследования;

- проанализированы система исследований на примере предприятия ОАО «Восход» и подходы их организации;

- даны рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Восход».

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 83.04 Кб (Скачать документ)

    ВВЕДЕНИЕ

    Человечеству  не удалось создать ничего более эффективного, чем рынок. Он создает сильные стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности, резко ускоряет научно- технический прогресс. Свойственные ему механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства. Очевидно, что только переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, позволит решить наиболее острые проблемы, органично соединить нашу экономику с мировым хозяйством, обеспечить рост производства в соответствии с нуждами трудящихся, ликвидировать дефицит.

    Одной из основных категорий рыночных отношений является маркетинг. Термин «маркетинг» происходит от английского слова «market» (рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Однако маркетинг как система экономической деятельности имеет более широкое понятие.

    Маркетинг – это деятельность, обеспечивающая рентабельную работу предприятия посредством обмена. Это система взглядов, специфическое мировоззрение или даже образ жизни, связанный с получением прибыли посредством удовлетворения потребностей людей. В условиях рыночной экономики подавляющее большинство потребностей удовлетворяется через рынок, через куплю-продажу. Поэтому маркетинг является также методологией изучения рынка, помогающей наилучшим образом собрать. Обработать, проанализировать и спрогнозировать информацию о рынке и его отдельных элементах.

    Маркетинг – это система управления рыночной деятельностью. Это планирование, претворение в жизнь и контроль мероприятий по наилучшей разработке, изготовлению, продаже продукции фирмы в соответствии с требованиями рынка.

    Настоящий бизнесмен, как правило, всегда старается  воздействовать на рынок в собственных  интересах. Управлять рынком он не может  в силу действия объективных экономических  законов, но формировать потребности  и спрос он в состоянии, и такую  возможность ему предоставляет  маркетинг, в арсенале которого имеется  совокупность методов, средств и  приемов по активному целенаправленному  формированию спроса. Это и реклама, и ценовая политика, и целая  система стимулирования сбыта.

    Конкретным  результатом исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии  и тактики маркетинговой деятельности предприятия.

    Целью курсовой работы является  анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию исследования рынка услуг на предприятии ОАО «Восход».

    Для реализации цели были поставлены и  решены  следующие задачи:

    - изучена  сущность, и понятие маркетинговые исследования;

    - проанализированы система исследований на примере предприятия ОАО «Восход» и подходы их организации;

    - даны рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Восход».

    Для выполнения работы применялись общенаучные  методы исследования: диалектические, системные, аналитические, статистические, маркетинговые.

    1. РЫНОК КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
        1. Понятие, классификация и структура рынков

    В рыночной экономике основополагающим элементом является рынок. Наиболее простое определение рынка, присущее любой модели рыночной экономики (американской, японской, скандинавской и др.): рынок есть соединение спроса и предложения. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка как экономического феномена. Более точно роль рынка в экономической жизни выражает следующее определение: рынок – это форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров. Это определение позволяет трактовать рынок как сферу экономических отношений, а не просто как столкновение безликих компонентов экономики (спроса и предложения).[4,с.31-32]

    Рынок – это, с одной стороны, сфера отношений между субъектами экономики (производителями и потребителями), а с другой стороны, элемент рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и потребления, а также элементы планирования и регулирования экономики. [2,с.37-38]

    Подходя к понятию рынка более детально, можно отметить, что наличие рынка характеризуется присутствием его обязательных элементов:

    - людей (организаций) со своими потребностями;

    - покупательной силы (обычно денег);

    - соответствующих возможностей (купить  и продать);

    - желания купить (наличие покупателей,  желающих купить товар);

    - продавцов, желающих и имеющих  возможность произвести и продать  товар.

    Из  этого определения следует:

    - необходимо знать нужды покупателей,  так как это непосредственно  ведет к созданию товара и совершению акта покупки;

    - рынок может как расширяться,  так и сокращаться в зависимости  от покупательской способности;

    - путем увеличения покупательной  способности и спроса, увеличения  объема

    - производства товаров и более  широкого их распространения  могут быть расширены существующие  рынки и созданы новые;

    - рынки могут быть расширены за счет более эффективного стимулирования желания купить посредством кредитования, рекламы и др. [4,с.32]

Классификация рынков

  1. Рынки по соотносительности покупателя и продавца (по конъюнктуре) подразделяются на:

    Рынок продавца (спрос превосходит предложение).

    Характеристики  такого рынка:

    -         ограниченный ассортимент товаров,  постоянный дефицит товаров;

    -         узкопрофильные объемы и масштабы  производства;

    -         полное отсутствие конкуренции. 

    Рынок покупателя (превышение предложения над спросом):

    -         большое ассортиментное многообразие  предлагаемых товаров;

    -         устойчивые объемы и масштабы  производства этих товаров;

    -         высокий уровень конкуренции. 

    Рынки не продавца и не покупателя – состояние рынка, на котором фирма-изготовитель может сбывать продукцию в достаточном объеме, если будет осуществляться стимулирование спроса. Отправной точкой деятельности фирмы при этом является учет рынков на которых реализуется продукция фирмы.

    Регулируемые  рынки, подпадающие под действие товарных соглашений, а также государственных нормативных актов, направленных на их стабилизацию.

    Региональные  товарные рынки – это рынки, в основе выделения которых лежит региональная или страновая принадлежность объектов товарно-денежного обмена, рынки конкретных товаров и товарных групп, товары определенной отрасли, отдельной страны.

    2. В зависимости от того, какие  потребности определили спрос  на соответствующий товар, могут быть выделены следующие виды рынков:

    - потребительский рынок;

    - рынок предприятий;

    - рынок товаров промышленного назначения;

    - рынок промежуточных продавцов;

    - рынок государственных учреждений;

    - международный рынок.

    Потребительский рынок – это отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков, таких как рынок молодежи, пожилых людей и т.п. [3,с.32]

    Рынок предприятий – это совокупность лиц и организаций, закупающих товары для использования их в дальнейшем производстве, для перепродажи или перераспределения. [3,с.37]

    Он  имеет три разновидности:

      - рынок товаров промышленного назначения – это совокупность отдельных лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются либо при производстве других товаров и услуг (сырье, материалы), продаваемых или сдаваемых в аренду, либо в качестве составной части иных товаров и услуг, поставляемых потребителям (например, комплектующие изделия). [4,с.35]

    Основные  характеристики рынка товаров промышленного  назначения следующие: [3,с.35]

    - меньшее число покупателей;

    - при их немногочисленности покупатели  крупнее;

    - покупатели сконцентрированы географически;

    - спрос на эти товары резко меняется (например, спрос на потребительские товары может привести к росту спроса на оборудование для их производства);

    - рынок промежуточных  продавцов – это совокупность отдельных лиц и организаций (посредников, дилеров, дистрибьюторов), приобретающих товары для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя. [4,с.35]

    Товары  приобретаются промежуточными продавцами как для перепродажи, так и  для обеспечения бесперебойного функционирования их собственных предприятий. Закупки для себя осуществляются промежуточными продавцами в роли производителей.

      - рынок государственных учреждений составляют федеральное правительство и региональные органы власти, закупающие или арендующие товары, необходимые для выполнения своих основных властных функций. [3,с.37]

      Характерной чертой государственных закупок является сокращение расходов налогоплательщиков, т.е. приобретение товаров по самым низким ценам. Особенностью осуществления государственных закупок является необходимость оформления большого числа документов (многочисленность подписей), в результате чего затягивается процесс выдачи заказа.

    Международный рынок состоит из всех покупателей товаров и услуг, находящихся за пределами данного государства, включая отдельных физических лиц, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения. [1,с.9]

    3. Классификация рынков с точки  зрения характера взаимоотношений  между продавцами и покупателями: [4,с.36-37]

    - закрытый рынок — это товарный рынок, где взаимодействуют производители и потребители, связанные различными формами некоммерческих отношений: юридической зависимостью, системой долевого участия и финансового контроля, специальными договорами, которые не носят сугубо коммерческий характер;

    - открытый рынок — сфера обычной коммерческой деятельности неограниченного круга независимых продавцов и покупателей.

    4. Если рассматривать рынок как  совокупность покупателей, объединенных  их географическим положением, то можно выделить:[1,с.9-10]

    - мировой рынок – рынок, включающий страны всего мира;

    - региональный рынок – рынок, охватывающий всю территорию данного государства;

    - местный рынок – рынок, включающий один или несколько районов страны.

    5. С точки зрения особенностей  и содержания маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки:

    - целевой — рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать свои цели;

    - бесплодный — рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных товаров;

    - основной — рынок, где реализуется основная часть товаров предприятия;

    - дополнительный, т. е. рынок, на котором обеспечивается продажа некоторого объема товара;

Информация о работе Совершенствования исследования рынка услуг