Стимулирование сбыта и формирование спроса ОАО "ЦУМ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является разработка мероприятий по развитию системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

Содержание

Введение 3
1 Сущность, цели и задачи формирования спроса и стимулирования сбыта 4
1.1 Сущность, цели и задачи формирования спроса и стимулирования сбыта 4
1.2 Комплекс формирования спроса и стимулирования сбыта 5
1.3 Разработка структуры комплекса формирования спроса и стимулирования сбыта 14
2 Анализ системы формирования спроса и стимулирования сбыта на примере ОАО «ЦУМ Минск» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 17
2.2 Анализ формирования спроса и стимулирования сбыта на предприятии 23
3 Разработка комплекса формирования спроса и стимулирования сбыта ОАО «ЦУМ Минск» 27
Заключение 32
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

Стимулирование сбыта и формир спроса ЦУМ Минск ОАО.doc

— 2.83 Мб (Скачать документ)

Доход от реализации ОАО  «ЦУМ Минск» в 2011 году увеличился на 11191 млн. руб. по сравнению с 2009 г. Уровень дохода от реализации вырос на 0,38 % к обороту. В динамике на сумму дохода от реализации повлияли увеличение объема товарооборота и снижение уровня реализованных торговых надбавок (в % к обороту).

Расходы на реализацию ОАО  «ЦУМ Минск» увеличились в 2011 году на 8452 млн. руб. по сравнению с 2009 г. и составили 27652 млн. руб. Темп прироста товарооборота составил 45,94 %, а расходы на реализацию продукции возросли на 44,02 %, что и обусловило снижение их уровня на 0,21 % к обороту. Темп снижения расходов на реализацию продукции составил 1,34 %  (-0,21 / 15,59 % × 100). Такая ситуация свидетельствует об улучшении эффективности использования текущих затрат. В результате снижения уровня расходов на реализацию продукции сумма относительной экономии составила 377,4 млн. руб. (-0,21 × 179746 / 100).

Динамика показателей  прибыли ОАО «ЦУМ Минск» рис. 2.1.

 

 

Рис. 2.1. Динамика показателей прибыли ОАО «ЦУМ Минск» за 2009-2011 г.

Примечание. Данные экономического отдела ОАО «ЦУМ Минск»

 

Из приведенных данных видно, что прибыль от реализации ОАО «ЦУМ Минск» в 2011 году по сравнению  с 2009 годом увеличилась на 2739 млн. руб. до величины 6426 млн.руб., рост рентабельности от реализации составил 0,58 % до уровня 3,58%. Убытки от операционной и внереализационной деятельности увеличились на 1304 млн.руб. и составили в 2011 году 2823 млн.руб. Прибыль отчетного периода ОАО «ЦУМ Минск» в 2011 году увеличилась относительно 2009 года на 1435 млн. руб. до величины 3603 млн.руб., темп роста составил 166,19 %.

ОАО «ЦУМ Минск» успешно  выполнило план по укомплектованию  численности торговых работников и  производительности их труда, что положительно сказалось на развитии товарооборота. Средний оборот на одного работника увеличился на 45,47 млн. руб. или на 41,13 %.

2.2 Анализ формирования спроса и стимулирования сбыта на предприятии

В настоящее время  система формирования спроса и стимулирования сбыта ОАО «ЦУМ Минск» включают в себя рекламу, PR и стимулирование продаж.

Целями комплекса коммуникаций ОАО «ЦУМ Минск» являются:

    1. В сфере количественных параметров:
  • увеличение числа потребителей;
  • повышение количества товара, покупаемого каждым потребителем;
  • выполнение плановых показателей продаж;
  • ускорение оборачиваемости товаров;
  • извлечение выгоды из ежегодных событий (новогодние праздники, Рождество, начало учебного года, различные праздники, осенние ярмарки и др.).
  • привлечение новых покупателей посредством увеличения начального спроса;
  • увеличение доли рынка, занимаемого ОАО «ЦУМ Минск».
    1. В сфере качественных показателей:
  • повышение конкурентоспособности предприятия;
  • формирование положительного образа ОАО «ЦУМ Минск» в восприятии целевых аудиторий;
  • повышение (косвенным образом) эффективности работы торгового персонала.

Образ компании, который формируется в ОАО «ЦУМ Минск», включает в себя следующие характеристики:

  • организация обеспечивает максимальный уровень удовлетворения потребностей покупателей в товарах и услугах;
  • организация максимально учитывает интересы персонала и партнеров;
  • организация быстро реагирует на требования рынка, учитывает потребности и интересы покупателей и товарах и услугах.

Основными средствами формирования спроса и стимулирования сбыта в ОАО «ЦУМ Минск» являются:

  • рекламные акции;
  • скидки;
  • рекламные и PR-статьи;
  • работа на ярмарках;
  • маркетинговые коммуникации в местах продажи.

Ежемесячно ОАО «ЦУМ Минск» реализует в месяц более 30 мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта.

Основными носителями рекламы предприятия  выступают:

  • рекламные листовки;
  • широкоформатные плакаты, размещаемые на территории предприятия и на входах в метро в г. Минске;
  • средства массовой информации: периодическая печать (в первую очередь – газета «Комсомольская правда в Беларуси»), телевидение, радио;
  • сеть Интернет.

План –  график проведения рекламных мероприятий на декабрь 2012 года представлен в Приложении 1.

Реализация рекламного плаката  приведена в Приложении 2.

Пример рекламной статьи в газете «Комсомольская правда в Беларуси» приведен в Приложении 3.

В настоящее  время ОАО «ЦУМ Минск» имеет собственный Веб-ресурс, выполненный в виде сайта-визитки по адресу http://tsum.by. Стартовая страница и структура сайта предприятия представлены в Приложении 4.

Использование активных форм торговли также способствует увеличению объемов продажи товаров и повышению эффективности работы  ОАО «ЦУМ Минск». ВОАО «ЦУМ Минск» активно используется организация торговли на ярмарках. Особенно в период осенних заготовок ОАО «ЦУМ Минск» участвует в областных ярмарках по реализации продовольственных товаров.

Для стимулирования продажи непродовольственных товаров используется торговля на так называемых «школьных базарах» в период подготовки к школьному сезону, а также предпраздничные ярмарки и выставки-продажи (к празднику восьмого марта, к новогодним праздникам).

В  ОАО «ЦУМ Минск» используют ценовые и неценовые средства стимулирования продаж.

Маркетинговые коммуникации в местах продажи включают в себя:

  • устные консультации и реклама продавца;
  • рациональное размещение и эффективная выкладка товаров в торговых залах;
  • эффективная, функциональная и информативная упаковка;
  • реклама на месте продаж;
  • активные формы торговли и методы продаж;
  • услуги и сервисное сопровождение продаж;
  • гарантия возврата товара.

Также для осуществления коммерческой деятельности применяются следующие элементы стимулирования продаж: оформление витрин, оформление ценников на товары, оформление и упаковка товаров.

Динамика  расходов на мероприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта за период 2009-2011 гг. отражена в табл. 2.2.

 

Динамика  расходов на мероприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта за период 2009-2011 гг.                              Таблица 2.2.

Показатели

Значение  показателя

Отклонение, +-

Темп роста, %

2009

2010

2011

2010 г. от 2009 г.

2011 г. от 2010 г.

2010 г. к  2009 г.

2011 г. к  2010 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Расходы на мероприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта, в т.ч.:

942,1

1176,6

973,3

234,5

-203,3

124,89

82,72

рекламные акции

558,2

656,8

600,8

98,6

-56

117,66

91,47

прод. товары

60,4

67,1

58,7

6,7

-8,4

111,09

87,48

непрод. товары

497,8

589,7

542,1

91,9

-47,6

118,46

91,93

скидки

128,5

182,4

124,8

53,9

-57,6

141,95

68,42

прод. товары

13,8

16,4

13,1

2,6

-3,3

118,84

79,88

непрод. товары

114,7

166

111,7

51,3

-54,3

144,73

67,29

рекламные и PR-статьи

198,7

252,6

187,4

53,9

-65,2

127,13

74,19

прод. товары

17,5

23,2

17,1

5,7

-6,1

132,57

73,71

непрод. товары

181,2

229,4

170,3

48,2

-59,1

126,60

74,24


 

 

Продолжение таблицы 2.2

1

2

3

4

5

6

7

8

прочие расходы 

56,7

84,8

60,3

28,1

-24,5

149,56

71,11

прод. товары

4,5

8,8

6,7

4,3

-2,1

195,56

76,14

непрод. товары

52,2

76

53,6

23,8

-22,4

145,59

70,53

Расходы на реализацию

19200

23526

27652

4326

4126

122,53

117,54

Доля расходов на мероприя-тия по формированию спроса и стимулированию сбыта в расходах на реализацию, %

4,91

5,00

3,52

0,09

-1,48

101,93

70,38

Доходы от реализации, млн.руб.

22887

27361

34078

4474

6717

119,55

124,55


Примечание. Собственная разработка

 

Из данных таблицы 2.2 видно, что расходы на мероприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта предприятия в 2011 году существенно снизились относительно 2009-2010 гг. Доля расходов на мероприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта в расходах на реализацию снизилась относительно 2009 года на 1,39 процентных пункта и составила в 2011 году 3,52%. Снижение расходов обусловлено в первую очередь желанием предприятия снизить расходы на реализацию в период экономического кризиса в республике.

Расходы на мероприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта в 2010 году росли быстрее, чем доход от реализации. В 2011 году наблюдается снижение расходов на мероприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта наряду с ростом доходов от реализации.

Таким образом, проведенный  анализ системы формирования спроса и стимулирования сбыта на примере ОАО «ЦУМ Минск» позволил выявить следующие ее достоинства:

  • наличие полноценной системы маркетинговых коммуникаций, включающей в себя рекламные акции; скидки; рекламные и PR-статьи; работа на ярмарках; маркетинговые коммуникации в местах продажи;
  • повышение эффективности системы формирования спроса и стимулирования сбыта за период 2009-2011 гг.

Основным недостатком системы формирования спроса и стимулирования сбыта является существенное снижение ее активности в 2011 году.

3. Разработка комплекса формирования спроса и стимулирования сбытаОАО «ЦУМ Минск»

 

В целях роста товарооборота  за счет совершенствования стимулирования продаж в ОАО «ЦУМ Минск» предлагается реализации дополнительного комплекса скидок на товары.

Прежде чем  перейти к непосредственному  описанию видов скидок и к их экономической  оценке, следует остановиться на принципах  их применения, выполнение которых  должно обеспечивать эффективность  всей системы скидок.

Во–первых, применение системы  скидок должно привести к положительному экономическому эффекту. То есть скидки не должны восприниматься как неизбежное зло, с которым приходится мириться компании. Напротив, они должны служить, по крайней мере, сохранению уровня прибыльности, а лучше – его повышению.

Во–вторых, предоставляемая  скидка должна вызывать у покупателя реальный интерес и стремление к  выполнению оговоренных условий.

В–третьих, система скидок должна быть проста и понятна клиентам и сотрудникам компании. Наличие  в одной системе одновременно большого количества разных видов скидок может создать путаницу и непонимание у покупателя и значительно затруднить работу отдела продаж.

Основная задача систем скидок, направленных на привлечение  новых покупателей, заключается  в формировании в некоторый промежуток времени таких условий, которые бы обеспечивали заинтересованность и побуждали покупателя обратиться именно к этому продавцу. Причем для достижения такого результата необязательно снижать цену на все товары. Достаточно снизить ее лишь на несколько так называемых товаров – "индикаторов", цены на которые помнит покупатель и по которым судит об уровне цен всей компании. Товары – "индикаторы" должны занимать небольшой объем в общей массе продаваемых товаров, поскольку снижение цены на большую часть ассортимента либо на "основной" товар может привести к значительным экономическим потерям. Таких товаров может быть не более 3–5 в каждой товарной категории, и именно по ним покупатель должен знать уровень цен. Покрытие потерь от снижения цен на некоторые товары должно осуществляться за счет дополнительной реализации других товаров, на которые цена может быть и завышенной.

Информация о работе Стимулирование сбыта и формирование спроса ОАО "ЦУМ"