Стратегический анализ в маркетинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание

Стратегический маркетинг будет нормально функционировать только тогда, когда будет существовать устойчивый и стабильный рынок. В настоящее время это условие у нас в России отсутствует. В общих чертах это выглядит следующим образом: рынок как таковой не развит, отсутствует развитая и отлаженная нормативно-правовая база, слабо развита внешне экономическая деятельность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....4
Раздел 1. Теоретические аспекты стратегического анализа в маркетинге………………………..........................................................................6
1.1. Понятия стратегического анализа в маркетинге…………………………...6
1.2. Анализ целевого рынка и выбор стратегии его охвата…………………...11
1.3. Выбор маркетинговой стратегии…………………………………….…….15
1.4. Стратегический план маркетинга предприятия…………………………..19
Раздел 2. Стратегический анализ и разработка стратегии маркетинга для ОАО АТП «Ставропольское-2»……………………………………...….30
2.1. Краткая характеристика ОАО АТП «Ставропольское-2»…………….....30
2.2. Анализ маркетинговой стратегии ОАО АТП «Ставропольское-2»……..32
2.3. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии ОАО АТП «Ставропольское-2»…………………………………………………….…35
Заключение…………………………………………………………….…………38
Список используемой литературы…………………………………………..…..40

Работа состоит из  1 файл

1Курсов ВАГЕ.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

    Образование имеет непосредственное отношение  к маркетинговой деятельности. От уровня подготовки специалистов в значительной мере зависит качество их деятельности. Умение специалиста, уровень его образования можно рассматривать как важный фактор конкурентоспособности. Надо уметь не только создавать товар, но и уметь продать его. Следовательно, необходимо как привлекать квалифицированных специалистов, так и постоянно обучать контингент работающих в сфере маркетинга, повышать их квалификацию.

    Существенное, хотя и неоднозначное влияние  оказывает на маркетинг информационная среда. Информационная среда формирует  общественное мнение и отношение  потребителей к производителям и к торговой деятельности. В информационной сфере сосредоточены средства рекламы. Информационная среда способствует расширению спроса на товары и услуги, можно даже сказать, что информация (особенно в форме рекламы) создает спрос. Не следует забывать, что в информационной среде даются оценки качества товаров. Специфической формой информационной среды являются паблисити и система "паблик-рилейшнз". Паблисити (publicity) – это деятельность по созданию известности рыночных предприятий и их товаров. Паблик-рилейшнз (public relations) представляет собой систему связей с общественностью, направленную на удовлетворение потребностей маркетинга. Важное место в этой системе принадлежит формированию благоприятного имиджа фирмы и ее продуктов. Маркетинговое исследование информационной среды представляет собой важное направление стратегического анализа [8].

1.2. Анализ целевого рынка фирмы и выбор стратегии его охвата

     Маркетинговое сегментирование раскрывает возможности  различных сегментов рынка, на котором предстоит выступать фирме. После этого она должна решить: сколько сегментов следует охватить и каким образом это сделать. Для этого фирме необходимо определить методику выбора выгодных сегментов рынка и стратегию их охвата.

     На  выбранных целевых рынках могут использоваться следующие типы стратегий: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг.

     Недифференцированный  маркетинг. При недифференцированном маркетинге фирма пренебрегает различиями в сегментах и обращается ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением. В этом случае фирма концентрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в этих нуждах является общим. Она разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему числу покупателей, полагаясь при этом на методы массового распределения и массовой рекламы. Фирма, прибегающая к недифференцированному маркетингу, обычно создает товар, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка. Как правило такие фирмы стремятся придать своему товару образ превосходства в сознании людей. На первых этапах своей деятельности подобную программу реализовывали такие компании, как Ford, Coca-Cola, British Airways [3].

    Недифференцированный  маркетинг экономичен. Издержки по производству товара, поддержанию его запасов и транспортировке в данном случае невысоки. Расходы на рекламу при недифференцированном маркетинге также держатся на низком уровне. Отсутствие необходимости проведения маркетинговых исследований сегментов рынка и планирования в разбиении по этим сегментам способствует снижению затрат на маркетинговые исследования и управление производством товара.

    Несмотря  на это, существуют факторы, которые  обуславливают снижение эффективности  стратегии недифференцированного маркетинга. Во-первых, в тех случаях, когда к подобной практике прибегают несколько фирм одновременно, неизбежно появление интенсивной конкуренции. Кроме того, в условиях развитой рыночной экономики наблюдается высокая степень дифференциации потребностей покупателей. В индустриальных обществах покупатели больше не расположены удовлетворяться товарами, рассчитанными на «среднего» покупателя. Они ищут решения, адаптированные к их специфичным проблемам. Перед лицом подобных ожиданий фирмы вынуждены оставлять стратегию недифференцированного маркетинга в пользу альтернативных стратегий.

     Дифференцированный  маркетинг. В данном случае фирма решает выступить на нескольких сегментах рынка и разрабатывает для каждого из них отдельное предложение и соответствующую маркетинговую программу. Наличие разнообразных товаров, позволяет добиться роста сбыта и более глубокого проникновения на каждый из осваиваемых сегментов рынка. Классическим примером дифференцированного маркетинга может служить разделение клиентов авиакомпаний на классы пассажиров. В настоящее время к практике дифференцированного маркетинга прибегает все большее число фирм.

    Фирма, реализующая стратегию дифференцированного  маркетинга, рассчитывает, что благодаря  упрочению позиции в нескольких сегментах рынка ей удастся идентифицировать в сознании потребителя фирму с данной товарной категорией. Более того, она рассчитывает на рост повторных покупок.

     Поскольку дифференцированный маркетинг позволяет  достичь высокой степени удовлетворения потребностей отдельных потребителей, компания реализует им товары, как правило, по высоким ценам и в больших объемах. Однако данная стратегия также предполагает не менее высокие издержки, связанные с производственной, маркетинговой, рекламно-пропагандистской и административной деятельностью. Поэтому, руководству фирмы необходимо найти уровень сегментирования, устанавливающий оптимальное соотношение между растущими доходами и увеличивающимися издержками [3].

     Концентрированный маркетинг. Придерживающаяся стратегии концентрированного маркетинга компания не стремится завоевать конкурентное преимущество на рынке в целом, а специализируется на одном или нескольких сегментах рынка. Концентрация усилий на ограниченной части рынка позволяет фирме выступать с наиболее привлекательными для покупателей предложениями. Тем самым фирма обеспечивает себе прочную рыночную позицию в обслуживаемых сегментах, поскольку она лучше других знает нужды этих сегментов и пользуется определенной репутацией.

     Обычно  к методике концентрированного маркетинга вынуждены обращаться фирмы, не обладающие достаточными ресурсами для конкуренции на рынке в целом. В результате специализации производства, распределения и мер по стимулированию сбыта фирма может достичь экономии во многих сферах своей деятельности.

     Хорошо  разработанная стратегия концентрированного маркетинга позволяет фирме выйти на низкий уровень издержек и высоких цен. Однако в долгосрочной перспективе данная стратегия сопряжена со многими опасностями и ограничениями. Во-первых, концентрация на одном сегменте сопряжена с высокой степенью риска. Избранный сегмент рынка может не оправдать надежд и оказаться убыточным. Во-вторых, расширение деятельности фирмы в выбранном сегменте привлекает к себе внимание крупных конкурентов, что особенно опасно в условиях освоения новой продукции и сокращения жизненного цикла товаров. Крупные корпорации позволяют себе инвестиции, на которые не способны небольшие и средние компании, и имеют возможность для минимизации издержек распространять новые технологии на другие сегменты рынка [3].

     При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Ресурсы фирмы. При ограниченности ресурсов наиболее рациональной оказывается стратегия концентрированного маркетинга.
  2. Степень однородности продукции. Стратегия недифференцированного маркетинга подходит для однородных товаров (например, древесина). Для товаров, которые могут отличаться друг от друга по конструкции (таких, как компьютеры и автомобили), больше подходят стратегии дифференцированного или концентрированного маркетинга.
  3. Этап жизненного цикла товара. При выходе фирмы на рынок с новым товаром целесообразно предлагать всего один вариант новинки. При этом наиболее разумно пользоваться стратегиями недифференцированного или концентрированного маркетинга.
  4. Степень однородности рынка. Если у покупателей одинаковые вкусы, и они одинаково реагируют на одни и те же маркетинговые стимулы, уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга.
  5. Маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты занимаются сегментированием рынка, применение стратегии недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. И наоборот, если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования стратегий дифференцированного или концентрированного маркетинга [5].

1.3. Выбор маркетинговой стратегии

При принятии решения о выборе маркетинговой  стратегии на предприятии используется ряд методов, которые помогут  с помощью диаграмм упорядочить и оценить цели, рассмотреть задачи, которые необходимо решить, и разместить их в порядке выполнения:

  • диаграмма “оценка целей”;
  • матрица определения проблемы;
  • лист проверки воздействия;
  • оценка степени зависимости от покупателей;
  • оценка степени зависимости от поставщиков;
  • анализ поля сил;
  • и др.

     Определение соответствующих целей для организации является ключом для разработки успешной стратегии. Цели не должны концентрироваться на решении проблем, не должны быть чрезмерно ограниченными. Все цели должны быть разумными SMART. Для их описания используется аббревиатура из первых букв английских слов: (Specific - конкретными, Measurable -измеримыми, Achievble -  достижимыми, Relevant- соотнесенными с возможностями, Timed - ограниченными по времени). Точно так же цели должны казаться реальными тем, кто, как предполагается, будет работать для их достижения.

      Метод “Анализ поля сил”  отражает  идею существования в организации  сил, действующих “за” и “против”  изменения. Данный метод поможет  определить силы, которые содействуют  проведению изменения, нужного для достижения поставленных целей, или мешают этому. Необходимо попытаться определить все силы, поддерживающие или поощряющие изменение, и оценить их относительную величину [9].

     Cилы (или активы), работающие на  изменения, могут включать в  себя новые законы; изменения в экономической политике; новые возможности рынка; изменения в ожиданиях потребителей. Они сами по себе являются изменениями и, следовательно, предоставляют благоприятные возможности для тех, кто действует в их рамках. Затем необходимо выявить сдерживающие силы - силы, которые сопротивляются изменениям и могут препятствовать продвижению по направлению к целям. Это может быть, к примеру, эгоистический интерес; внутренняя политика на предприятии; недостаток понимания; страх перед технологией; нетерпимость к изменениям. 

           Одним из методов, к которому  прибегают при выборе маркетинговой  стратегии является  диаграмма  “оценка целей”. Основные вопросы,  на которые должен дать ответы  менеджер (руководитель), консалтинговые  группы (табл. 1.1.) [9].

     Необходимо ясно представлять  как сформулировать цели для  создания моста между настоящей  и будущей реальностями. Цели  являются способом перехода к  лучшей ситуации, а стратегии  это основные направления движения. Один из методов определения проблемы - матрица определения проблемы. Матрица определения проблемы на примере малого предприятия, (табл. 1.2.) [9].

      Другой метод - лист проверки  воздействия. Эта форма проверки  включает в себя анализ запланированных  шагов и возможных неприятностей, которых можно ожидать на каждом этапе. Это форма “запланированного предвидения”, показывающая, как запланированные проблемы могли бы быть решены. Существует ряд очевидных выгод от прогнозированных сбоев. Такой метод обеспечивает очень подробный контроль за развитием плана и набор практически готовых решений проблем, которые могут возникнуть. Матрица определения проблемы (табл. 1.2.).

Таблица 1.1. Диаграмма  “оценка целей”

Насколько легко ее достичь? Очень легко Очень трудно
Насколько она будет популярна

среди персонала?

 
Популярна
 
Непопулярна
Насколько она понравится руководству? Понравится Не понравится
Каков ее приоритет? Низкий Высокий
На  какую часть потребителей она

будет оказывать влияние?

 
На небольшую
 
На всех
Какой уровень технологии

требуется?

 
Низкий
 
Высокий
Дорого  ли будет ее достичь? Дешево Дорого
Какой уровень сопротивления

встретится?

 
Низкий
 
Высокий
Сколько времени займет ее

достижение?

 
Мало  времени
 
Много
Какой уровень кооперации потребуется

для ее достижения?

 
Локальный
 
Всей  организации
Как тесно связана с планами

Вашего  отдела?

 
Очень тесно
 
Не связана
Как тесно она связана с Вашими

основными обязанностями?

 
Очень тесно
 
Не тесно

Информация о работе Стратегический анализ в маркетинге