Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:34, курсовая работа
Товарная политика - совокупность мероприятий и стратегий, ориентированных на постановку и достижение предпринимательских целей. Товарная политика включает в себя ассортиментную политику, а также предполагает использование товарных стратегий.
Товарная политика - совокупность мероприятий и стратегий, ориентированных на постановку и достижение предпринимательских целей. Товарная политика включает в себя ассортиментную политику, а также предполагает использование товарных стратегий.
В целом товарная политика - это не только формирование ассортимента, но и его продвижение на рынок, реализация, с учетом внешней конкуренции и ценообразование, как средство достижения стратегических целей компании. Для торгово-производственных предприятий все эти элементы неразрывны. Здесь теорию невозможно отделить от реальных условий деятельности, специфического профиля каждой структуры.
Ассортиментная политика или товарный микс - формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Обычно ассортиментная политика преследует долгосрочные цели. К основным действиям в области ассортиментной политики относятся принятия решений:
- по ширине ассортимента (количество товарных линий);
- глубине ассортимента (число изделий в линии);
-
совместимости (
- высоте ассортимента (средней цене продуктовой линии).
Рассмотрим основные определения, связанные с понятием товарной политики предприятия, работающего в условиях рыночной экономики.
При производстве продукции возникает товарная масса. Товарная масса состоит из товарных единиц, т.е. из обособленных величин, обладающих всеми признаками и свойствами товара. Кратким определением товара является артикул - символ, имя собственное (название - шифр) отдельной разновидности товара. Товарные единицы объединяются в товарные группы по признаку потребительской или технологической общности. Совокупность всех товарных групп, предлагаемых фирмой-производителем называется товарной номенклатурой.
Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Товарная линия - это группа продуктов либо с тождественными принципами функционирования, либо предназначенных для одних и тех же категорий потребителей, либо поставляемых через однотипные магазины, либо продаваемых в рамках определенного диапазона цен. Товарная линия может быть короткой или длинной. Товарная линия называется короткой, если предприятие может увеличить свою прибыль за счет расширения ассортимента продукции, которая входит в товарную линию. Товарная линия называется длинной, если увеличение прибыли возможно за счет сужения ассортимента. Увеличение товарной линии осуществляют путем удлинения или наполнения товарной линии. Удлинение товарной линии, как правило, применяется, когда предприятие ищет новые сегменты рынка и/или пытается изменить ситуацию в конкурентной борьбе в свою пользу. Это достигается благодаря освоению выпуска продукции, не производимой предприятием в настоящее время. Удлинение товарной линии может осуществляться «вниз» (выпуск более простого и дешевого товара), или «вверх» (выпуск сложного и дорогого товара), или одновременно в обоих направлениях. Наполнение товарной линии осуществляется для более полного использования производственных мощностей и поставок на рынок товаров широкой номенклатуры. Такое увеличение длины товарной линии производится благодаря расширению ассортимента товаров данной линии.
В
товарной политике многие предприятия,
чтобы подчеркнуть особенности
и принадлежность производства товара
используют марку (товарный знак) - это
символ, термин, рисунок или их сочетание,
предназначенные для
В стратегическом плане ассортиментная политика опирается на концепцию жизненного цикла товара, учитывая факт, что каждый товар имеет определенный период продаж, определяющий объемы его реализации во времени. У различных товаров неодинаков цикл потребления. Жизненный цикл товара – это время существования товара на рынке, то есть временной промежуток от начала и до окончания его выпуска и реализации в первоначальном виде. Как правило, жизненный цикл товара включает в себя 4 этапа (стадии): внедрение (выведение на рынок); рост; зрелость; спад (упадок) (рис.1).
Некоторые авторы включают в жизненный цикл товара этап его разработки. В этом случае под жизненным циклом товара понимают промежуток времени от замысла продукта до его снятия с производства и продажи. Большинство продовольственных товаров относится к категории разового, или моментного, потребления.
Непродовольственные товары, как правило, имеют более длительный цикл потребления и значительно меньшую частоту покупок.
Рис.1
Этапы разработки и жизненный цикл товара
В современных условиях невозможно обойти вниманием такие элементы политики, как сервис и гарантийное обслуживание, которые являются неотъемлемыми элементами товарной политики. Они представляют собой услуги, которые предоставляются покупателям до и после приобретения того или иного товара. Сервис рассматривается как система обслуживания покупателей. Цель сервиса - предложить покупателям имеющийся товар и оказать им помощь в получении наибольшей пользы от приобретенного товара.
Сервис
как систему обслуживания разделяют
на два вида: техническое обслуживание
и торговое обслуживание (табл.1). Сервисные
услуги могут оказываться до и после покупки
товара.
Таблица 1.
Формы обслуживания потребителей
|
Техническое
обслуживание заключается в осуществлении
услуг по восстановлению функций
товара, в оказании помощи покупателю
при решении проблем
Таким
образом, установлено, что чаще всего
под товарной политикой эксперты
понимают совокупность мероприятий
и стратегий, ориентированных на
постановку и достижение предпринимательских
целей. Товарная политика включает в
себя ассортиментную политику, а также
предполагает использование товарных
стратегий. В товарной политике многие
предприятия, чтобы подчеркнуть
особенности и принадлежность производства
товара используют марку (товарный знак).
В стратегическом плане ассортиментная
политика опирается на концепцию
жизненного цикла товара. В современных
условиях невозможно обойти вниманием
такие элементы политики, как сервис
и гарантийное обслуживание, которые
являются неотъемлемыми элементами
товарной политики. Они представляют
собой услуги, которые предоставляются
покупателям до и после приобретения
того или иного товара.
Объектом рыночной деятельности является товар. Главная цель продавца (производителя, торгового посредника) - продать товар, удовлетворить спрос покупателя и в результате получить прибыль. Главная цель потребителя - купить товар и в конечном результате удовлетворить собственные потребности. Рынок информирует производителей о потребностях покупателей, выполняя общественную оценку товара. Закон стоимости - это объективный закон регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарного производства. Закон стоимости обусловливает дифференциацию товаропроизводителей. Рыночный (конечный) успех является главным критерием оценки деятельности предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой.
Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров.
Цели товарной политики товаропроизводителя:
-
обеспечить преемственность
-
поддерживать
-
целенаправленно адаптировать
-
находить для товаров
-
способствовать разработке и
осуществлению стратегии
Условия разработки и осуществления товарной политики производителя:
-
четкое представление о целях
производства и сбыта на
-
наличие корпоративной
-
хорошее знание рынка, его
- ясное представление о своих возможностях и ресурсах.
Товарная политика предусматривает решение следующих вопросов:
- оптимизация ассортимента;
-
установление темпов
-
определение оптимального
-
регулирование соотношения
-
определение уровня обновления
продуктов текущего
- планирование выхода на рынок с новыми товарами;
- выбор времени выхода на рынок с новыми товарами;
-
поддержание оптимальных
В
условиях мобилизации ресурсов для
решения производственно-
Предприятие, производящее товар (или услугу), помимо исследования этого товара, обязано обратить внимание на состояние потенциальных потребителей, на их доход. Существует показатель эластичности спроса по доходу, т.е. степень изменения количества спрашиваемых товаров (или услуг) в ответ на изменения в размере доходов потребителей. Именно доход является условием приобретения товара после того, как его функциональное назначение совпало с нуждами потребителей. Поэтому для предприятия важно следить за товарными рынками и проводить их исследование с целью наиболее удачного сбыта именно его продукции, наиболее полно удовлетворяющей нужды потребителей.
Информация о работе Стратегия и тактика поведения товарной политики