Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:21, контрольная работа
Вопрос 1. Понятие и сущность маркетинга
В экономической литературе, в практике бизнеса термин «маркетинг» используется не однозначно:
«Маркетинг» (от английского «market» - «рынок») буквально означает «деятельность на рынке, в сфере сбыта». Однако маркетинг как система экономической деятельности включает гораздо больше. Так например, в словаре деловых терминов, изданном в США Институтом А. Гамильтона, «маркетинг» определяется как «вид деловой активности, с помощью которой поток товаров и услуг направляется от производителя к потребителю или к использованию».
В другом определении: «Маркетинг - есть осуществление деловой активности, которая направляет поток товаров и услуг от производителя к потребителю или другому производителю, с тем, чтобы удовлетворить потребителей и дать возможность фирме выполнить ее задачи».
Нулевой канал (канал прямого маркетинга) состоит из производителя и потребителя, т.е. товародвижение осуществляется без посредников. Этот канал целесообразно использовать при небольшой доле рынка. Прямой маркетинг осуществляется через фирменные магазины, посылкой по почте, торговлей вразнос и другими методами.
Услуги посредников необходимы при косвенном распределении, в этом случае используются многоуровневые каналы.
Одноуровневый канал: производитель —> розничная торговля —> потребитель. Включает в себя одного посредника. На потребительских рынках это обычно розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения — агент по сбыту или брокер.
Двухуровневый канал: производитель —> оптовая торговля —> розничная торговля —> потребитель. Включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками являются оптовые и розничные торговцы; на рынках товаров промышленного назначения — промышленный дистрибьютор и дилер.
Трехуровневый канал: производитель —> оптовая торговля —» мелкооптовая торговля -> розничная торговля —> потребитель. Включает в себя трех посредников. Так, на потребительских рынках в распределении, помимо оптовых и розничных торговцев, принимают участие мелкие оптовики.
Существуют каналы и с большим количеством уровней, но они встречаются реже.
Помимо вышеназванных, предприятия могут использовать несколько каналов распределения, если они выходят на различные рыночные сегменты или расширяют свою деятельность по продаже продукции. Такую систему товародвижения называют смешанной. Подобная система необходима, так как крупные покупатели предпочитают прямые торговые контакты, а при работе с мелкими клиентами выгоднее использовать услуги посредников.
Выбор определенного вида канала зависит от многих факторов, например таких, как:
Существуют две разновидности организации каналов товародвижения: горизонтальная и вертикальная.
В горизонтальной системе все ее основные элементы вполне самостоятельны — находятся как бы на одном горизонте управления. Производители стремятся направить свой товар по каналам, которые обеспечат им наибольшую прибыль. При этом их интересы сталкиваются, так как один и тот же канал может быть привлекательным для обоих производителей, а пропускная способность каждого канала ограничена. В результате распределение складывается стихийно. Взаимоотношения между производителем и посредниками различных уровней строятся на основе независимости каждого и исходят только из их собственных экономических интересов.
В последние годы все большее
распространение получает вертикальная
организация каналов
3. Оптовая торговля — это любая деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их в целях перепродажи или профессионального использования.
Оптовая торговля выполняет следующие функции:
— сбыт и стимулирование сбыта;
— закупки и формирование товарного ассортимента;
— разбивку крупных партий товаров на мелкие;
— складирование;
— транспортировку;
— финансирование;
— принятие риска;
— услуги по управлению и консультационные услуги.
Формы оптовой торговли:
Конкурентные торги — форма организованной торговли, когда потенциальные продавцы в письменном виде устанавливают все условия покупки, а также характеристики товара или услуги, а покупатель выбирает лучшие предложения. Данная форма торговли представляет обычную рыночную ситуацию, когда продавцы борются за покупателя. Торги бывают открытые и закрытые.
Аукционная торговля — способ реализации товара, при котором продавец, желая получить максимальную прибыль, использует конкуренцию многих или нескольких покупателей, присутствующих при продаже. Аукцион проводится не обязательно силами продавца. Как правило, он доверяет продажу своего товара посреднической фирме, занимающейся аукционной торговлей. На аукцион могут предлагаться как большие партии товара, так и отдельные изделия. В зависимости от характера проводимого аукциона его форма может быть отнесена либо к оптовой, либо к розничной торговле.
Оптовые ярмарки. Основное их назначение состоит в налаживании непосредственных контактов между производителем и предприятиями, заинтересованными в приобретении его товаров с целью потребления ими последующей перепродажи. На оптовых ярмарках могут принимать участие: оптово-посреднические и производственные предприятия, кооперативные организации и отдельные частные фирмы.
Бартерные сделки — прямой товарообмен между производителем и потребителем товара (или вид торговых сделок, при которых взаимный обмен продукцией осуществляется без денежной оплаты). Пропорции обмена при этом определяются с учетом соотношения цен на обмениваемые товары на мировом или внутреннем рынке, качества продукции и условий ее поставок. (В мировой практике бартерные сделки мало распространены и составляют 2% от товарооборота. Широкое развитие бартерных сделок на внутреннем рынке России связано с товарно-денежной несбалансированностью экономики, негибкой системой ценообразования, монополизированной структурой производства.)
Товарные биржи — это организации, формирующие оптовый рынок путем осуществления гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным правилам. Биржи в России являются многопрофильными коммерческими организациями, действующими в области снабжения и перераспределения материальных ресурсов. Кроме того, биржи осуществляют функции инвестиционно-холдинговых, торгово-посреднических, консалтинговых и страховых фирм.
4. Розничная торговля — любая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Это конечный этап каналов сбыта.
Розничная торговля выполняет ряд функций:
— исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
— определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
— участвует в процессе сортировки, собирает ассортимент товаров и услуг от большого числа поставщиков и предлагает их для продажи;
— осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;
— представляет информацию потребителям через рекламу, витрины, надписи, персонал;
— осуществляет различные операции с товарами: хранит, устанавливает цену, располагает в торговых помещениях и пр.;
— завершает сделки товаров, используя выгодное расположение магазинов, время работы, кредит и пр.
Предприятия розничной торговли можно классифицировать по следующим признакам:
В зависимости от формы собственности — независимые частные предприятия, чаще всего в форме хозяйственных товариществ и обществ; кооперативы, корпоративные сети, торговые конгломераты и пр.
Кооперативы представляют собой форму розничной торговли, принадлежащую самим покупателям. Потребительские кооперативы организуются группами людей, которые чувствуют, что местные розничные торговцы не обслуживают их на должном уровне. Люди на общие деньги открывают собственный магазин, сами выбирают его руководство и определяют политику работы.
Корпоративные сети образуют сеть магазинов, находящихся в общем владении и располагающих общей службой снабжения и сбыта, а также собственным транспортом и складским хозяйством.
Торговые конгломераты — корпорации произвольной формы, объединяющие несколько различных форм и направлений розничной торговли.
В зависимости от формы обслуживания потребителей:
Стационарные предприятия — наиболее распространенная форма предприятий розничной торговли, включающая как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы.
Передвижные предприятия — форма розничной торговли с использованием автоматов, лотков, автомагазинов. Передвижная торговля способствует приближению товара к покупателю и оперативному его обслуживанию.
Посылочные предприятия — форма розничной торговли, осуществляемая по почте.
В зависимости от стратегии — размера магазина, месторасположения, часов работы, ассортимента, форм обслуживания, ценовой политики выделяют следующие виды розничных, торговых предприятий:
а) дежурные магазины. Магазины с ограниченным ассортиментом, в основном продуктов питания, и с продолжительным временем работы;
б) обычные универсамы (супермаркеты) — обычно продовольственные магазины. Сравнительно крупные предприятия самообслуживания с широким уровнем издержек и большим объемом продаж;
в) супермагазины — диверсифицированные супермаркеты, в которых продается широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Площадь этих магазинов - от 3000 до 5000 м2;
г) гипермаркеты — мега-магазины, сочетающие особенности продовольственных магазинов и магазинов массовых товаров. Они предлагают все товары, продающиеся в супермаркетах, а также больший выбор непродовольственных товаров; они занимают площадь торгового зала от 10 000 до 25 000 м2, со служебными помещениями более 120000 м2;
д) специализированные магазины концентрируются на продаже какой-либо одной товарной группы, например бытовой техники, деликатесов, игрушек и пр. Специализированные магазины можно классифицировать по степени широты товарной линии. Например, обычные специализированные (магазины одежды), узкоспециализированные (магазины мужской одежды), суперспециализированные (магазины мужских костюмов);
е) магазины разнообразного ассортимента
торгуют широким набором
ж) универмаги предлагают несколько ассортиментных групп товаров, где каждая группа занимает обособленный отдел во главе со специализированными закупщиками и торговцами;
з) магазины сниженных цен (дискаунты)
предлагают стандартный ассортимент
товаров по более низким ценам, поскольку
имеют возможность устанавливат
и) фирменные магазины принадлежат
и управляются предприятиями-
к) выставки каталогов товаров. Потребители выбирают товары по каталогам, заполняют бланки заказов и совершают покупки на местах расположения складов. Товары хранятся в служебных помещениях, и их показ ограничен.
В последнее время появились другие формы розничной торговли: магазины при продуктовых базах; магазины при предприятиях; торговые базары («блошиные рынки»).
Внемагазинная розничная торговля:
— служба заказов со скидкой — розничные предприятия, оказывающие услуги обособленным группам клиентов (рабочим, служащим больниц, школ и пр.);
— услуги по приобретению товаров по ценам со скидкой у ряда специально выбранных розничных торговцев;
— торговля вразнос — торговля
непосредственно в домах
— торговля с заказом товара по почте или телефону — любая деятельность по сбыту с использованием почтовых каналов или телефона для сбора заказов и содействия в доставке производственных товаров;
— торговые автоматы — монетные устройства по продаже товаров.
Тема: Маркетинговые коммуникации
1. Реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, личная продажа составляют комплекс средств продвижения. Однако ряд исследователей считают, что, помимо вышеперечисленных инструментов, комплекс средств продвижения включает также прямой маркетинг.
Маркетинговые коммуникации (комплекс продвижения) - это сочетание коммуникационных стратегий, к которым предприятие прибегает для того, чтобы довести до потребителей преимущества того или иного товара и побудить их к его приобретению. Коммуникационная стратегия разрабатывается в рамках общей маркетинговой стратегии предприятия и реализуется благодаря использованию отдельных элементов: