Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:21, контрольная работа
Вопрос 1. Понятие и сущность маркетинга
В экономической литературе, в практике бизнеса термин «маркетинг» используется не однозначно:
«Маркетинг» (от английского «market» - «рынок») буквально означает «деятельность на рынке, в сфере сбыта». Однако маркетинг как система экономической деятельности включает гораздо больше. Так например, в словаре деловых терминов, изданном в США Институтом А. Гамильтона, «маркетинг» определяется как «вид деловой активности, с помощью которой поток товаров и услуг направляется от производителя к потребителю или к использованию».
В другом определении: «Маркетинг - есть осуществление деловой активности, которая направляет поток товаров и услуг от производителя к потребителю или другому производителю, с тем, чтобы удовлетворить потребителей и дать возможность фирме выполнить ее задачи».
Вопрос 2. Процесс сегментации рынка
Деятельность по сегментированию рынка включает в себя следующие процедуры:
1. определение признаков и критериев сегментирования;
2. группировка потребителей в сегменты, составление характеристик полученных сегментов;
3. выбор целевого рынка: принимаются стратегические решения о количестве выбранных сегментов, проводится их оценка;
4. выбор стратегии охвата рынка;
5. позиционирование товара
в каждом из выбранных
1 этап. Первым шагом при проведении
сегментации является выбор
Критерии сегментации рынка.
Критерии сегментации рынка (табл. 5.2.1. и 5.2.2.)
Таблица 5.2.1.
Наиболее часто используемые
критерии сегментации потребителей
товаров индивидуального и
№ п\п |
Группа критериев сегментации |
Критерии сегментации\сегменты потребителей |
Общие (объективные) критерии | ||
1.1. |
Географические критерии |
|
1.2. |
Демографические критерии |
|
1.3. |
Социально-экономические критерии |
|
2. Субъективные (психографические) критерии | ||
2.1. |
Стили жизни |
|
2.2. |
Доминирующие мотивы покупательского поведения |
Выделяют следующие доминирующие мотивы покупательского поведения:
|
2.3. |
Отношение к товарам-новинкам
|
|
2.4. |
Нуждаемость в товаре |
|
2.5. |
Приверженность марке |
|
2.6. |
Норма потребления (частота и объем закупок) |
|
2.7. |
Вкусовые пристрастия |
Например, на рынке шоколада различают сегменты любителей: горького черного шоколада без добавок, сливочного и молочного шоколада без добавок, горького шоколада с добавками (орехи, изюм и др.) и т. п. |
Таблица 5.2.2.
Наиболее часто используемые критерии сегментации потребителей товаров промышленного назначения
№ п\п |
Группа критериев сегментации |
Критерии сегментации\сегменты потребителей |
Общие (объективные) критерии | ||
1.1. |
Географические критерии (используются при сегментации географических рынков) |
|
1.2. |
Критерии социально- |
|
1.3. |
Объективные характеристики предприятий-потребителей |
|
2. Субъективные (в том числе, психографические) критерии | ||
2.1. |
Периодичность заказов на данные товары |
|
2.2. |
Доминирующие мотивы покупательского поведения |
Выделяют следующие доминирующие мотивы покупательского поведения:
|
2.3. |
Специфика организации закупок |
|
2.4. |
Нуждаемость в товаре |
|
2.5. |
Приверженность действующим поставщикам |
|
2.6. |
Объем разовой закупки |
|
2.7. |
Базовые условия выбора поставщика |
|
Сегментация по обстоятельствам применения — деление рынка на группы в соответствии с обстоятельствами, поводами возникновения идеи, совершения покупки или использования продукта. Например, за рубежом апельсиновый сок, как правило, потребляется за завтраком. Однако производители апельсинов стараются расширить спрос на апельсины, стимулируя потребление апельсинового сока в другое время суток.
Сегментация на основе выгод — деление рынка на группы в зависимости от выгод, пользы, которые ищет потребитель в продукте. Например, курение для одной категории потребителей является одной из главных жизненных потребностей, для других — только элементом определенного имиджа.
Статус пользователя характеризует степень регулярности использования какого-то продукта его пользователями, которые делятся на не использующих продукт, бывших пользователей, потенциальных пользователей, на пользователей-новичков и на регулярных пользователей. Например, можно ориентировать свою рыночную деятельность на превращение пользователей новичков в регулярных пользователей. Разные предприятия ориентируют свою деятельность на разные группы пользователей, к тому же последние требуют разных методов продвижения продукта.
Интенсивность потребления — показатель, на основе которого рынки сегментируются на группы слабых, умеренных и активных потребителей определенных продуктов. Очевидно, что выгоднее обслуживать один рыночный сегмент, состоящий из значительного числа активных потребителей, чем несколько небольших сегментов слабых потребителей.
Степень лояльности характеризует степень лояльности, приверженности потребителя определенной марке продукта, обычно измеряется числом повторных покупок продукта данной марки.
Стадия готовности покупателя — характеристика, в соответствии с которой покупателей классифицируют на неосведомленных и осведомленных о продукте, на хорошо информированных о нем, на заинтересованных в нем, на желающих его купить и на не намеренных его купить. Маркетинговый план разрабатывается с учетом распределения покупателей по разным стадиям их готовности к совершению покупок.
По реакции потребителей на нововведения выделяют следующие группы:
Зная соотношение этих групп потребителей, можно прогнозировать изменение объема продаж товара.
Важными признаками являются также степень нуждаемости в товаре (слабая, средняя, сильная) и степень использования или уровень потребления товара (субъекты, не приобретающие товар, приобретающие в небольших количествах, приобретающие в значительных количествах). Люди, покупающие товар в значительных количествах (с высокой нормой потребления), составляют, как правило, относительно небольшую часть рынка. По данным ряда исследований, на 20% покупателей приходится 80% объема продаж, так называемый принцип «80 — 20» или закон Паретто.
экономические и технологические критерии, к которым относятся:
2 этап. После того как были
выбраны признаки и на их
основе проведено
3 этап. Выбор целевых сегментов. После осуществления сегментирования организация принимает решение о количестве сегментов, которые следует выбрать в качестве цели.
Целевой сегмент — часть рынка, на котором фирма может максимально реализовать свои цели и получить наиболее высокую прибыль.
В процессе выбора целевого рынка следует обратить внимание на прибыльность потребителя (доход от каждого клиента).
Для оценки выбранных сегментов рынка маркетологи анализируют такие важнейшие показатели, как привлекательность сегмента (величина сегмента, темпы роста сегмента, ценовая чувствительность, барьеры для вступления на рыночный сегмент и т.д.) и способность успешно конкурировать в этом сегменте (характер конкуренции, вероятность появления новых конкурентов и т.д.). Завершающим этапом анализа текущего отношения к сегментам является проведение их финансовой оценки. Данными для этого анализа могут быть товарооборот, выраженный в денежных единицах, и вклад в покрытие затрат ВПЗ (выручка с продаж — переменные издержки).
Целью оценки сегментов рынка является выбор фирмой одного или нескольких из них и последующая разработка максимально эффективной для себя стратегии.
Для поиска оптимального количества
целевых сегментов рынка
— концентрированный («метод муравья»,
который заключается в
— дисперсный («метод стрекозы», который предполагает выход фирмы сразу на максимальное количество сегментов, для того чтобы впоследствии осуществить постепенный отбор наиболее выгодных сегментов).
4 этап. Следующим этапом процесса сегментирования рынка является выбор стратегии охвата рынка: концентрированный маркетинг, дифференцированный маркетинг, недифференцированный маркетинг и потребительский маркетинг.