Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:16, дипломная работа
Целью написания данной работы является изучение теоретических основ и современных методов организации и технологии розничной торговли отдельными видами продовольственных и непродовольственных товаров.
В соответствии с целью исследования в дипломной работе определены следующие задачи:
1. Провести обзор литературы и определить методологические основы организации и технологии розничной торговли отдельными видами продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах.
2. Провести исследование процесса организации торговли в розничном торговом предприятии.
3. Проанализировать процедуру выполнения технологических операций по розничной торговле отдельными видами продовольственных и непродовольственных товаров в магазине.
4. Исследовать покупательские предпочтения потребителей магазина «Юность» и определить побудительные мотивы выбора розничного торгового предприятия для совершения покупки.
5. Разработать мероприятия по совершенствованию вопросов организации и технологии розничной торговли отдельными видами продовольственных и непродовольственных товаров в магазине «Юность».
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации и технологии розничной торговли отдельными видами продовольственных и непродовольственных товаров
1.1. Роль и значение розничной торговли в распространении товаров
1.2. Процесс организации торговли в розничных торговых предприятиях
1.3. Технология розничной торговли отдельными видами продовольственных и непродовольственных товаров
Глава 2. Исследования организации и технологии розничной торговли отдельными видами продовольственных и непродовольственных товаров в магазине «Юность» Арзамасского техникума потребительской кооперации
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Юность»
2.2. Анализ организации торговли отдельными видами продовольственных и непродовольственных товаров магазина «Юность»
2.3. Анализ технологии торговли отдельными видами продовольственных и непродовольственных товаров магазина «Юность»
2.4. Исследование мотивов потребителей в процессе совершения покупки отдельных видов товаров в магазине «Юность»
Глава 3. Пути совершенствование организации и технологии розничной торговли отдельными видами продовольственных и непродовольственных товаров магазина «Юность» Арзамасского техникума потребительской кооперации
3.1. Совершенствование организации розничной торговли в магазине «Юность»
3.2. Совершенствование технологии отдельными видами продовольственных и непродовольственных товаров в магазине «Юность»
Заключение
Список используемой литературы
Более половины современных
покупателей действуют точно
так же – обходят магазин по
периметру и не заходят во внутренние
ряды. Большинство покупателей
Рис. 1.7.
Большинство покупателей – правши.
Они двигаются справа налево.
У правшей шаг правой ноги немного больше, чем левой.
Обход по периметру — более простой, не требующий размышления маршрут. А для того, чтобы зайти внутрь рядов, должна быть причина. Если что-то привлечет его внимание — повернет, а нет — так нет. Для того, чтобы покупатель гарантированно прошел весь магазин, используется планировка в виде петли.
2. «Трек» — петля (синоним
— боксовая планировка). Торговое
оборудование размещено таким
образом, что образует петлю,
по которой покупатель
Рис. 1.8.
Проблема петли: если покупатель захочет повернуть назад (что-то забыл или просто хочет посмотреть более внимательно), ему придется двигаться навстречу общему потоку, против часовой стрелки. Если народу много, он может предпочесть этого не делать. Правда, как известно, сразу найти все товары и не возвращаться хотят 90% покупателей, но между желаниями и реальностью порой существует разница.
3. Выставочнаяпланировка изображена на рис. 1.9. Первая ассоциация, которую вызывает слово «выставочная» — это магазин-
демозал, торгующий по образцам. Однако данный тип планировки часто встречается и в небольших магазинах, осуществляющих
обслуживание через прилавок. Торговое оборудование (стеллажи,
стойки, шкафы, прилавки)
просто размешается вдоль стен.
«Периметр выставки» может
оборудования, подобно
тому, как расположены скульптуры
в художественной галерее. В
роли островов выступают
4. Смешаннаяпланировка позволяет уйти от однообразия и
подчеркнуть различия отделов в крупных магазинах. Устав от
строевого шага вдоль
рядов, покупатель с
часть поперечно и
диагонально) очень важно
указателях и знаках, чтобы совершение покупок не обернулось
для покупателя кошмаром в лабиринте.
Рис. 1.9. Смешанная планировка магазина
Всю площадь торгового зала можно условно разделить на следующие площади: установочную, проходов для покупателей и перемещения товаров, рабочих мест продавцов и расчетного узла.
Установочная площадь
включает в себя площадь, занятую
торговым оборудованием и
Об эффективности
(1)
.
где Ку — коэффициент установочной площади;
Sy — установочная площадь, м2;
Sт.з — площадь торгового зала, м2.
Низкое значение коэффициента установочной площади (меньше 0,25) говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.
Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации,
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую демонстрационную площадь.
Демонстрационная площадь
исчисляется как сумма пло
Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент демонстрационной площади. Его рассчитывают по следующей формуле:
(2)
Кд — коэффициент
SД — демонстрационная площадь, м2;
Sт.з — площадь торгового зала, м2.
Этот показатель
зависит от видов и типов
применяемого выкладки товаров
оборудования, а также от его
габаритов и количества
Увеличение коэффициента демонстрационной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высотыможет привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.
Коэффициент демонстрационной
площади зависит от реализации магазина:
он будет ниже в магазинах, где
применяются холодильные
Для свободного перемещения
товаров и покупателей часть
торгового зала магазина самообслуживания
отводится под проходы. Ширина
проходов между торговым оборудованием
определяется Строительными нормами
и правилами, однако она может
изменяться в каждом конкретном магазине
с учетом применяемых средств
механизации и плотности
В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер равен произведению длины фронта прилавка на глубину рабочего места. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.
Площадь расчетного узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями, В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров-кассиров определяют исходя из специализации магазина и площади его торгового зала,
В продовольственных магазинах
на одно рабочее место контролера-
Кроме того, немаловажную роль
при организации продажи
При принятии решения о размещении необходимо учитывать следующие факторы: величина площади магазина, конфигурация помещений, специфические особенности покупательских контингентов, их навыки и привычки, специфика и широта ассортимента, ценность площади, которой располагает магазин, этажность здания магазина, возможность привлечь максимальное количество покупателей и предложить им для осмотра и выбора максимальное количество товара. В одноэтажном магазине специалисты выделяют четыре зоны, различающиеся ценностью, или объемом товарооборота, приходящегося на 1 кв, м. торговой площади. В зоне, непосредственно примыкающей к передней фасадной стене магазина, реализуется примерно 40% всего оборота магазина. Следующая зона по направлению и противоположной отвхода стене дает 30% оборота. Последующие зоны дают соответственно 20 и 10% оборота.
При размещении отделов принимают во внимание специфические особенности товаров, входящих в ассортимент. Товары импульсного спроса, полуфабрикаты и другие товары, представляющие покупателям дополнительные удобства, располагаются в тех местах, где покупательские потоки наиболее интенсивны, где посетители магазина пройдут наверняка (покупатели не будут разыскивать эти товары в торговом зале). [ ]
Авторы учебника «Современный супермаркет» предлагают следующее размещение отделов в магазине.
Товары в супермаркете обычно распределяются по следующим отделам:
- Мясо и мясопродукты;
- Овощи и фрукты;
- Хлебобулочные и кондитерские изделия/ выпечка;
- Замороженные продукты;
- Молочные продукты;
- Бакалея;
- Гастрономия и кулинария;
- Сопутствующие товары.
Рис. 1.10. Размещение скоропортящихся продуктов по периметру торгового зала
Первым шагом при планировке торгового зала магазина самообслуживания должно стать размещение скоропортящихся продуктов по его периметру, чтобы покупатели от входа продвигались через весь магазин.
Мясо и мясопродукты. Отдел
обычно располагают вдоль дальней
или боковой стены
Рис. 1.11. Пример планировки торгового зала и подсобных помещений
Овощи и фрукты. После приобретения
мясных продуктов покупатели обычно
подбирают к мясу подходящие овощи,
и многие управляющие предпочитают
размещать плодоовощную
Хлебобулочные и кондитерские изделия/ торты, пирожные, выпечка. Так как выпечка в большей степени относится к товарам импульсивного спроса, многие управляющие размещают отдел около входа в торговый зал. Отрицательным моментом в данном случае является возможность впоследствии помять кондитерские изделия более тяжелыми продуктами. Изделия в упаковках обычно располагают рядом с.отделом молочных продуктов, однако если выпечка изготавливается прямо в магазине, то отдел располагают вдоль дальней стены торгового зала, рядом с кулинарией. Аромат свежей выпечки привлекает покупателей и к другим товарам.
Замороженные продукты. Существуют две основные точки зрения на размещение отдела замороженных продуктов. С одной стороны, эти продукты могут располагаться в конце маршрута (см. рис. ): спрос на них растет и они не нуждаются в поддержке других отделов, при этом продолжительность пребывания продукта вне морозильной камеры сокращается. С другой стороны, замороженные продукты могут размещаться и в них стратегически важных точках магазина например в центре, параллельно стеллажам (гондолам).
Молочные продукты. Около
этого отдела большинство покупателей
часто делают последнюю остановку,
поэтому его часто размещают
вдоль стены, противоположной овощному
отделу (см. рис. 2.3). Отметим, что отдел
молочных продуктов удобно располагать
напротив лотков с замороженными
продуктами, поскольку замечено, что
эти отделы оказывают друг другу
поддержку в привлечении
Таким образом, периметр супермаркета
оказывается занятым. Такое расположение
скоропортящихся продуктов
Бакалея. Обычно отдел размещается на стеллажах в центре зала, при этом существуют различные варианты расположения стеллажей (подробнее см. ниже).
Гастрономия и кулинария. Отдел играет важную роль в привлечении покупателей в магазин. Из-за больших затрат труда во многих супермаркетах пытаются переводить его на самообслуживание. В секции деликатесов могут быть также представлены полуфабрикаты и блюда национальных кухонь, что способствует притоку покупателей и приносит большие прибыли.
Сопутствующие товары (непродовольственные). С изменением характера расходов на продовольственные товары (во многих странах растущей популярностью пользуется питание вне дома) управляющие супермаркетов занялись поисками товаров, способствующих увеличению товарооборота. Многие магазины стали создавать отдела, торгующие сопутствующими товарами. Управляющие полагают, что в будущем боль-часть прибыли будет приходиться именно на эту группу товаров. В магазине сопутствующие товары чаще всего размещаются рядом с товарами импульсивного спроса.
Важную роль в организации
розничной торговли отдельными видами
продовольственных и
К обслуживающему персоналу розничного торгового предприятия относятся работники торгового предприятия, непосредственно участвующие в торговом обслуживании граждан.
К обслуживающему персоналу торгового предприятия относятся:
Информация о работе Технология продажы продовольственых товаров