Теоретические основы проблемы руководства сюжетно-ролевой исследования игры дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработка плана обогащения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
• изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, педагогов;
• выявить особенности развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы руководства сюжетно-ролевой исследования игры дошкольников.
1.1. Современные исследования проблемы развития сюжетно-ролевой исследования игры дошкольников………………………………………….6
1.2. Уровни развития сюжетно-ролевой игры дошкольников………………...13
1.3. Методическое руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольного возраста…………..…………………………………………………………..18
Глава 2. Технологические основы обогащения, содержания сюжетно-ролевой игры.
2.1. Анализ содержания и уровня развития сюжетно-ролевой игры старшего дошкольного возраста……..……………………………………………………….22
2.2. Составление перспективного плана сюжетно-ролевых игр для детей старшей группы…………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………...…………………..38
Список литературы…………………………………………………………………40
Приложение…..……………………………………………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

Анализ прибыли и регнтабельности.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)


ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы проблемы руководства сюжетно-ролевой   исследования игры дошкольников.

1.1.           Современные исследования проблемы развития сюжетно-ролевой   исследования игры дошкольников………………………………………….6

1.2.           Уровни развития сюжетно-ролевой игры дошкольников………………...13

1.3.           Методическое руководство сюжетно-ролевой  игрой дошкольного возраста…………..…………………………………………………………..18

Глава 2. Технологические основы обогащения, содержания сюжетно-ролевой игры.

2.1.     Анализ содержания  и уровня развития сюжетно-ролевой игры старшего дошкольного возраста……..……………………………………………………….22

2.2.     Составление  перспективного плана сюжетно-ролевых игр для детей старшей группы…………………………………………………………………….33

Заключение……………………………………………………...…………………..38

Список литературы…………………………………………………………………40

Приложение…..……………………………………………………………………..43

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания.

Выдающийся педагог Н.К. Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства».

В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особе место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вкруг себя.

Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему.

Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Как показывает практика, воспитатели старших групп главным образом разучивают с детьми готовые сюжеты игры, предусмотренные Программой. Воспитатели стремятся охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Дети не хотят играть самостоятельно в «разученные» игры, но по предложению педагога они их воспроизводят. Это объясняется отсутствием у детей интереса к сюжетам игр.

Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач, а также выдвижения гипотезы.

Актуальность темы определена проблемой низкого уровня развития игровой деятельности и ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, что вытекает из необходимости проведения определенного круга занятий, что особенно актуально для детей старшего дошкольного возраста. Также актуальность обозначена необходимостью коррекции межличностных отношений и недостатков позитивного общения у детей средствами игровой деятельности, как наиболее предпочитаемой дошкольниками для общения и регуляции взаимодействий.

Объектом исследования является сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста.

Предметом данного исследования является процесс обогащения содержания сюжетно-ролевой игры.

Цель работы: разработка плана обогащения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.

В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:

      изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, педагогов;

      выявить особенности развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста;

      разработать и апробировать комплекс мероприятий по обогащению представлений об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр детей старшей группы.

Гипотеза исследования: развитие сюжетно-ролевых игр дошкольников старшей группы будет более успешным при следующих условиях:

                  если воспитатель будет активно использовать разнообразные формы и методы работы по обогащению представлений детей об окружающем мире;

                  если воспитатель будет обогащать, имеющиеся у детей знания об окружающем мире;

                  если воспитатель будет обучать детей применять, имеющиеся у детей знания об окружающем мире в процессе сюжетно-ролевой игры.

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:

                   теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

                   наблюдение за процессом сюжетно-ролевой игры дошкольников старшей группы;

                  использование различных педагогических технологий по обогащению детей представлений об окружающем мире

              Новизна исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс мероприятий, который направлен на развитие сюжетно-ролевых игр детей старшей группы.


Глава 1. Теоретические основы проблемы руководства сюжетно-ролевой игры дошкольников.

1.1.           Современные исследования проблемы развития сюжетно-ролевой   исследования игры дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и педагогов Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа.

Самое главное - в игре ребенок воплощает свой замысел, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте еще более усложняется. У детей в этом возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой.

Содержание игры дает возможность ребенку осознать мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо способствовать расширению тематики детских игр, развитию их содержания на основе углубления знаний старших дошкольников о жизни советских людей.

Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребенка в игре. Естественно, что не каждая игра может нравственно развивать ребенка. Такую функцию может выполнить только «хорошая» игра. Можно выделить ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).

Уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства игровой деятельностью со стороны воспитателя, который передает детям свой нравственный опыт, приобщает их к социальной жизни взрослых людей.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые, производственные, общественные.

Д.Б. Эльконин отмечает, что содержание игры – это, то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного элемента деятельности и отношений между взрослыми в бытовой, трудовой, общественной деятельности. [30; 156]

В содержание игры выражаются разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать сюжет игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.

На данном возрастном этапе появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические: расширилась сфера отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.)

В старшем дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий дети активно используют речевые комментарии. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение, каких – либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Разнообразное содержание сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

На протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

                  усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;

                  постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

Роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям – образам.

В старшем дошкольном возрасте выполнение смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли, которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношений к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующей ДОУ, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.

В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности и интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам.

В подготовительный период игры педагог тактично направляет взаимоотношения детей таким образом, чтобы каждый ребенок нашел «свою нишу», в которой полнее проявятся его способности: кто-то придумывает, как сделать игру интереснее, какие новые роли можно ввести, другие сосредоточивают свое внимание на её оснащение.

В последние годы ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, ученые Н.Я. Короткова, Н.Я. Михайленко, предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольникам усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.[16; 25]

Информация о работе Теоретические основы проблемы руководства сюжетно-ролевой исследования игры дошкольников