Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:40, курсовая работа
Цель работы: разработка плана обогащения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
• изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, педагогов;
• выявить особенности развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы руководства сюжетно-ролевой исследования игры дошкольников.
1.1. Современные исследования проблемы развития сюжетно-ролевой исследования игры дошкольников………………………………………….6
1.2. Уровни развития сюжетно-ролевой игры дошкольников………………...13
1.3. Методическое руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольного возраста…………..…………………………………………………………..18
Глава 2. Технологические основы обогащения, содержания сюжетно-ролевой игры.
2.1. Анализ содержания и уровня развития сюжетно-ролевой игры старшего дошкольного возраста……..……………………………………………………….22
2.2. Составление перспективного плана сюжетно-ролевых игр для детей старшей группы…………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………...…………………..38
Список литературы…………………………………………………………………40
Приложение…..……………………………………………………………………..43
Для стимулирования первых самостоятельных игр ребенка достаточно 2-3 игрушки, имеющих между собой смысловую связь. По мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-игровой среды усложняется за счет увеличения количества игрушек и внесения игровых предметов с различным назначением (кубиков, палочек).
Когда подводим детей к сюжетам через игровые ситуации, предметно-игровая обстановка дополняется специальными игрушечными наборами («Доктор Айболит», « Маленький парикмахер»).
Также на втором этапе развития игровой деятельности вносится дополнительная атрибутика: халаты, каски и т.п., которая облегчает выбор роли.
Детям надо предлагать однозначные игрушки (например, утюг, пианино и т.д.), с помощью которых легко изменять сюжетную ситуацию. Такие однозначные игрушки ценны тем, что их можно использовать в разнообразных по тематическому содержанию играх, творчески изменять сюжет.
Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры. Поэтому в игровом пространстве необходимо иметь произвольно перемещающиеся крупные объемные предметы ( коробки, кубы).
Помните, что искусство педагогов заключается в создании условий для возникновения и реализации игровых замыслов детей, обеспечении динамики развития различных игр, формировании бережливого отношения к игре и игрушке со стороны детей и взрослых.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИИ СЮЖЕТНЫХ ИГР ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1. Сюжетно-ролевая игра
«Больница»
РАБОТА В БОЛЬНИЦЕ
Ознакомление с окружающим | Обучающие игры | Предметно-игровая среда | Активизирующее общение взрослого с детьми |
Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Цель: уточнить знания детей о работе медицинской сестры, познакомить с медицинскими инструментами. Уточнить знания детей: что делает медсестра в детском саду. | Индивидуальные совместные со взрослым игровые ситуации: Ребенок – роль: медсестра; взрослый – роли: ребенок; воспитатель; родитель. | Изготовление рецептов, игрушечных таблеток, порошков. | Обращение к ребенку, пришедшему после болезни: Вы сегодня кому справку отдавали? А что сказала наша медсестра?
|
Экскурсия к больнице . Цель: знакомство с работой машины «скорой помощи». | Индивидуальные игры совместно с взрослым: Ребенок – роль: шофер «скорой помощи»; взрослый – роли: врач, медсестра. больной | Изготовление атрибутики к игре «Больница»: белый халат для медсестры и врача, красный крест для машины «скорой помощи». |
|
Беседа ( с мамой Максима Ч.) Цель: рассказать о работе врача, о том как врач работает вместе с медсестрой, подчеркнуть их взаимодействие в работе. | Индивидуальные игровые ситуации совместно со взрослым: Ребенок – врач; Взрослый – медсестра, больной, другой врач. |
| Вопросы к детям: -Ты болела? -Что у тебя болело? -Как тебя лечили? |
Чтение художественной литературы: К. Чуковский « Доктор Айболит»; А. Кардашова «Наш доктор». Цель: создать образы врачей для передачи их детьми в играх. |
| Создание панно: пейзаж большое дерево с красным крестом. |
|
2. Сюжетная игра « Транспорт»
Знакомство с транспортом
Ознакомление с окружающим | Обучающие игры | Предметно-игровая среда | Активизирующее общение взрослого с детьми |
Занятие 1. «Прогулка по городу». Цель: уточнить и расширить знания детей о транспорте, приобщать детей к культуре поведения в транспорте.
| Дидактическая игра «Соберем машину» Цель: закрепить части машины | Сделать макет улицы совместно с детьми. Приобрести маленькие машинки, человечков. | Вопросы к детям : -Как вы сегодня шли в детский сад? Как машины едут по дороге? |
Занятие 2. «Улица полна неожиданностей». Цель: расширить представления детей о правилах поведения на улице и во дворе. | Индивидуальные игровые ситуации с использованием макета улицы: персонажи- шофер, милиционер, пешеходы |
| Утверждение: «На улице много опасностей. Надо быть внимательными, переходить улицу осторожно Как?» |
Беседа . «Труд шофера» Цель: познакомить детей с трудом шофера, его простейших отношений с другими людьми, о помощи, которую оказывают машины людям, создать целостное представление о труде шоферы. | Индивидуальные игровые ситуации совместно со взрослым: Ребенок – роль: шофер; Взрослый – роли: пассажир, милиционер, автослесарь. | Изготовление рулей, светофора. | Утверждение: «Да, шофер должен знать правила дорожного движения, должен знать как устроена машина.» |
Занятие «Транспорт специального назначения». Цель: закрепить знание детей о машинах специального назначения. | Игровые ситуации: шофер «скорой помощи», автобуса, овощной машины. Воспитатель занимает позиции второстепенных ролей: врач, пассажир, продавец овощного магазина. Дидактическая игра «Трамвай» с целью закрепления особенностей передвижения разного транспорта. | Изготовление с детьми рисунков, которые будут отличительными знаками специальных машин. | Подтверждение: Да, многим машинам всегда зеленый цвет. Почему? |
Прогулки: «Наблюдение за транспортом» и «знакомство с островком безопасности» Цель: Познакомить детей с назначением «островка безопасности», закрепить знания о двухстороннем движении, сигналах светофора. | Игровые ситуации с показом жестов регулирования: «остановиться», «приготовиться», «проезд разрешен», «переход» | Приобретение жезла, изготовление дорожных знаков «переход», «осторожно, дети», «одностороннее движение, «двухстороннее движение» | Объяснение: « Если бы милиционер был на посту аварии бы не произошло» |
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Моя улица»,»Светофор»; С. Маршак «Милиционер» | Игры с использованием макета улицы (режиссерские игры) |
| Активизация и обогащения словаря, поощрение желания рассказать. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
СХЕМЫ-БЛОКИ СЮЖЕТНЫХ ИГР
«Больница»
- ГЛАВНАЯ РОЛЬ ( РЕБЕНОК)
- ВТОРОСТЕПЕННЫЕ РОЛИ (ВЗРОСЛЫЙ)
«Транспорт»
Вариант 1.
Вариант 2
61