Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:40, курсовая работа
Цель работы: разработка плана обогащения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
• изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, педагогов;
• выявить особенности развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы проблемы руководства сюжетно-ролевой исследования игры дошкольников.
1.1. Современные исследования проблемы развития сюжетно-ролевой исследования игры дошкольников………………………………………….6
1.2. Уровни развития сюжетно-ролевой игры дошкольников………………...13
1.3. Методическое руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольного возраста…………..…………………………………………………………..18
Глава 2. Технологические основы обогащения, содержания сюжетно-ролевой игры.
2.1. Анализ содержания и уровня развития сюжетно-ролевой игры старшего дошкольного возраста……..……………………………………………………….22
2.2. Составление перспективного плана сюжетно-ролевых игр для детей старшей группы…………………………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………...…………………..38
Список литературы…………………………………………………………………40
Приложение…..……………………………………………………………………..43
Таким образом, гипотеза о том, что развитие сюжетно-ролевых игр дошкольников старшей группы будет более успешным при соблюдении определенных условий, подтвердилась.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание – 1990 – №2-13-17с.
2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1999-207с.
3. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.
4. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 2006.
5. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 2004-211с.
6. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., 2008-305с.
7. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. – М., 1999-87с.
8. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 2001-142.
9. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 2008-321.
10. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2003 – №4-53-56.
11. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т.А. Куликовой. – М., 2000-57.
12. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М. Изгаршевой. –М.: Просвещение, 1987 – 174с
13. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. / Под ред. С.А. Новоселовой. – М., 1989-121.
14. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Н.Я. Михайленко. – М., 2004-327.
15. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2007 – №4-51-57.
16. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования каждого / Под ред. доктора психологических наук, академика Ю.М. Забродина. – М: Просвещение, 2003.
17. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка.- М.: Просвещение, 1980-64с
18. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000-405.
19. Курочкина И.Н. Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса // Дошкольное воспитание. – 2009. – №5-80-83.
20. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. – №3-25-27.
21. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 2002-145.
22. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 2005-175с.
23. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2007-127.
24. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 2003-№4-23-29
25. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. – М., 2008-87.
26. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.А. Михайленко. – М., 1986-145.
27. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986-236.
28. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1976-327.
29. Флегонтова Н.П. Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т.А. Куликовой. – М.,2000.
30. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1999-300с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список детей экспериментальной группы
№п/п | Имя ребенка | Возраст |
1. | Вова А. | 5 лет |
2. | Федя Б. | 5,7 лет |
3. | Настя Г. | 6 лет |
4. | Лаура Д. | 5,2 года |
5. | Таня Ж. | 5,7 года |
6. | Яна К. | 6 лет |
7. | Маша Л. | 5 лет |
8. | Вероника М. | 4,7 года |
9. | Наташа М. | 5 лет |
10. | Алеша М. | 6 лет |
11. | Данила С. | 6 лет |
12. | Антон Т. | 4,9 года |
13. | Аня Х. | 6 лет |
14. | Максим Ч. | 4,9 года |
15. | Вика Ф. | 5 лет |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Параметры определения уровня развития игры детей
I. Содержание игры.
1. Замысел игры появляется: а) с помощью взрослого;
б) самостоятельно;
2. Разнообразие замыслов.
3. Количество игровых задач.
4. Разнообразие игровых задач.
5. Самостоятельность при постановке задач: а) ставит взрослый;
б) с помощью взрослого;
г) самостоятельно.
II. Способы решения игровых задач.
6. Разнообразие игровых действий с игрушками.
7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:
а) развернутые;
б) обобщенные.
8. Игровые действия с воображаемыми предметами:
а) с помощью взрослых;
б) самостоятельно.
9. Игровые действия с предметами – заместителями:
а) с помощью взрослого;
б) самостоятельно.
10. Принимает роль.
11. Разнообразие ролевых действий.
12. Выразительность ролевых высказываний.
13. Наличие ролевых высказываний.
14. Ролевые высказывания возникают по инициативе: а) взрослого;
б) ребенка.
15. Ролевая беседа возникает: а) со взрослым;
б) со сверстником.
16. Ролевая беседа возникает по инициативе: а) взрослого;
б) ребенка.
17. Содержательность ролевой беседы.
18. Вступает во взаимодействие: а) со взрослым;
б) со сверстником.
19. Ставит игровые задачи : а) взрослому;
б) сверстнику.
20. Принимает игровые задачи: а) от взрослого;
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
План семинара-практикума по проблеме: «Руководство воспитателями сюжетными играми дошкольников»
Форма методической работы | Тема | Цели |
1. Семинар-практикум: занятие | « Виды сюжетных игр и их значение на развитие личности ребенка». | Познакомить педагогов с видами сюжетных игр. Подвести их к пониманию значимости этого вида игр для всестороннего развития ребенка. |
2. Семинар-практикум: занятие | « Режиссерские и сюжетно-ролевые игры, их особенности и этапы развития» | На основе анализа психолого-педагогической литературе дать знания об особенностях сюжетных игр и этапах их развития. |
3. Семинар-практикум: занятие | «Современные подходы к руководству игровой деятельности детей дошкольного возраста на всех возрастных этапах». | Помочь воспитателям ознакомиться с новыми подходами к руководству игровой деятельности детей. (Исследования Н.Я Михайленко и Е.В. Зворыгиной) |
4. Семинар-практикум: занятие 4(практическое) | «Создание условий для развития сюжетных игр во всех возрастных группах». | Сформировать умения педагогов по руководству игровой деятельностью, используя приемы, предложенные Н.Я. Михайленко. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Педагогические условия формирования игровых умений
дошкольников
(По исследованию Н.Я. Михайленко)
Источником содержания детских игр ( тематика сюжета игры) являются знания, полученные детьми в процессе разных источников (знания, полученные на занятиях, литература, телевидение и пр.).
Формирование способов построения игры начинается педагогом с выявления уровня овладения игровым умением каждого ребенка.
Выявление игровых интересов каждого ребенка.
Программа игровой деятельности строится с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Главное условие формирования игровых умений – совместная игра воспитателя вместе с детьми.
Педагогические условия формирования игровых умений
детей пятого года жизни
(По исследованиям Н.Я. Михайленко).
Особое внимание обращать на роль поведения.
Кругозор детей расширяется, что дает возможность брать разнообразные роли.
Сюжет подбирать многоперсонажный.
Взаимодействие главной роли с второстепенными, например:
Медсестра
Врач Пациент
Другой врач
В рамках одного сюжета меняются роли. Количество ролей должно быть больше, чем играющих. Сюжет должен исходить от детей.
Усложнение: больше слов, речевых общений; меньше готовых игрушек, больше предметов-заместителей.
Педагогические условия формирования игровых умений
дошкольников.
(По исследованиям Е.В. Зворыгиной).
1. Ознакомление с окружающим в активной деятельности детей. | 2. Обогащение игрового опыта в обучающих играх. |
3. Педагогическая организация предметно-игровой среды. | 4. Активизирующее общение старших с детьми в процессе их самостоятельной игры |
1 – 2 Условия, подготавливающие игру.
3 –4 Условия, побуждающие к самостоятельному развитию игры на основе обогащенного реального и игрового опыта.
Цель: Научить воспитателей организации предметно-игровой среды с учетом потребностей и интересов детей, основного содержания и проблематики игр.
Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей.
Следует помнить, что игрушки являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Они должны обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.
При отборе игрушек для детей разных возрастных групп мы с вами должны учитывать все ее качества: функциональность, безопасность, привлекательность, эстетичность.
В сюжетных играх используются преимущественно сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются реальные одушевленные и неодушевленные предметы. К ним относятся куклы, фигурки людей и животных, предметы игрового обихода, театральные, празднично-карнавальные и технические.
Более подробно о видах игрушек Вы можете познакомиться в книге «Игра дошкольника» под редакцией С.Л. Новоселовой, а также в книге С.Л. Новоселовой и Н.А. Реуцкой «Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений».
Организация игрового пространства является важной педагогической задачей, от правильного решения которой зависит развитие самостоятельной игры детей дошкольного возраста..
Необходимо так оформить и наполнить игрушками тематические уголки или зоны, чтобы они сами подсказывали детям сюжет игры и способы его реализации. Надо помнить, что стабильная пространственная локализация уголков, их тематическая пестрота и разностильность оформления мешают детскому воображению выйти за рамки данной темы.
Для развития детской активности на первоначальной стадии развития игры необходимы игрушки, которые имитируют реальные предметы, знакомые детям по их смысловому назначению. При этом масштаб игрушек должен соответствовать размеру руки ребенка, его росту.