Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 02:26, курсовая работа
В данной работе представлены основные понятия, связанные с упаковкой и маркировкой и требования предъявляемые к ним. Дается краткая характеристика предприятия, финансовые показатели. Далее представлены пути совершенствования имеющейся упаковки на предприятии.Цель данной работы – изучить упаковку и маркировку товара и их роль в его продвижении на рынке.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время многочисленные
факторы сделали упаковку важным
маркетинговым инструментом. Повышение
роли самообслуживания в связи с
развитием сети супермаркетов предполагает,
что теперь упаковке приходится выполнять
множество задач в сфере
В связи с переходом белорусской экономики на рыночные рельсы в стране активно развивается система маркировки, соответствующая международным стандартам. Однако подавляющее большинство белорусских потребителей просто не знают расшифровку многих знаков, поэтому при покупке товара (услуги) не всегда получают полную и достоверную информацию о нем.
Данная тема актуальна, поскольку упаковка способствует различению товаров на перегруженном рынке, а также признанию компании (или товара) у покупателей. Маркировка в свою очередь является неотъемлемой частью упаковки, сообщая о ценных свойствах торговой марки и информируя покупателей.
Актуальность данной темы подчеркивается и тем, что сегодня в обстановке жесткой конкуренции упаковка может оказаться для производителя действенным шансом привлечь внимание покупателей.
Предметом исследования является упаковка и маркировка товара.
Объект исследования – ОАО «Березовский сыродельный комбинат».
Цель данной работы – изучить упаковку и маркировку товара и их роль в его продвижении на рынке.
Для достижения данной
цели необходимо решить
1) понять сущность упаковки и маркировки;
2) раскрыть основные способы упаковки товара;
3) изучить основные маркировочные знаки;
4) проанализировать упаковку продукции ОАО «Березовский сыродельный комбинат»;
5) дать основные рекомендации по улучшению упаковки продукции ОАО «Березовский сыродельный комбинат».
Методы, используемые при изучении данного вопроса – анализ, синтез и дедукция.
Для написания курсовой
работы использовалась
ГЛАВА 1
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПАКОВКИ
1.1 Понятие упаковки товара
Многие товары, которые предлагаются на рынке, приходиться упаковывать. Некоторые маркетологи даже называют упаковку «пятым Р» после цены, товара, места и продвижения, хотя большинство из них склонны считать упаковку одним из элементов товарной стратегии. [1, стр. 649]
Понятие упаковки можно трактовать по-разному.
Упаковка – тара, материал, в который помещается товар, для сохранения его свойств после изготовления и придания компактности. [14, стр. 722]
Упаковка – важный носитель рекламы товара. [13, стр. 723]
Упаковка – деятельность по разработке и производству жесткой или мягкой оболочки для товара. [11, стр. 649]
Упаковка – часть планирования продукции, в ходе которой фирма изучает, разрабатывает и производит свою упаковку, включающую саму тару, в которую помещается продукция, этикетку и вкладыши. [12, стр. 178]
Непосредственно тарой могут быть картонный ящик, целлофановая упаковка, стеклянная, алюминиевая посуда или банка, бумажный пакет или их сочетание.
К упаковке также относят этикетки и вкладыши. Этикетка обязана состоять из наименования изделия, товарного знака, штрих-кода, состава продукции, маркетинговых материалов, инструкций по сохранности и применению товара. В том случае, когда есть необходимость, к упаковке добавляют вкладыши - детальные инструкции и указания о мерах предосторожности для сложной или опасной продукции, которые хранятся в упаковках лекарств, игрушек и т.д., или купоны, призы, брошюры с рецептами. [17, стр. 123]
Сама упаковка появилась в глубокой древности. Первобытные люди носили дикие ягоды и фрукты из леса в свои пещеры в шкурах животных или сплетенных из травы корзинах. Восемь тысяч лет тому назад китайцы изобрели разнообразные глиняные емкости для хранения твердых предметов и жидкостей. Древние египтяне создали для хранения жидкостей стеклянные сосуды. К началу средневековья в разряде упаковочных материалов уже числились кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло. В течение многих веков задачами упаковки были хранение, защита и транспортировка товаров. [10, стр. 302]
В последнее время упаковка превратилась в одно из действенных орудий маркетинга. Хорошо спроектированная упаковка может оказаться для потребителей дополнительным удобством, а для производителей – дополнительным средством стимулирования сбыта товара. [22, стр. 23]
Расширению использования
1) самообслуживание в торговле. Все большее число товаров продают в универсамах и магазинах методом самообслуживания. В этих условиях упаковка должна выполнять многие функции продавца – она должна привлечь внимание к товару, описать его свойства, внушить потребителю уверенность в этом товаре и произвести благоприятное впечатление в целом;
2) рост достатка потребителей. Растущий достаток потребителей означает то, что они готовы заплатить немного больше за удобство, внешний вид, надежность и престижность улучшенной упаковки;
3) образ фирмы и образ марки. Фирмы осознают действенную мощь хорошо спроектированной упаковки как помощника потребителя в мгновенном узнавании фирмы или марки. Например, любой покупатель пленки тотчас узнает знакомые желтые коробочки с пленкой «Kodak»;
4) возможности для новаторства. Новаторство в упаковке может принести производителю большие выгоды. Создание в 1899 году упаковки, сохранявшей свежесть печенья «Унида» (картон, внутренняя и внешняя бумажная обертка), позволило увеличить продолжительность хранения товара в магазине по сравнению с обычной для того времени тарой в виде коробок и бочек. [10, стр. 303]
Упаковка выполняет следующие функции:
1) предохраняет товар, обеспечивает его сохранность;
2) облегчает хранение и демонстрацию товара;
3) содержит информацию о товаре и его марке;
4) способствует продвижению товара, в первую очередь за счет
5) содержащихся на ней рекламных сообщений;
6) облегчает покупателям транспортировку и хранение товара;
7) облегчает покупателям использование содержимого;
8) упрощает для покупателей утилизацию и переработку упаковки. [6, стр. 323]
Разработка эффективной
При принятии решения относительно упаковки должны учитываться следующие ключевые факторы:
1) размер, цвет и форма упаковки. При выборе размеров нужно учитывать период хранения (как долго продукт сохраняет свою свежесть), удобство, традиции и конкуренцию. Выбор цвета и формы зависит от образа, который создается для марки;
2) количество вариантов упаковок для одного товара. Зависит от конкуренции и использования фирмой множественной сегментации. Продавая товар в упаковке всех размеров, существующая фирма может затруднить новой фирме получение поддержки каналов сбыта, максимального пространства на полках, а также выход на различных потребителей;
3) упаковочный материал. Наиболее распространенными являются картон, пластик, металл, стекло, целлофан и т. д. Например, целлофан позволяет показывать товары, но очень легко рвется, картон относительно дешев, но труден для открывания. Кроме того, нужно определить, насколько новаторской должна быть упаковка;
4) место, содержание и размер этикетки. Этикетка должна выделяться, на ней должны быть указаны названия компании и марка. Вкладыши в упаковку включают рецепты, указания по использованию, меры безопасности, купоны для будущих покупок;
5) соответствие дизайна упаковки маркетинговой стратегии. Хорошо известная марка духов может быть экстравагантно упакована, продаваться в ограниченном числе магазинов, рекламироваться в журналах, рассчитанных на наиболее обеспеченную аудиторию, и реализовываться по высокой цене. В противоположность этому фирма, выпускающая духи, имитирующие ведущие марки, использует упаковку попроще, продает дешевле и не использует рекламу;
6) стоимость упаковки. Как известно, общие издержки фирм могут достигать миллионов рулей. Относительная стоимость упаковки может доходить до 40% розничной цены – в зависимости от целей и степени упаковки. [12, стр. 181]
Выбрав и представив упаковку, компания должна регулярно ее проверять на соответствие меняющимся вкусам покупателей и технологическим новшествам. В прошлом дизайн упаковки мог оставаться неизменным на протяжении 15 лет, прежде чем возникала необходимость изменений. Однако в современной быстро меняющейся среде большинству компаний приходится обновлять внешний вид своих товаров каждые два-три года. [9, стр.67]
Поддержание упаковки в соответствии с требованиями сегодняшнего дня обычно требует небольших, но регулярных изменений, настолько тонких, чтобы покупатель их даже не замечал. Однако некоторые варианты упаковки, наоборот, требуют сложных решений, решительных действий и значительных затрат. Но несмотря на то, какие изменения требуются – большие или маленькие – маркетологам необходимо сопоставить затраты и факторы риска с одной стороны, а с другой – оценить не только воздействие на восприятие покупателями ценных свойств, добавленных к товару новой упаковкой, но и степень достижения маркетинговых целей. [17, стр. 550]
Упаковка – важный метод коммуникации с потребителем. Она демонстрирует марку, указывает состав и направления использования, отражает образ марки и демонстрирует продукцию. Упаковка является инструментом продвижения. Это особенно важно при самообслуживании, а также для фирм, специализирующихся на товарах, приобретаемых импульсивно, таких, как конфеты. Упаковка также напоминает о товаре после его покупки. [6, стр.433]
Упаковка – важный элемент планирования новой продукции. Более того, ряд фирм смогли представить существующие товары как новые, изменяя их упаковку. Среди примеров продукции, которая была успешно модифицирована и представлена в качестве новой благодаря инновациям в упаковке, – аэрозольные баллоны для дезодорантов, одноразовые контейнеры для молока, напитков, алюминиевые контейнеры для быстро приготавливаемой пищи, прозрачная упаковка для мяса. [16, стр. 179]
Таким образом, принимая решение относительно упаковки необходимо учитывать интересы общества, непосредственного покупателя и самой компании.
1.2 Способы упаковки
В настоящее время к основным способам упаковки относят следующие: упаковка в термоусадочные пленки, упаковка в растягивающиеся пленки (стрейч-пленки), асептическая упаковка, упаковка под вакуумом.
1. Упаковка в термоусадочные пленки. В качестве термоусадочных пленок используют пленки, которые могут сокращаться при нагревании и при этом плотно обтягивать упакованные в них изделия. К преимуществам упаковки в термоусадочные пленки по сравнению с традиционными пленочными упаковками относятся уменьшение объема упаковки за счет плотного обтягивания товара, относительно меньшая масса пленок. Упаковка в усаживающуюся пленку часто бывает дешевле и привлекательнее на вид, чем обычный ящик из картона, она защищает товар от воздействия окружающей среды.
Термоусадочные пленки применяются для упаковки разнообразных продуктов питания, банок, бутылок, галантерейных и хозяйственных изделий, газет, журналов, канцелярских товаров. [3, стр.146]
Возможные варианты упаковывания могут быть условно разделены на три основные группы: единичная, групповая и штабельная упаковка.
Единичная упаковка (штучная, индивидуальная) – каждое отдельное изделие обертывается пленкой.
Групповая упаковка – предварительно комплектуется набор из нескольких однотипных или разнотипных изделий, которые затем обертываются пленкой. Этот вид упаковки может применяться в качестве транспортной тары.
Штабельная упаковка – на жесткий
поддон укладываются несколькими рядами
изделия (мешки, коробки, лотки), которые
сверху покрываются чехлом из термоусадочной
пленки и подаются в печь. После
усадки получается компактный штабель,
который можно легко перемещать
подъемно-транспортными
Процесс упаковывания в термоусадочную пленку включает в себя следующие операции: укладка товара на подложку (лоток, поддон); обертывание пленкой; сварка пакета; усадка (прохождение через усадочную камеру); охлаждение изделий. [23]
2. Упаковка в растягивающиеся пленки (стрейч-пленки). Главное преимущество этого типа пленок состоит в том, что они не требуют тепловой обработки. Растягивающиеся пленки применяются в следующих случаях:
1) скрепление пакетов грузов правильной формы;
2) упаковывание продукции, чувствительной к нагреву;
3) упаковывание продукции, которая в процессе хранения и транспортирования может уплотняться.
Информация о работе Упаковка и маркировка ОАО ЙБерезовский сыродельный комбинатЙ