Управление финансовыми рисками коммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 05:58, курсовая работа

Описание

Цель работы раскрыть политику управления финансовыми рисками. Для этого наметим основные задачи:
1. дать понятие риска, рассмотреть его основные виды;
2. раскрыть сущность и содержание риск-менеджмента;
3. рассмотреть методы управления финансовым риском;
4. проанализировать способы управления банковскими рисками и пути их совершенствования на примере коммерческого банка «ИМПЭКСБАНК»

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Понятие риска, виды рисков……………………………..………………………4
1.1. Сущность риска……………………………………………………..….4
1.2. Классификация рисков……………………………………………...…5
1.3. Классификация финансовых рисков………………………………….7
1.4. Способы оценки степени риска…………………………………….…9
2. Сущность и содержание риск-менеджмента…………………………..………13
2.1. Структура системы управления рисками…………………………...13
2.2. Функции риск-менеджмента………………………………………....17
3. Методы управления финансовым риском…………………………..…………18
4. Способы снижения финансового риска………………………………..…..…..20
5. Способы управления банковскими рисками и пути их совершенствования на примере коммерческого банка «ИМПЭКСБАНК»……………………….….22
5.1. Организационно – экономическая характеристика «ИМПЭКСБАНКА»……………………………………………….….22
5.2. Кредитные риски банка и методы управления ими в ОАО «ИМПЭКСБАНК»…………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы……………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 122.16 Кб (Скачать документ)
  1. Сущность  и содержание риск-менеджмента.

     2.1. Структура системы управления рисками.

     Риск - это финансовая категория. Поэтому на степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Таким образом, риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента. В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная цель риск-менеджмента соответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска. Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

     Анализ альтернатив управления риском. Существует целый набор разнообразных методов, позволяющих снизить степень риска и величину ущерба. На данном этапе эти методы рассматриваются и анализируются применительно к конкретной ситуации. Т. е. менеджер решает, как можно снизить риск, потери в случае наступления рисковой ситуации, ищет источники покрытия этого ущерба.

     Сами по себе методы риск-менеджмента достаточно разнообразны. Это связано с неоднозначностью понятия риска и наличием большого числа критериев их классификации. В следующем разделе данной главы мы более подробно рассмотрим основные методы, а здесь ограничимся лишь кратким их обзором.

     Во – первых, подходы к управлению рисками можно сгруппировать как методы минимизации негативного влияния неблагоприятных событий следующим образом.

  • Дособытийные методы управления рисками – осуществляемые заблаговременно мероприятия, направленные на изменение существенных параметров риска (вероятность наступления, размеры ущерба). Сюда можно отнести методы трансформации рисков (Risk control, Risk control to stop losses), которые связаны, в основном, с препятствованием реализации риска. Обычно эти методы ассоциируются с проведением превентивных мероприятий.
  • Послесобытийные методы управления рисками – осуществляемые после наступления ущерба и направленные на ликвидацию последствий. Эти методы направлены на формирование финансовых источников, используемых для покрытия ущерба. В основном это методы финансирования риска (Risk financing, Risk financing to pay for losses).

Послесобытийные и дособытийные методы объединяются в общем направлении методов  компенсации. 

   

Методы управления рисками можно разделить на четыре группы:

  • методы уклонения от риска;
  • методы локализации риска;
  • методы диссипации риска;
  • методы компенсации риска.

Методы  уклонения от риска предполагают: исключение рисковых ситуаций из бизнеса; избегание сделок с ненадежными партнерами, клиентами; отказ от услуг неизвестных или сомнительных фирм; отказываются от инновационных или инвестиционных проектов, если те вызывают хоть малейшую неуверенность в успешной реализации.

    Если  руководство решает использовать в  качестве «уклонения» -  страхование  то необходима разработка комплексной  программы защиты, а не единичные  обращения в страховую фирму.

    Если  у предприятия не хватает средств  для комплексной страховой защиты, необходимо выделить те риски, реализация которых связана с наибольшими  потерями и застраховать именно их.

Метод локализации риска

Применяется только, когда можно четко идентифицировать источники риска.

Наиболее  опасные участки производственного  процесса локализуются, и над ними устанавливается контроль, снижается  уровень финансового риска.

        Подобный метод используют крупные  компании для внедрения инновационных  проектов, освоения новых видов  продукции и т. д. 

В самых  простых случаях для локализации  риска создается специализированное подразделение в структуре компании, которое осуществляет реализацию проекта.

Методы  диссипации (рассеивания) риска

Представляют  собой более гибкие инструменты  управления. Один из них связан с  распределением риска между стратегическими  партнерами. В качестве партнеров  могут выступать как другие предприятия, так и физические лица. Здесь могут  создаваться акционерные общества, финансово – промышленные группы. Предприятия могут вступать в  консорциумы, ассоциации, концерны.

Объединение предприятий в одно либо в группу носит название интеграции.

Выделяют  четыре основных вида интеграции риска:

  • (обратная) интеграция - предполагает объединение с поставщиками;
  • (прямая) интеграция - подразумевает объединение с посредниками, образующими дистрибьюторскую сеть по сбыту продукции предприятия;
  • горизонтальная интеграция - предполагает объединение с конкурентами; обычно такие ассоциации создаются с целью согласования ценовой политики, разграничению зон хозяйствования, каких-либо совместных действий;
  • вертикальная интеграция – это объединение организаций, осуществляющих разные виды деятельности для достижения совместных стратегических целей.

Другая  разновидность методов диссипации риска – это диверсификация.

подразумевает увеличение разнообразия видов деятельности, рынков сбыта или каналов поставок.

     Диверсификация закупок – это увеличение количества поставщиков, что позволяет ослабить зависимость предприятия от конкретного поставщика. (нарушение графика, форс – мажор, банкротство и др.)

     Диверсификация рынка сбыта (развитие рынка) -  предполагает распределение готовой продукции предприятия между несколькими рынками или контрагентами. В этом случае провал на одном рынке будет компенсирован успехами на других.

     Диверсификация видов хозяйственной деятельности -  подразумевает расширение ассортимента выпускаемой продукции, оказываемых услуг, спектра используемых технологий. При возникновении проблем с реализацией одного вида продукции, организация сможет компенсировать потери при помощи других сфер хозяйствования либо вообще перейти в другую отрасль.

     Диссипация риска при формировании инвестиционного портфеля

предполагает  реализацию одновременно нескольких проектов, характеризующихся небольшой капиталоемкостью. Это можно назвать диверсификацией инвестиций.

Методы  компенсации риска

Данная  группа методов относится к упреждающим  методам управления

(управление  по изменениям).

1. Стратегическое планирование особенно эффективно, если

разработка  стратегии проходит через  все  сферы внутри предприятия.

Разработка  комплекса компенсирующих мероприятий, создания и использования резервов.

2. Прогнозирование  внешней экономической обстановки.

Заключается в периодической разработке сценариев  развития внешней среды предприятия, в прогнозировании поведения  возможных партнеров или действий конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка.

3. Активный  целенаправленный маркетинг.

Он подразумевает  использование маркетинговых инструментов для интенсивного формирования спроса на продукцию предприятия.

Рекламные акции Позиционирование товара Дифференциация продукции Фокусирование на определенные группы потребителей.

4. Мониторинг  социально – экономической и  нормативно – правовой среды   Интенсивное формирование спроса на свою продукцию.

         Используются методы:

  •   Сегментация рынка и оценка его емкости;
    • Организация рекламной компании;
  • Анализ поведения конкурентов;
  • Выработка конкурентных стратегий.

5. Создание  системы резервов.

При использовании  этого метода на предприятии создаются  страховые запасы сырья, материалов, денежных средств, создаются планы  их мобилизации в условиях кризиса. В некоторых случаях создание резервных фондов является обязательным.          

6. Привлечение  внешних ресурсов.

В случае когда фирма не в состоянии  покрыть все потери внутренних ресурсов, часть из них можно покрыть  с использованием кредитных ресурсов. Однако в данном случае доступность  кредитных ресурсов имеет существенные ограничения. И главное из них  — перспектива будущей прибыльности.

Для снижения внутренних предпринимательских рисков предприятие должно проверять потенциальных  партнеров по бизнесу и тщательно  подбирать кадры.

2.2.  Функции риск-менеджмента.

     Риск-менеджмент выполняет определенные функции. Различают два типа функций риск-менеджмента:

1)функции  объекта управления;

2)функции  субъекта управления.

К функциям объекта управления в риск-менеджменте  относится организация:

·разрешения риска;

·рисковых вложений капитала;

·работы по снижению величины риска;

·процесса страхования рисков;

·экономических  отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.

     К функциям субъекта управления в риск-менеджменте относятся: прогнозирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль.

     Прогнозирование в риск-менеджменте представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование - это предвидение определенного события. Оно не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая разные варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций.

     Организация в риск-менеджменте представляет собой объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур. К этим правилам и процедурам относятся: создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.

     Регулирование в риск-менеджменте представляет собой воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров.

     Координация в риск-менеджменте представляет собой согласованность работы всех звеньев системы управления риском, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

     Стимулирование в риск-менеджменте представляет собой побуждение финансовых менеджеров и других специалистов к заинтересованности в результате своего труда.

     Контроль в риск-менеджменте представляет собой проверку организации работы по снижению степени риска. Посредством контроля собирается информация о степени выполнения намеченной программы действия, доходности рисковых вложений капитала, соотношении прибыли и риска, на основании которой вносятся изменения в финансовые программы, организацию финансовой работы, организацию риск-менеджмента.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управление финансовыми рисками коммерческих организаций