Управление формированием кадровой политики предприятия (на примере ЗАО "Мелькрукк")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление условий и факторов, влияющих на формирование кадровой политики предприятия на современном этапе его деятельности.
Задачи исследования:
1. анализ теоретических основ понятий "кадровая стратегия" и "кадровая политика"; подходов к типологизации особенностей кадровой политики организации;
2. разработка матрицы комплексного анализа кадровой политики предприятия и изучение опыта управления формированием кадровой политики конкретного предприятия;

Содержание

Содержание

Введение
1. Принцип соответствия кадровой политики и стратегии развития организации
1.1 Организационная стратегия как основа формирования кадровой политики
1.2 Типологические особенности кадровой политики и кадровой работы в организации
1.3 Комплексный анализ управления формированием кадровой политики организации
2. Особенности реализации кадровой политики предприятия в современных условиях
2.1 Изучение опыта формирования кадровой политики на комбинате хлебопродуктов ЗАО "Мелькрукк" (г. Брянск)
2.2 Исследование особенностей реализации кадровой политики в управлении персоналом (на материале ЗАО "Мелькрукк", г. Брянск)
2.3 Возможности совершенствования кадровой политики предприятия в современных условиях
Заключение
Список источников и литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

УУ4тема на примере.doc

— 449.50 Кб (Скачать документ)

     Анализируя  потребности предприятия в управленческих кадрах среднего звена, специалисты отдела управления персоналом пришли к выводу о том, что потребность в таких кадрах может возникнуть через 5-7 лет, Приведу выдержку из справки по руководящему составу предприятия от 2003 года, определившей задачу привлечения специалистов-управленцев: "Усилить работу по подбору выпускников профильных учебных заведений, учитывая требования и запросы молодых специалистов, создать бытовые условия для их проживания, так как в большинстве своём выпускники будут иногородние по причине отсутствия профильных учебных заведений в городе".

     В числе благоприятных факторов внешней  среды - удобное расположение предприятия, что позволяет беспрепятственно добираться до рабочего места всему  персоналу. Обеспеченность регулярной транспортной связью со всеми районами города - автобусное, троллейбусное сообщение, маршрутное такси. В непосредственной близости от предприятия расположены мини-рынок и различные магазины, что удобно для работников, и также является благоприятным фактором.

     Теперь  охарактеризуем более подробно факторы внутренней среды организации, оказывающие влияние на формирование кадровой политики.

     Цели  деятельности предприятия в самом  общем виде определяют требования к  кадровому составу и кадровому  потенциалу предприятия, структуру  востребуемых знаний и навыков персонала, задают перспективы развития техники и технологии в организации.

     От  степени жёсткости структуры  организации, от её централизации зависит  востребованность таких качеств  персонала как; доминантность, автономность, готовность рисковать, инновативность, либо дисциплинированность и пр.

     Важное  значение имеет организационная (корпоративная) культура предприятия, она предопределяет реализуемость кадровых стратегий, определяет ценности организации, способы  оценки результатов деятельности. Культура содержит и отражает основные принципы кадровой политики предприятия.

     Необходимо  учитывать, что организационная  культура, как и стратегия организации, в значительной мере определяется высшим руководством, поэтому очень важно  соответствие между принципами стратегии  и ценностями культуры.

     Определённое  влияние на кадровую политику оказывает  и стиль руководства. Но, независимо от стиля руководства, предпочитаемого  конкретным менеджером, важны его  основные цели: максимальное включение  мастерства и опыта каждого сотрудника; обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы; получение адекватной информации о работниках, способствующих формулированию целей и задач кадровой политики в программах организации.

     Качественные  характеристики трудового коллектива могут сыграть определённую роль при формировании кадровой политики, в связи с тем, что работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной, продуктивной работе и удовлетворённости трудом.

     Условия труда могут привлекать или отталкивать людей, и наличие даже небольшого числа непривлекательных для работника задач требует от менеджера по персоналу создания специальных программ привлечения и удерживания сотрудников в организации.

     Во  многом кадровая политика зависит от финансовых возможностей предприятия. При анализе внутренних факторов необходимо учитывать и материальные возможности, исходя из которых, организация приглашает специалиста соответствующего уровня. Разумеется, есть определённые возможности вырастить специалиста и в своем коллективе.

     Руководители  крупных компаний, отечественных  и зарубежных, как правило, стремятся  приглашать на работу молодых специалистов только "высшего" качества, тех, которые смогут быстро продвигаться в организации.

     Но  есть другая точка зрения: "зачем такое количество менеджеров высокого потенциала, если количество высших постов ограничено? Истина же состоит в том, что если стремиться к отбору самых лучших, то при неизбежных ошибках при отборе управляющих в фирме окажется как раз достаточно менеджеров для рутинных должностей".

     Анализ  факторов внешней и внутренней среды  необходим для формирования кадровой политики, способной приводить к  желаемому результату в отношении  любого вопроса или проблемы в  кадровой сфере кратчайшим путём.

     С точки зрения формирования кадровой политики целесообразно учитывать этапы развития организации.

     В зависимости от этапа развития организации, а также уровня планирования, можно  выделить кадровые программы разного  типа, ориентированные на решение  оперативных, тактических или стратегических задач. Программы включают в себя различные кадровые мероприятия, отдельные направления работы и проекты, направленные на повышение качества персонала, развитие его способности решать задачи, диктуемые этапом развития организации.

     Так, например, особенностью современного периода для компании "Норильский Никель" является то, что в процессе реструктуризации компании из неё в течении ряда лет высвободился непрофильный бизнес, что повлекло за собой высвобождение большого количества людей. Исходя из этого, были разработаны кадровые программы по трудоустройству, переобучению персонала. В свою очередь, техническое перевооружение предприятия, внедрение автоматизации и механизации потребовало повышение уровня образования и квалификации работников. В связи с тем были разработаны кадровые программы по развитию персонала, повышению его квалификации, а также определены чёткие приоритеты при наборе персонала. Причём разработка кадровых программ велась в чётком соответствии с кадровой стратегией, которая, в свою очередь, была определена исходя из стратегии развития предприятия.

     Таким образом, из приведенного примера следует, что все кадровые мероприятия, проводимые на предприятии, были запланированы  одновременно с мероприятиями, предусмотренными бизнес-планами организации, и проводились поэтапно. Ведь в короткий срок и без подготовленной базы невозможно быстро и качественно осуществить как подготовку, так и трудоустройство персонала.

     Принимая  во внимание то, что кадровая политика является сводом правил и норм, приводящим человеческий ресурс в соответствие с долговременной стратегией организации, все мероприятия по работе с кадрами (отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение) осуществляются исходя из её установок, заранее планируются и согласовываются со стратегическими целями и текущими задачами организации.

     Косвенно  нормы и правила, заложенные в  содержание кадровой политики, находят  отражение в документах, письменно  закрепляющих принципы, реализуемые  в отношении персонала организации: философия организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка.

     Перечисленные документы помогают сотрудникам  осознать цели организации. "Обслуживает" же основные задачи организации по внешней адаптации и внутренней интеграции корпоративная культура. Именно корпоративная культура регламентирует поведение человека и даёт возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях, помогает создать эффективную организацию, выстраивая механизмы её адаптации к внешней среде. Корпоративная культура представляет собой своеобразное внутреннее пространство организации.

     В ходе разработки общих принципов  формирования кадровой политики необходимо согласовать между собой содержательные аспекты организационно-штатной, информационной, финансовой политик и политики развития персонала. ("Под принципом кадровой политики понимается научное начало (основание, правило), которое при решении надо учитывать и соблюдать в работе с персоналом").

     Формирование  кадровой политики должно происходить  на этапе формирования предприятия. Прежде всего, осуществляется проектирование кадровой работы. Процесс проектирования зависит от методов управления персоналом. При использовании традиционных методов управления персоналом реализуются одни подходы, а при управлении человеческими ресурсами - другие. Существующие различия отображены в таблице 2 "Управление формированием кадровой политики предприятия" (см. Приложение 2 к дипломной работе).

     Этапы проектирования кадровой политики совпадают  с этапами развития предприятия. Так, в свою очередь, на каждом этапе развития предприятия осуществляется нормирование, программирование, мониторинг.

     Цель  нормирования - согласование принципов  и целей работы с персоналом с  принципами и целями организации  в целом, этапом и стратегией её развития. В рамках этого этапа работы важно проанализировать существенные особенности корпоративной культуры, спрогнозировать возможные изменения внешней и внутренней среды организации, конкретизировать образ желаемого сотрудника и определить цели развития человеческого ресурса.

     Весьма  существенным на данном этапе является наличие в организации представлений  об идеальном сотруднике, принципах  взаимной ответственности между работниками организации, правилах должностного и профессионального роста, требованиях к развитию определённых способностей и умений. Так на ОАО "ЧаЗ" входе перепроектирования кадровой политики в соответствии с целями компании были определены основные принципы в сфере управления персоналом: качество, а не количество персонала; создание единой команды; профессионализм и компетентность работников. Реализация провозглашённых принципов потребовала создания эффективной системы работы с персоналом, основанной на составляющих: система поиска персонала; система изучения и отбора; система оценки; система адаптации; система карьерного роста; система обучения; система мотивации; система руководства. Таким образом, были чётко определены требования к персоналу, намечены новые правила работы с ним.

     Вторым  этапом формирования кадровой политики является этап программирования. Цель программирования - разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможных изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, - представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации.

     Например, в ситуации закрытой кадровой политики не следует разрабатывать и использовать программы внешнего набора. Более  логично в такой ситуации обратиться к знакомым сотрудников, учащимся корпоративных  учебных заведений.

     Завершающим этапом проектирования организации  является мониторинг персонала. Его  цель - разработка процедур диагностики  и прогнозирования кадровой ситуации. На данном этапе важно определить существенные индикаторы состояния кадрового потенциала, а также разработать комплексную программу постоянной диагностики и развития умений и навыков работников. Кроме того, целесообразно разработать и внедрить методику оценки эффективности кадровых программ.

     При осуществлении мониторинга на постоянной основе многие кадровые программы можно включить в единую систему внутренне связанных между собой программ. Имея четкое представление о производительности труда, о резервах повышения уровня отдачи, о способностях и целях работников, возможно эффективно решать кадровые задачи и задачи управления. В этом случае открывается возможность через кадровую политику управлять предприятием. Кадровая политика становится инструментом управления предприятием.

     Таким образом, кадровая политика организации  перестаёт отвечать своей роли, превращаясь в совокупность "застывших" и устаревших догм, не воспринимаемых людьми и не отвечающих их ожиданиям и пониманию. Необходимо постоянное её развитие и совершенствование в соответствии со стратегией организации, с кадровой стратегией, которые определяют принципы и правила работы с персоналом.

     На  каждом этапе жизненного цикла организации  реализуется намеченная кадровая политика, и в процессе реализации идёт её уточнение, а если необходимо, то и  перепроектирование в соответствии с факторами внешней среды и принятой стратегией развития производства.

     Способ  проектирования кадровой политики зависит  от стадии развития организации, что  требует учитывать и характерные  для её развития ограничения. Охарактеризованные выше стадии развития организации и задачи кадровой работы, согласованные с этапами проектирования кадровой политики кратко обобщены и представлены в таблице 3.

     Матрица комплексного анализа управления формированием  кадровой политики организации 

     Таблица 3

Стадии  развития предприятия Задачи кадровой работы Этапы проектирования кадровой политики
Нормирование Программирование Мониторинг
  Анализ рынка      
  труда. Отбор Формулирование    
  менеджеров  и требований  к будущим    
  специалистов. работникам. Анализ Программы набора.  
формирования Набор функций и моделировали адаптации работников.  
аНИЛ персонала рабочих мест. Разработка    
  Формирование штатного расписания    
  оргкультуры.      
Стадия интенсивного роста Набор новых  сотрудников, их адаптация. Формализация  правил, символов и норм организационного поведения. Создание Программы отбора, адаптации Изучение условий  и факторов, влияющих на удовлетворённость  трудом, социально-
  Сохранение  корпоративной должностных инструкций. Описание сотрудников, обучения, формирования резерва психологического климата в коллективе
  культуры политики фирмы  в документах и правилах   корпоративной
        культуры.
      Разработка  
      оптимальных схем  
  Снижение   оценки и Анализ
Стадия  стабялиза ции затрат на персонал. Подготовка изменений при выборе Новые цели и варианты деятельности закрепляются в нормативных стимулирования  труда, увязанных с получением прибыли. Разработка новых форм организации  труда. производственной  деятельности, выявление источников потерь. Оценка эффективности
  ориентации  на докум игах Аттестация  персонала, деятельности
  развитие   аттестация  рабочих персонала.
      мест. Управление  
      карьерой.  
  Организационно      
  -кадровый Анализ функций  и    
  аудит. Создание моделирование рабочих Кадровые программы  
1 Стадия 1 кризиса кадровых условий для работы мест. Разработка стратегии реорганизации. поддержки реорганизации: профконсультирование, Оценка персонала  с целью недирективного
  перспективных Формулирование недирективное сокращения.
  участков. требований  к будущим сокращение.  
  Сокращение работникам    
  персонала      

Информация о работе Управление формированием кадровой политики предприятия (на примере ЗАО "Мелькрукк")