Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:23, курсовая работа
Цель исследования: выявление условий и факторов, влияющих на формирование кадровой политики предприятия на современном этапе его деятельности.
Задачи исследования:
1. анализ теоретических основ понятий "кадровая стратегия" и "кадровая политика"; подходов к типологизации особенностей кадровой политики организации;
2. разработка матрицы комплексного анализа кадровой политики предприятия и изучение опыта управления формированием кадровой политики конкретного предприятия;
Содержание
Введение
1. Принцип соответствия кадровой политики и стратегии развития организации
1.1 Организационная стратегия как основа формирования кадровой политики
1.2 Типологические особенности кадровой политики и кадровой работы в организации
1.3 Комплексный анализ управления формированием кадровой политики организации
2. Особенности реализации кадровой политики предприятия в современных условиях
2.1 Изучение опыта формирования кадровой политики на комбинате хлебопродуктов ЗАО "Мелькрукк" (г. Брянск)
2.2 Исследование особенностей реализации кадровой политики в управлении персоналом (на материале ЗАО "Мелькрукк", г. Брянск)
2.3 Возможности совершенствования кадровой политики предприятия в современных условиях
Заключение
Список источников и литературы
Приложения
При определении удовлетворённости нынешней работой были получены результаты:
чуть меньше половины опрошенных (43,8%) скорее не удовлетворенны своей работой;
примерно равное количество опрошенных совершенно не удовлетворенны своей работой (23,4%) и не дали определённого ответа на вопрос (20,3%) опрошенных;
- скорее удовлетворены работой (10,9%) опрошенных.
В
процедуре многофакторного
В таблице 8 "Многомерные критерии" в Приложение к дипломной работе 11.2 приведены статистики влияния на удовлетворённость жизнью и работой следующих факторов: образование Р=3,68 при р=0,05; семейное положение: Р=3,18 при р=0,05; возраст: БЧЗ.,11 при р=0,05; пол: Р=3,1 при р=0,07; выявлен эффект взаимодействия "возраст" х "профессия" Р=3,6 при р=0,05.
По
результатам межфакторного
Диаграмма 4
Тендерные различия для признаков "удовлетворенность работой" и "удовлетворенность жизнью"
совершенно неудовлетворен
скорее неудовлетворен
не могу сказать
скорее удовлетворен
вполне удовлетворен
удовлетворенность жизнью
Так можно сказать, что в наибольшей степени удовлетворены работой респонденты - женщины из числа "вполне удовлетворённых" жизнью. Для мужчин из этой группы удовлетворённость работой в два раза ниже. Следует изучать и учитывать воздействие тендерных различий работников при решении задач их мотивации к трудовой деятельности и оценке труда. 68
При проведении оценочных мероприятий целесообразно разработать
процедуры ранжирования, дающие возможность установить различия между работниками-мужчинами и работниками-женщинами. С учетом этих различий выстроить систему мотивации, способную удовлетворять дифференцированные потребности женщин и мужчин, что поможет повысить их удовлетворенность работой.
Проследить удовлетворённость работой в зависимости от возраста поможет диаграмма № 5. Диаграмма 5
45,45%
возрастные группы
П до 29 лет
П отЗОдо 39 лет П от 40 до 49 лет П отбОлет и старше
Процент
Среди работников в категории "совершенно не удовлетворены" работой самый низкий показатель у лиц до 29 лет - 29, 41 % опрошенных. Наиболее удовлетворены работой в этой категории респонденты от 50 лет и старше - 18, 18 % опрошенных.
Наименьшая удовлетворенность работой в категории "скорее не удовлетворены" работой у лиц от 40 до 49 лет - 57, 89% опрошенных. 69
Испытывают низкую удовлетворенность работой лица от 50 лет и старше - 45, 45 % опрошенных.
В категории "скорее удовлетворены" работой больше всего людей в возрасте до 29 лет - 23, 53 % опрошенных в данной возрастной группе.
Следует обратить внимание на тот факт, что респонденты возрастной категории до 29 лет разделились равномерно на тех, кто "скорее удовлетворен" работой, "скорее не удовлетворен" работой и "совершенно не удовлетворен" работой. Среди опрошенных данной возрастной группы отсутствуют лица, которые "совершенно удовлетворены" работой. Именно эта возрастная категория может увеличить процент текучести кадров на предприятии.
Необходимо обратить внимание на многочисленный персонал в возрасте от 40 до 49 лет, скорее не удовлетворенный работой. Возможно, такое положение дел связано с тем, что люди, достигшие возраста 45 лет, накопили достаточно опыта и знаний и вступают в стадию "продвижения". Они способны занимать более высокую должность и выполнять более сложную работу. Руководству управления персоналом следует учитывать этот факт и уделять внимание планированию карьеры сотрудников, ведь использование кадрового потенциала более выгодно, чем привлечение персонал извне. Карьера может быть горизонтальной, что поможет востребовать достигнутую компетентность работника.
Ещё
один аспект, который необходимо учитывать
при формировании кадровой политики
предприятия в связи с
Минимальная удовлетворённость - "совершенно не удовлетворён"
(отмечено цифрой 1 по категориальной оси) у лиц со средним образованием, в их возрастной группе - 66,67% и ещё 33,33% скорее не удовлетворенных работой. Также не вполне удовлетворенна группа лиц со средним специальным образованием - 38%.70
Скорее удовлетворенны работой лица с высшим образованием 18,18%. Полностью удовлетворенны работой только 14,29% лиц с неполным высшим образованием.
Диаграмма 6
Влияние образовательного уровня на удовлетворённость трудом.
Есть
основания полагать, что повышение
уровня образования может стать
существенным мотивирующим фактором для
лиц со средним специальным
Оказывает влияние на удовлетворённость работой и взаимодействие признаков возраст и профессия, где Р=7,653 при р=0,014 (таблица 9 Приложения к дипломной работе 9.3).
Влияет на удовлетворённость работой взаимодействие признаков I образование и семейное положение, где Р=4;723 при р=0,046. ] Проследить возрастание или снижение удовлетворённости трудом, в зависимости от возраста и профессии возможно с помощью графика 7. График 7
На этапе от 29 до 39 лет у ИТР возрастает удовлетворённость трудом, а линейные менеджеры от 30 до 50 лет "снижают" удовлетворённость работой.
На
возрастном этапе от 40 - 49 лет обнаружено
снижение удовлетворённости работой
у ИТР и возрастание
Обоснованно перевести ряд работников ИТР из этой возрастной группы в число линейных менеджеров, чтобы повысить их удовлетворенность трудом.
График 8 позволяет проследить возрастание или снижение удовлетворённости работой в зависимости от образования и семейного положения. График 8
Наименее удовлетворены работой лица со средним образованием, имеющие семью и детей, а также со средним образованием, с семьёй, но без детей.
Наиболее удовлетворенны работой лица, получающие высшее образование и имеющие семью и детей.
Примерно
одинаково удовлетворены
1 Руководству необходимо обратить внимание на возможность повышения уровня удовлетворённостью работой лиц со средним образованием, имеющих семью и детей. Целесообразно предусмотреть социальную поддержку для данных категорий работников и предоставить возможность в повышении квалификации. Но при этом необходимо учитывать ценность работника для предприятия, его эффективность.
Возможно, проследить более подробно, какие компоненты существенно влияют на удовлетворённость трудом. В Приложении к дипломной работе 12 приведена таблица 10 одномерного дисперсионного анализа.
При проведении одномерного дисперсионного анализа проявилась зависимость переменной "удовлетворённость работой" от факторов: продуктивность труда; сверхурочные работы; оценка положения предприятия; удовлетворённость жизнью; несвойственные функции; конкурентность (продукции; практическая целесообразность выполняемой работы; уверенность в будущем; организация труда; условия труда. Выявлена причинно-следственная связь, характеризующая зависимость: Р=2, 307 при р-0,025.
1 Из таблицы 11 Приложения к дипломной работе 12, следует, что < наиболее существенное влияние на зависимую переменную "удовлетворенность работой" оказывают: удовлетворённость жизнью (при 1=2,390 и р= 0,2) и оценка положения предприятия (при 1=2,663 и р=0,01). Рассмотрим более подробно компоненты оценки удовлетворенности работой. Они представлены в диаграмме 9. 74
Диаграмма 9 Компоненты оценки удовлетворенности респондентов работой (N=64 чел.)
П уверенность в будущем О оценка положения прадпр! И конкурент, продукции П условия труда ЕЗ органиаация труда П двер<урочны"рао°ты О несвойственные функции П продуктивность труда В личная у две ли.а/платой
удовлетворенность работой
Наиболее низкая оценка - 1 - по категориальной шкале соответствует наименьшей удовлетворённости работой, с возрастанием оценок от 1 до 5 возрастает удовлетворённость работой. Максимальная удовлетворённость соответствует оценке 5.
1. В первом столбце по всем признакам компоненты ниже, чем в других столбцах. Наиболее высоко оцениваются: уверенность в будущем; продуктивность труда. Наиболее низкий показатель у практической целесообразности выполняемой работы.
2.
Во втором столбце наибольшие
показатели у компонентов: "
3.
В третьем столбце
Минимальное значение у компонентов: "несвойственные функции"; "практическая целесообразность выполняемой работы".
4. В четвертом столбце очень высокое значение компонента "личная удовлетворённость заработной платой". Высокое значение у компонентов: "уверенность в будущем"; "организация труда".
5.
В пятом столбце максимальные
показатели у компонентов: "
В целом необходимо отметить, что наиболее высокие показатели у компонентов: "уверенность в будущем"; 2личная удовлетворённость заработной платой". Причём с увеличением общей удовлетворённости трудом эти показатели возрастают.
Среднее значение во всех столбцах имеют компоненты: "условия труда"; "организация труда"; "продуктивность труда". С возрастанием удовлетворённости трудом увеличивается их оценка.
Ниже других компонентов удовлетворенности трудом оценивается ((практическая целесообразность выполняемой работы", но с увеличением удовлетворённости трудом возрастают и её значения.
Таким образом, отделу управления персоналом следует обратить внимание на содержание работы ряда сотрудников, испытывающих дискомфорт ввиду отсутствия целесообразности выполняемой работы. Возможно, на предприятии назрела необходимость в проведении аттестации рабочих мест и пересмотре должностных инструкций, что соответствует требованиям данного этапа развития предприятия.