Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:38, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение типов конфликтов в организации и изучение специфики управления ими.
Объект – специфика управление конфликтами в организации.
Предмет - процессы влияющие на выбор того или иного метода управления конфликтами.
Гипотеза работы: повышение эффективности работы организации при правильном управлении конфликтами, возникающими в ней.
Задачи настоящей работы следующие:
- выявить специфические особенности, функции, причины и типы конфликтных ситуаций и особенности управления ими;
- дать рекомендацию по управлению конфликтами в конкретной организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………….…………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления конфликтами в организации…………………………………………………………………………6
1.1 Роль управления конфликтами в современной организации……….6
1.2 Основные типы конфликтов в современной организации и проблемы управления ими…………………………………………………………………….18
2.2 Методы управления различными видами конфликтов………………24
ГЛАВА 2. Исследование управления конфликтами в организации «Серебряная кошка»……………………………………………………………...38
2.1 Общая характеристика…………………………………………………38
2.2 Анализ основных видов конфликтов в организации «Серебряная кошка» и особенности управления ими………………………………………….39
2.3 Рекомендации по управлению конфликтами в организации «Серебряная кошка»………………………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………………………...47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…50
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………….…………………
ГЛАВА
1. Теоретические основы управления
конфликтами в организации…………………………………………………
1.1 Роль управления конфликтами в современной организации……….6
1.2
Основные типы конфликтов в
современной организации и проблемы
управления ими…………………………………………………………………….
2.2 Методы управления различными видами конфликтов………………24
ГЛАВА
2. Исследование управления конфликтами
в организации «Серебряная кошка»…………………………………………………………….
2.1
Общая характеристика…………………………
2.2
Анализ основных видов
2.3
Рекомендации по управлению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….……………
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…50
ВВЕДЕНИЕ
Очевидно, каждому человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вуп: «Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.
Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика. При большом количестве публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины конфликтов и их влияние на жизни общества в целом и индивида и частности. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты.
С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш – выигрыш».
Целью данной работы является рассмотрение типов конфликтов в организации и изучение специфики управления ими.
Объект – специфика управление конфликтами в организации.
Предмет - процессы влияющие на выбор того или иного метода управления конфликтами.
Гипотеза работы: повышение эффективности работы организации при правильном управлении конфликтами, возникающими в ней.
Задачи настоящей работы следующие:
-
выявить специфические
-
дать рекомендацию по
Логика определила ее структуру. В ней будет рассмотрено: что же такое конфликт, какие бывают конфликты, как они могут развиваться, а также какие пути разрешения конфликтов наиболее эффективны. Люди различны, они по-разному воспринимают реальную ситуацию, что часто приводит к тому, что мы по определенному поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров, но и в любых деловых и личных контактах. Как известно, конфликт имеет субъективную природу, и поэтому необходим анализ всей совокупности факторов, предопределяющих его возникновение. Даже внутри фирмы, по мере того как она становится более специализированной и растет число ее подразделений, почва для противоречий только расширяется.
Управление
конфликтом является одной из важнейших
функций руководителя. Исследования
показали1, что руководители тратят
около 20% своего рабочего времени на разрешение
различного рода инцидентов. Но при всем
при этом, конфликт способен иметь как
разрушительные, так и конструктивные
последствия.
Глава
1. Теоретические основы управления
конфликтами в организации
1.1
Роль управления конфликтами в современной
организации
Управление конфликтом в организации – это подход, который подчеркивает необходимость регулировать конфликт таким образом, чтобы не допустить его усиления. Управление конфликтом следует отличать от разрешения конфликта, которое представляет собой поиски способов устранения противоречий в трудовом коллективе.
Подходы,
связанные с управлением
Двадцать
лет назад в литературе по управлению
рекомендовали разрешать
В работах некоторых авторов2 представлены некоторые принципы и методы, используемые на практике для преодоления личной неприязни и начала разумной дискуссии и, в некоторых случаях, установления сотрудничества между сторонами, участвующими в конфликте. Эти методы применяются, прежде всего, для управления конфликтом внутри трудового коллектива, однако они могут использоваться и при возникновении конфликтов между предприятиями или учреждениями и т. п.
Если грузовик повредил автомобиль, то владелец автомобиля хочет от его водителя только быстрой и справедливой компенсации ущерба, а не надежных долгосрочных отношений. Однако на предприятии, где работники хотят сохранить свои рабочие места, а руководители - развивать производство, такой способ разрешения конфликта недопустим. Когда интересы сотрудников приходят в столкновение и это начинает отрицательно сказываться на производительности, следует определить убытки, которые принесет усиление конфликта. Бывает, что работники готовы идти на крайние меры - вплоть до увольнения или защиты своих интересов в суде. Но в большинстве конфликтных ситуаций существует возможность диалога. Необходимо знать способы того, как помочь сторонам найти и реализовать такую возможность, считают специалисты.
Консалтинговая фирма "Праксис груп"3, специализирующаяся на внедрении изменений на предприятиях, использует в своей практике модель, обозначающую две крайности развития отношений между людьми - бездействие и насилие. Посередине между ними располагается диалог, который позволяет сторонам достичь согласия. Поведение, которое ведет к той или иной крайности, является дисфункциональным, т. е. разрушительным.
Следует заметить, что на стадии бездействия стороны возмущены и даже готовы к насилию. Бездействие бывает полезным при подавлении конфликта, но только в качестве временной меры, которую использует одна из сторон, чтобы не допустить взаимных оскорблений и обвинений. Но приобретая постоянный характер, эта мера становится разрушительной. Бездействие и насилие - разные точки одного и того же порочного круга, считают некоторые ученые.
Руководители предприятий должны внимательно относиться к случаям насилия, считают ученые. Сотрудников, способных применить силу, чтобы дать выход гневу или свести счеты, совсем немного, но их действия иногда выражают разочарование и скрытый страх большинства на предприятии. Людям нужно дать возможность выразить свои чувства. Те организации, где вопросов, "не подлежащих обсуждению", накапливается слишком много, движутся к критической точке. Затраты предприятия на управление конфликтом, на разработку эффективной системы найма и увольнения, на улучшение взаимодействия работников всегда окупаются.
Уклонение и бездействие - всего лишь способы приспособиться. Оказавшись лицом к лицу с проблемой, большинство работников выберут бездействие вследствие, прежде всего, страха перед начальником. Однако часто главная причина кроется не в боязни наказания или потери работы. Истинной причиной бездействия является стремление избежать эмоционального дискомфорта при обсуждении источников напряженности. Руководителям организаций не хватает знания методов ведения дискуссии, и потому они избегают ее. Владеть этими методами так же необходимо, как знать правила безопасности на рабочем месте или способы борьбы с компьютерными вирусами, угрожающими информационной системе предприятия.
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами (индивидами или группами). Каждая из сторон стремится к тому, чтобы была принята ее точка зрения или ее цель. При этом она препятствует другой стороне делать то же самое. Поэтому конфликт зачастую ассоциируется с угрозами, агрессией, враждебностью, прочими эмоционально ми проявлениями. Естественно, что широко распространено мнение: конфликт всегда нежелателен и его необходимо незамедлительно разрешать, чтобы не допустить разрушения человеческих взаимоотношений.
Конфликты могут иметь как рациональную так и эмоциональную природу. В зависимости от этого выделяют управление конфликтами на основании:
- целенаправленного воздействия на причины и условия конфликта;
- изменения установок и ценностных ориентаций соперников.
Эти
виды управления конфликтом, по С.С.Фролову,
реализуются в различных
Организационные способы управления конфликтом характеризуются целенаправленным воздействием управленческих органов на подразделения организации и отдельных личностей, причем основное внимание придается изменению структуры, связей или технологии этих подразделений. Цель таких воздействий - ослабление конфликтных взаимодействий или локализация конфликта, а нередко и полное гашение конфликта (например, с переходом к сотрудничеству). Важным моментом при выборе конкретного организационного способа разрешения конфликта является учет природы конфликта (рациональный или эмоциональный) и его причин. Основными организационными способами разрешения конфликта являются следующие.
1. Образование подгрупп внутри конфликтующих сторон, когда структурное подразделение целенаправленно разбивается на ряд автономных образований с различными, но пересекающимися целями. Смысл этого приема - снижение сплоченности одной из сторон конфликта. При успешном формировании подгрупп члены каждой из них будут идентифицировать себя только со своей подгруппой, осознавать себя членами подгруппы, отделенными от других подгрупп. В конечной счете это приводит к ослаблению целеустремленности в конфликтных взаимодействиях и сокращению степени участия членов подгрупп в конфликте. Такой способ управления конфликтом час то применяется для уменьшения интенсивности конфликта между администрацией и подчиненными.