Автор работы: Вера Билец, 25 Июля 2010 в 13:25, курсовая работа
Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности по-разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов. В маркетинге потребности клиентов – основная категория для изучения, предвидения и удовлетворения.
Зачастую, клиенты современных компаний, следуя инстинкту удовлетворения своих потребностей попадают в ловушку «интенсификации коммерческих усилий». Иногда эта «ловушка» безвредная (примером может служить мерчандайзинг), а иногда она явно нарушает права потребителя (нейро-лингвистическое программирование). В настоящее время на рынке России существует множество недобросовестных организаций, нарушающих прямо или косвенно права потребителей.
Введение 3
1.Потребности человека 5
1.1 Сущность потребностей человека 5
1.2 Система факторов, формирующая потребности человека 5
2. Правовые аспекты защиты потребительских прав 9
2.1 Права потребителей в России на основании «Закона о защите прав потребителей» 9
2.2 Практика законодательной правовой, общественной и административной работы по защите прав потребителей в России 11
2.3 Опыт защиты прав потребителей и анализ факторов нарушения этих прав в Камчатском крае и других регионах России 15
3. Социальная миссия маркетинга 24
3.1 Современное состояние российского рынка 24
3.2 Социальный маркетинг – основная задача социальная проблема 30
Заключение 34
Список литературы 37
Обеспечение
эквивалентности взаимного
Свобода рыночного человека это - свобода торговать, обогащаться за счет спекулятивных сделок, уклонения от налогов. Здесь господствуют брокеры, дилеры, киллеры, рэкетиры и другие прохиндеи из воровского мира.
Рыночная экономика трансформирует потребности человека таким образом, что происходит угасание возвышенных гуманных потребностей (интеллектуальных, нравственных, духовных, социальных), формирующих гармонически развитую личность. Поощряются и утверждаются к жизни низкопробные потребности, ориентирующие человека на материальное обогащение любыми средствами. Реализуя принцип "ничего даром", рынок формирует вражду между людьми, разрушает истинно русскую традицию соборности и коллективизма, способствует росту преступности и коррупции.
Неизбежным спутником и пропагандистом рыночной экономики является реклама. Вполне приемлемая и необходимая функция рекламы: распространение информации о новых товарах и услугах. Посмотрим, как эта функция выполняется сегодня в России.
За редким исключением рекламируются товары западных стран, в основном те, которые не находят сбыта в своих странах: сникерсы, марсы, жевательные резинки, спиртные напитки, автомобили, стиральные порошки, сотовые телефоны и пр., и пр. Эти товары рекламируют телевизионные компании, средства массовой информации и другие люди, которым платят за эту работу американскими долларами или дойч марками и для которых эти доходы являются средством личного обогащения.
На
вопрос, задаваемый руководителям телекомпаний:
почему они не рекламируют товары российских
товаропроизводителей - был один ответ:
российские товаропроизводители не имеют
тех средств для оплаты рекламы, которыми
располагают западные товаропроизводители.
На кого рассчитана эта реклама? Конечно, не на рабочих, крестьян и массовую интеллигенцию. Реклама рассчитана на "новых русских", на людей, разбогатевших на разграблении общественной собственности, на приватизации, на сформировавшуюся в России крупную буржуазию (Березовский, Гусинский, Потанин, Смоленский и другие).
В конечном счете, негативная роль рекламы состоит не в том, что она адресована людям с тугими кошельками, а в ее назойливости и бестактности. Она оказывает крайне отрицательное психологическое воздействие своим многократным повторением, прерыванием кинофильмов, концертов и других передач, навязывая те товары, которые подавляющему большинству телезрителей не нужны и даром. Часто бывают и рекламные ролики гигиенически неприемлемые: стирки грязного белья при помощи "Ариеля" и пр.
Рекламу распространяют десятки местных газет, выпускаются рекламные журналы до 150 страниц и более тиражом в 3 млн. экземпляров. Например, журнал "Экстра" выходит еженедельно, вкладывается в почтовые ящики бесплатно, и это в то время как в высших учебных заведениях нет бумаги на публикацию методических пособий студентам. Здесь есть единственный положительный момент: нет дефицита туалетной бумаги, на нее цены не растут.
Кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Эта народная поговорка полностью проявляется в идейно-воспитательной направленности рекламы. На 99% реклама служит пропаганде американского образа жизни. Об этом свидетельствует подбор "подарков" на разных конкурсах - американская кукла Барби, все надписи на английском языке, подражание героям ковбойских кинофильмов, путевки для поездки в США и другие Западные страны, адресная направленность рекламы на молодежь: чего, например, стоит реклама жевательной резинки: "жутифрут без сахара" с демонстрацией восторга пустоголовых юношей и девушек.
В результате такой обработки молодежи мы имеем угасание русского патриотизма, цинизм и повальное желание молодежи поехать в США и пр., и пр. Как тут не вспомнить завещание госсекретаря США Даллеса, сделанное им в конце войны в 1945 году. "Окончится война, и мы бросим все, что имеем, чем располагаем... все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. [6]
осеяв там хаос, мы незаметно, подменив их ценности на фальшивые, заставим их в эти фальшивые ценности поверить. Как? Мы найдем своих единомышленников и помощников, которые будут вдалбливать и насаждать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - то есть всякой безнравственности: хамство, наглость, ложь и обман и, особенно, к русскому народу. Молодежь будем разлагать, развращать, мы сделаем из них циников, пошляков".95
Подавляющее большинство рекламы не способствует формированию потребности во всестороннем развитии личности, разрушает подлинный русский коллективистский образ жизни.
Пагубное влияние рекламы на формирование потребностей человека осознается все большим числом российских граждан. Так, по данным СМИ, если в июне 1998 г. 10% граждан нуждались в рекламе, то в октябре - только 2%. По этому случаю, рекламодатели подняли вселенский шум. Это хороший признак.
Сознание людей в России все более четко формирует мысль: хорошие товары не нуждаются в рекламе, именно их надо покупать. Реклама служит распространению информации о залежалых низкокачественных товарах, которых не следует покупать, так как ни какая реклама не в состоянии повысить качество товара.
Социально-этический маркетинг (социально-этичный маркетинг, социальный маркетинг) – это комплексное взаимодействие коммерческой фирмы, работающей на рынке, с клиентами, контрагентами, различными общественными институтами, основанное на признании решающей роли социальной ответственности фирмы. [2]
Направления ПР-активности в рамках социально-этического маркетинга:
ПР в рамках социально-этического маркетинга – это деятельность, сочетающая элементы менеджмента и социальных технологий, способствующая успеху бизнеса и удовлетворению социальных потребностей. ПР-приемы используются на всех этапах работы с товаром или услугой. Уже на стадии замысла учитываются пожелания и замечания потребителей.
В производстве учитываются не только интересы потребителя, но и необходимость выполнения госзаказа, экспортной деятельности, импортозамещения, выпуска товаров для социально незащищенных групп населения. Цена диктуется не только соотношением спроса и предложения, но и социальными, экологическими, геополитическими факторами. Поиск места на рынке, сбытовая политика фирмы должна учитывать состояние рыночной инфраструктуры, психологию потребителей, социокультурные реалии. [2]
В настоящее время для российских компаний всё большее значение приобретает проблема долгосрочного эффективного существования. Её решение лежит не только в классическом стратегическом и оперативном управлении, но и в управлении приемлемым балансом экономической эффективности и социальной справедливости деятельности организации.
Противоречия между двумя этими категориями на уровне государственной экономики волнует экономистов всего мира с середины XVIII века по сей день. Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью - это отражение противоречия между производством и потреблением. Баланс между ними на уровне организации достижим и является залогом долгосрочного существование организации.
Следует начать с определения понятий. Социальная справедливость организации - это соответствие системы экономических отношений представлениям, потребностям, интересам, господствующим во внутренней и внешней среде организации.
Экономическая эффективность деятельности организации - это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата.
Далее рассмотрим как соотносятся эти понятия. Под балансом между ними следует понимать устойчивое экономическое состояние организации, при котором она занимается социальным инвестированием, при этом получая чистой прибыли больше в долгосрочном периоде, чем без осуществления подобного инвестирования.
До
недавнего времени руководство
большинства организаций
Но сейчас в России укореняется мнение о том, что серьезный бизнес невозможен без социальной ответственности. Ответственность бизнеса перед обществом - не просто слова. Серьезные компании рассматривают как единое целое успешную производственно-хозяйственную и финансовую деятельность компании, заботу о сотрудниках и их семьях. Сейчас бизнес позитивно влияет на жизнь общества не только своей работой, но через осуществление программ социальных инвестиций и благотворительности. Таким образом,социальная справедливость организации в настоящее время стала распространяться не только на внутреннюю, но и на внешнюю среду компании.
Она улучшает "общественное лицо" компании в плане имиджа и репутации. Причем это действует как на потребителей, которые учитывают при своем выборе социальное лицо производителя, так и на партнеров по бизнесу - скажем, банк, который долгое время поддерживает крупные культурные мероприятия, лишний раз демонстрирует уверенность в собственной стабильности. Прямое следствие этого - увеличение стоимости акций и капитализации компании, расширяется круг бизнес-партнеров.
Укрепляется лояльность работников, моральный климат в фирме: ведь, если сотрудник видит, что компания готова его поддержать в трудной ситуации, вкладывать деньги в его образование, он начинает чувствовать уверенность в завтрашнем дне, у него появляется меньше причин искать подработку на стороне. Растет объем продаж, тем самым увеличивается прибыль.
Социальные
инвестиции позволяют создать
Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно сказать, что баланс между социальной справедливостью организации и её экономической эффективностью деятельности существует и способствует долгосрочному эффективному существованию компании.
В настоящее время происходит постепенный переход российских предприятий от сбытовой, производственной концепций, концепции интенсификации коммерческих усилий, зачастую нарушающих права потребителя, к концепции социально-этического маркетинга, основная задача которог – решение социальных проблем, в том числе и защита прав потребителей не законодательно а на корпоративном уровне.
В
этом наше будущее.
Таким образом, на основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы. Рынок образуют потребители с определенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене. Именно идентификации запросов потребителей и нахождению способов их удовлетворения придается в маркетинге особое значение. Предлагаемые товары рассматриваются фирмой с учетом того, насколько они могут помочь покупателям в решении их проблем.
Непрерывно растущие потребности людей приводят к увеличению потребительского спроса на рынке товаров и услуг. Для удовлетворения возросшего потребительского спроса необходим рост производства и появление продукции с новыми потребительскими качествами. Эту задачу выполняют маркетологи, конструкторы, инженеры, совершенствующие технологию производственного и сбытового процесса, а также другие специалисты и работники, участвующие в процессе развития производительных сил общества.
Информация о работе Защита прав потребителей - социальная основа маркетинга