Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:53, реферат
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Цель реферата: изучить актуальные проблемы совершенствования бюджетного процесса.
Введение 3
1 Актуальные проблемы совершенствования бюджетного процесса 4
1.1 Бюджетная система и ее структура в РФ 4
1.2 Анализ проблем развития межбюджетных отношений в РФ 8
1.3 Некоторые направления совершенствования бюджетного процесса 12
Заключение 18
Список использованных источников 20
Содержание
Одним
из важнейших институтов государства
является бюджетная система. На протяжении
тысячелетий существования
Государственный бюджет – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения, занимающий центральное место в финансовой системе – « …имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год».
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Таким
образом, государственный бюджет, являясь
для государства средством
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Цель реферата: изучить актуальные проблемы совершенствования бюджетного процесса.
В Бюджетном кодексе дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.1
Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно – территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное
(единое) государство – это форма государственного
устройства, при которой административно-
Федеративное
(объединенное, союзное) государство –
это форма государственного устройства,
при которой государственные образования
или административно-
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны и её государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации, которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа. Бюджетная система РФ представляет совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Схема построения бюджетной системы Российской Федерации приведена на рис.1.
Рис.1
Схема бюджетной системы
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
первый
уровень – федеральный бюджет
и бюджеты государственных
второй
уровень – бюджеты субъектов
Российской Федерации и бюджеты
территориальных
третий уровень – местные, в том числе:
бюджеты
муниципальных районов, бюджеты
городских округов, бюджеты внутригородских
муниципальных образований
бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджеты субъектов РФ включают: 21 бюджет республик в составе РФ; 6 бюджетов краев; 49 бюджетов областей; 1 бюджет автономной области; 10 бюджетов автономных округов; бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.
Бюджеты органов местного самоуправления РФ включают: 1867 бюджетов районов; 1091 бюджет городов; 329 бюджетов городских районов и округов; 1922 бюджета поселков городского типа; 24 444 бюджета сельских администраций.
Каждый уровень включает в себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования. Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.3 Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.
Консолидированные бюджеты не утверждаются законодательными органами. Это статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют доходы и расходы (источники поступлений средств и направления их использования по территориям в целом и по отдельным субъектам РФ).
Консолидированные бюджеты используются: во-первых, в бюджетном планировании (нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты); во-вторых, при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны; в-третьих, при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий.
Все
субъекты Федерации и соответствующие
местные органы власти на основе федерального
законодательства самостоятельно осуществляют
бюджетный процесс, исходя из государственного
и административно-
Таким образом, бюджетная система, основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов. Наблюдается значительная зависимость бюджетной системы от государственного устройства и территориального деления. Российская Федерация – федеративное государство, имеющее три уровня бюджета. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределение. Это единство реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.
Проблема количественной оценки расходных обязательств бюджетов разных уровней. Впервые бюджеты в Российской Федерации были сформированы и исполнены на основе законодательно разграниченных расходных обязательств и доходных источников в 2005 году. Законодательством закреплены бюджетные обязательства за каждым бюджетным уровнем.
В отдельную категорию выделены бюджетные полномочия, делегированные более высоким уровнем власти более низкому.
При
этом установлен принцип, согласно которому
собственные расходные
Делегирование полномочий может осуществляться лишь на основании федеральных законов. Законодательное закрепление этого принципа направлено на защиту нижестоящих бюджетов от взваливания на них финансово необеспеченных обязательств.
Как известно, часть таких необеспеченных обязательств (их суммарный объем оценивается в 30-35 % консолидированного бюджета страны) была отменена федеральным законом №122-ФЗ от 22 августа 2004 года, известным как закон о «монетизации» льгот.
В
то же время специалисты
Кроме того, до настоящего времени не изжита практика, когда органы власти вышестоящего уровня издают подзаконные нормативные акты, возлагающие на местные органы полномочия, с которыми связаны финансовые затраты (что противоречит федеральному законодательству).
Если вопрос о расходных полномочиях бюджетов разных уровней в настоящее время можно в считать в основном решенным, то вопрос о критериях количественной оценки расходных обязательств бюджетов разных уровней остается открытым.
Проблема несоответствия налоговых полномочий и доходных источников. Согласно новому Закону перечень вопросов местного самоуправления расширился. Однако этот факт не был учтен при закреплении за местными органами доходных источников. То есть, материальных ресурсов для решения этих вопросов не хватает.
В
настоящее время осуществлено законодательное
разграничение налоговых
Основные доходы концентрируются на федеральном уровне. И хотя Бюджетный кодекс провозглашает принцип «одноканального направления»: один налог – один бюджет, более 80 % налоговых поступлений в бюджеты субъектов Федерации – это отчисления от федеральных налогов. При этом особенно сузилась финансовая база местных бюджетов. Осталось всего 2 местных налога – земельный и налог на имущество физических лиц. Это притом, что расходные полномочия местных бюджетов в соответствии с последними законодательными изменениями расширились. Эти изменения еще более усугубили несбалансированность местных бюджетов.
Проблема
учета и распределения
Сложившаяся модель распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы предполагает особую значимость различных видов финансовой помощи вышестоящих бюджетов нижестоящим.
Всего три четверти регионов являются дотационными.
Важной
проблемой в сфере
Информация о работе Актуальные проблемы совершенствования бюджетного процесса