Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 08:01, курсовая работа
Актуальность проблемы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.
Объект рассмотрения – предприятие, предмет управления – затраты предприятия. Логика работы обусловлена задачами, которые стоят перед предприятием и решение которых является основной целью управления затратами.
В соответствии с функциями управления выделяются три вида экономического анализа, которые присущи и анализу затрат на производство и реализацию продукции: перспективный, текущий (ретроспективный) и оперативный анализ.
Перспективный анализ позволяет выявить наиболее вероятные пути развития предприятия, факторы и резервы производства, способные обеспечить повышение экономических результатов в прямой перспективе, создает базу для сравнения вариантов разрабатываемого плана с точки зрения обеспечения его необходимыми ресурсами.
Отдельные элементы перспективного анализа находят применение в текущем и оперативном анализе и управлении, когда речь идет о подготовке упреждающей информации.
Текущий анализ проводится на основе итоговых результатов работы предприятия за отчетный период (месяц, квартал, год).
Задачами текущего анализа являются:
Информационной базой текущего анализа служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет.
Для текущего анализа требуется обширная информация не только о плановых и отчетных значениях показателей себестоимости, но и о нормах расхода материалов, заработной платы и других элементов себестоимости. Поэтому текущий анализ и контроль, как правило, осуществляются синхронно с планированием на базе его информационной среды.
Оперативный анализ проводится с целью оценки краткосрочных изменений в производственных процессах, достижения максимальной экономии живого овеществленного труда в быстро меняющихся хозяйственных ситуациях.
Задачи оперативного анализа:
Оперативный анализ максимально приближен к производственным процессам. Его информационной базой служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет. Его объектами являются обеспеченность материальными ресурсами, использование рабочего времени и персонала, использование производственного оборудования, уровень производственного брака, непроизводственных потерь и затрат, размеры и динамика производственных запасов, остатков готовой продукции и незавершенною производства, расходы по оплате груда, уровень затрат на производство отдельных изделий, узлов, деталей, услуг, работ.
Затраты на производство и реализацию продукции анализируются по следующим основным направлениям:
2.2 Анализ сметы затрат на производство продукции
Анализ затрат на производство продукции начинается с анализа сметы затрат. В смету затрат на производство продукции включаются все затраты, необходимые для производства запланированного объема продукции, сгруппированные по признаку однородности, независимо от места их применения и сферы назначения.
Смета затрат по предприятию в целом формируется на основе смет затрат основных подразделений (центров затрат), в которых, в свою очередь, учитывались сметы вспомогательных и обслуживающих цехов.
Элементами сметы являются: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Поэтому группировка по экономическим элементам используется для планирования снабжения производства материалами, анализа процесса производства, регулирования фонда оплаты труда и объема денежных средств, участвующих в расчетах предприятия.
Взаимосвязь сметы затрат на производство со всеми ее составляющими элементами, а также с другими разделами плана (бюджета) работы предприятия в целом была представлена на рисунке.
Как видно из рисунка, смета затрат на производство формируется на основе смет затрат материалов, сметы трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Используя данные о производственной себестоимости и добавив информацию об административных и коммерческих расходах, определяют общие затраты на производство и реализацию продукции. Выручка от продаж (бюджет продаж) за минусом затрат на производство и реализацию продукции формирует план прибылей и убытков, на основе которого, а также сметы денежных средств и бюджета капитальных затрат
составляется прогнозный бухгалтерский баланс - конечный продукт всего процесса составления плана (бюджета).
Для принятия оптимальных решений по оперативному управлению производством и сбытом продукции, обеспечения контроля за затратами на производство и на реализацию продукции и снижения издержек как важнейшего фактора роста прибыли от продаж необходимо систематическое сопоставление данных о фактических затратах на производство со сметными и с данными за период, предшествующий отчетному.
На динамику затрат на производство оказывают влияние два фактора: структурные изменения в ассортименте выпускаемой продукции и изменения объема выпуска. Влияние первого фактора тем меньше, чем меньше период анализа. Поэтому наиболее эффективны динамические сравнения за минимальные промежутки времени. В примере сравниваются сметные затраты с фактическими за месячный период, что в определенной степени элиминирует влияние ассортиментных сдвигов.
Влияние второго фактора (изменение объемов производства — за период, предшествующий отчетному, или по сравнению со сметным) может быть устранено путем корректировки затрат предшествующего и сметного периодов на фактическую величину объема производства в отчетном периоде
Результаты
сопоставления фактических
Алгоритмы, используемые в расчетах, можно представить следующим образом:
а) абсолютные
отклонения:
гр. 13 = гр. 5- гр. 3;
гр. 15 = гр. 5 - гр. 4; гр. 17 = гр. 5 - гр. 9; гр. 19 = гр. 5-гр. 10.
б) расчет
относительных отклонений:
гр. 14 = гр. 13/итог гр. 3 х 100;
гр. 16 = гр. 15/итог гр. 4 х 100;
гр. 18 = гр. 17/итог гр. 9 х 100;
гр.
20 = гр. 19/итог гр. 10 х 100.
Если проанализировать данные о затратах в целом (стр. 6 граф 3, 4, 5), то по отчету за июнь они снижаются по сравнению со сметной величиной, но остаются выше базового периода.
Совершенно другая картина предстанет, если проанализировать затраты соответствующих периодов, скорректированные на объемы производства. Можно признать, что достоверную информацию дает сопоставление данных графы 5 (фактические затраты) и графы 10 (затраты по смете, скорректированные на объем производства). Сравнив эти данные, мы увидим, что вместо экономии фактических затрат (-45,0 млн руб., стр. 6 графы 15) имеет место перерасход (+235 млн руб., стр. 6 граф 5-10). Это подтверждает сделанный ранее вывод, что сопоставимыми относительно ассортиментных сдвигов являются затраты фактического и сметного периодов.
2.3 Анализ сметы затрат подразделений предприятия - центров затрат
Общая смета затрат на производство и реализацию продукции разрабатывается на основе смет затрат внутренних подразделений - центров ответственности, которые подразделяются на центры затрат, центры прибыли, центры инвестиций. Поэтому анализ общей сметы затрат на производство и реализацию продукции дополняется анализом смет затрат по центрам затрат.
Процесс сравнения сметных затрат с фактическим называют отчетом об исполнении сметы. В отчет об исполнении сметы, так же как и при ее составлении, включаются лишь те затраты, которые подконтрольны данному центру затрат и на динамику которых этот центр может оказать влияние. Например, ответственность за количество используемого сырья несет руководитель производственного цеха (участка), но служащий отдела снабжения будет отвечать за цену этого сырья. На практике бывает трудно определить ответственное лицо. В частности, чрезмерные потери сырья и материалов могут возникнуть из-за небрежной разгрузки и транспортировки материалов производственным цехом или из-за закупки материалов низкого качества отделом снабжения. Тем не менее различия между фактическими и сметными затратами должны быть отражены в отчете, чтобы можно было выявить причины отклонения, установить ответственных лиц и принять корректирующие меры.
Отчетность содержит информацию об отклонениях фактических затрат от сметных, что дает возможность реализовать принцип управления по отклонениям. Имеется в виду, что при нормальном ходе производства руководитель более высокого уровня не вникает в текущую деятельность центра затрат на более низком уровне. Такая потребность появляется лишь в случае, когда на нижнем уровне управления возникает отклонение от заданного параметра.
Взаимосвязанная отчетность различных уровней управления, рассматриваемых в качестве центров затрат, представлена в таблице.
Исходным является отчет об исполнении сметы производственного подразделения (механообрабатывающего), помещенный в нижней части таблицы, который представляется на верхний уровень управления - в цех № 1, где собираются все отчеты входящих в этот цех производственных подразделений, и составляется отчет цеха с включением в него дополнительно расходов, возникающих на этом уровне. И так по каждому цеху. Отчеты об исполнении смет по цехам, входящим в состав предприятия А, объединяются в отчет с включением в него затрат, связанных с деятельностью этого предприятия в целом, и данная смета представляется на высший уровень управления, как и по другим предприятиям, для расчета общего отчета об исполнении сметы затрат.
Наряду с суммарными величинами в отчетах указываются статьи, по которым отмечены особо плохие или особо хорошие результаты (неблагоприятные или благоприятные). Кроме того, может приводиться расшифровка причин возникших отклонений, а также меры, принятые для ликвидации последствий. Как видно из таблицы, на более высоких уровнях управления отчеты менее детализированы, а на самом низшем уровне отчеты содержат детализированную информацию об издержках производства.
Таблица 1 - Отчеты об исполнении сметы затрат центрами затрат (в руб.)
Отчет вице-президенту по производству об исполнении общей сметы | ||||||
Контролируемые затраты | По смете | Фактические | Отклонение | |||
Предприятие А | 453 900 | 460 700 | 6800 (Н) | |||
Предприятие Б | X |
|
X | |||
Предприятие С | X |
|
X | |||
Общехозяйственные расходы | 55 000 | 66 400 | 11 400 (Н) | |||
Коммерческие расходы | 14 000 | 12 100 | 1900 (Б) | |||
Итого: | 1 800 000 | 1 957 000 | 157 000 (Н) | |||
Отчет руководителя производства об исполнении сметы предприятием А | ||||||
Общепроизводственные расходы по предприятию А | 34 000 | 32 800 | 1200 (Б) | |||
цех № 1 | 170 000 | 181 000 | 11 000 (Н) | |||
цех № 2 | X |
|
||||
цех № 3 | X |
|
||||
Итого: | 453 900 | 460 700 | 6800(Н) | |||
Отчет производственного менеджера об исполнении сметы цеха № 1 | ||||||
Расходы цеха: | ||||||
Заработная плата управленческого персонала цеха 1 | 15 670 | 16 900 | 1230 (Н) | |||
Прочие | 1250 | 998 | 252 (Б) | |||
Подразделения: механообрабатывающее | 67 000 | 75 400 | 8400 (Н) | |||
отделочное | X |
|
X | |||
сборочное | X |
|
X | |||
Итого: | 170 000 | 181 000 | 11 000(Н) | |||
Отчет мастера об исполнении сметы механообрабатывающего подразделения | ||||||
Материалы | 30 100 | 33 200 | 3100 (Н) | |||
Заработная плата основных производственных рабочих | 20 700 | 22 400 | 1700 (Н) | |||
Заработная плата обслуживающего персонала | 10 400 | 11 800 | 1400 (Н) | |||
Вспомогательные материалы | 4700 | 5200 | 500 (Н) | |||
Прочие | 1100 | 2800 | 1700 (Н) | |||
Итого: | 67 000 | 75 400 | 8400 (Н) |
Информация о работе Анализ затрат на производство и реализацию продукции