Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:10, курсовая работа
Актуальность данной темы «Бюджетное устройство», так как, бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением − с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.
Введение 3
1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы 4
1.1. Бюджетное устройство унитарных государств 10
1.2. Бюджетное устройство федеративных государств 13
2. Бюджетные права в РФ 17
3. Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам 46
Заключение 53
Список литературы 55
Программа
разделения доходов определила принцип
разделения полномочий между центральным
правительством и властями штатов в
сфере финансов, основанный на главенстве
федерации. В ФРГ федеральный
бюджет непосредственно связан с
бюджетами земель, которым средства
перечисляются в форме дотаций.
Последние передают соответствующие
суммы общинам. Особенность формирования
ресурсов бюджетной системы ФРГ
состоит в том, что поступления от подоходного
налога делятся между федеральным бюджетом
(42,5%), бюджетом соответствующей земли
(42,5%) и местным бюджетом (15%), а от налогов
на прибыль корпораций — между федеральным
бюджетом (50%) и бюджетами земель (50%).
Нормы
бюджетного права по своему содержанию
подразделяются на материальные и процессуальные1.
Бюджетные материальные нормы закрепляют
структуру бюджетной системы
Российской Федерации, перечень доходов
и расходов бюджетов, распределение
их между различными бюджетами и
т. д. К бюджетным процессуальным
нормам относятся нормы, регламентирующие
порядок составления, рассмотрения,
утверждения и исполнения бюджетов
государства и местных
Субъект
бюджетного правоотношения либо принимает
участие в распределении
Содержание
бюджетных прав РФ обусловлено ее
суверенитетом, распространяющимся на
всю территорию России. Принадлежность
бюджетных прав суверенному государству
придает им особый характер, отличает
их от прав других субъектов. Роль бюджетных
Посредством бюджетных прав РФ проводится
единая бюджетно-финансовая политика
на территории всей страны и в конечном
итоге - единая социально-экономическая
политика.Эти права создают финансовые
возможности для координации и объединенных
действий России в рамках СНГ, а также для
выполнения международных обязательств
иного масштаба.
Бюджетные права РФ закреплены в ряде
статей Конституции РФ, а также в текущем
законодательстве.
В
области регулирования
Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• разграничения
(закрепления на постоянной основе
и распределения по временным
нормативам) регулирующих доходов по
уровням бюджетной системы
• равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
• равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты.
В
основе процесса распределения расходов
и доходов между звеньями бюджетной
системы заложен принцип
Бюджетным
кодексом РФ (ст.48) установлено, что
при распределении налоговых
доходов по уровням бюджетной
системы налоговые доходы бюджетов
субъектов РФ должны составлять не
менее 50% от суммы доходов
Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.
Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.
Это налоговые
доходы, закрепленные за соответствующими
бюджетами, бюджетами государственных
внебюджетных фондов законодательством
Российской Федерации, и неналоговые
доходы, определенные нормативными актами,
а также безвозмездные
Собственные
доходы составляют меньшую часть
доходов территориальных
Регулирующие
доходы бюджетов — это федеральные
и региональные налоги и иные платежи,
по которым устанавливаются
В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.
К регулирующим
доходам территориальных
Субвенция
— это средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной
системы или юридическому лицу на
безвозмездной и безвозвратной
основах для осуществления
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.
Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Нужно
отметить, что дотация, субвенция
и субсидия как методы наделения
финансовыми ресурсами
Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.
Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование до ходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.
Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В по рядке взаимных расчетов часть средств передается из выше стоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах. Так, если в 1997 г. в территориальные бюджеты поступило из федерального бюджета 22263 млрд. руб., то передано федеральному бюджету 214 млрд. руб. Следовательно, 22049 млрд. руб. осело в до ходах территориальных бюджетов.