Бюджетное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы «Бюджетное устройство», так как, бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением − с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Содержание

Введение 3
1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы 4
1.1. Бюджетное устройство унитарных государств 10
1.2. Бюджетное устройство федеративных государств 13
2. Бюджетные права в РФ 17
3. Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам 46
Заключение 53
Список литературы 55

Работа состоит из  1 файл

бюджетное устройство.docx

— 74.35 Кб (Скачать документ)

     В значительной степени этот вид доходов  в последние десятилетия заменял  прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных  бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов  и налогов, трансферты, дотации, субвенции  и субсидии заранее планируются  в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую  зависимость от вышестоящих бюджетов.

     Бюджетные права являются неотъемлемым элементом правового статуса любого субъекта бюджетного права. Через систему этих прав определяются участие субъектов в формировании бюджетной системы и их взаимоотношения в осуществлении бюджетной деятельности.

     Основными актами, определяющими бюджетные  права Российской Федерации, ее субъектов  и органов местного самоуправления, являются законы «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  Российской Федерации» и «Об основах  бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», а также законы республик в составе РФ и решения  представительных органов власти других субъектов РФ, принятые ими в соответствии с российскими основами бюджетного законодательства.

     Кроме того, бюджетные права регламентируются и всеми другими правовыми  актами, которые выступают в качестве источников бюджетного права.

     В зависимости от группы бюджетных  правоотношений, в рамках которых  реализуются бюджетные права  субъектов, они могут быть материального  и процессуального характера. По субъективному составу бюджетные  права могут принадлежать как  конкретным представительным и исполнительным органам власти разного уровня, так  и государству в целом, административно-территориальным  образованиям.

     Распределение бюджетных прав по вертикали, т.е. между  представительными и исполнительными  органами власти разного уровня, ровно  как и между Российской Федерацией и ее субъектами, основано на конституционных  нормах и договорах о разграничении  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной  власти и органами власти субъектов  Федерации. Вертикальное распределение  бюджетных прав между выше- и нижестоящими субъектами тесно связано с государственным  суверенитетом соответствующих  субъектов.

     Под бюджетными правами Российской Федерации  и административно-территориальных  образований понимается совокупность их прав и обязанностей в области  бюджетной деятельности, осуществляемых соответствующими представительными  и исполнительными органами власти. Бюджетные права Российской Федерации, исходя из особенностей ее бюджетно-правового статуса, можно подразделить на две группы:

     1) бюджетные права Российской Федерации  как суверенного, единого и  неделимого федеративного государства;

     2) бюджетные права Российской Федерации  в отношении собственного и  нижестоящего бюджетов.

     Первая  группа бюджетных прав основана на конституционных нормах, устанавливающих, что суверенитет Российской Федерации  распространяется на всю ее территорию и что в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование. Российская Федерация имеет такие бюджетные права, которые распространяются на все ее субъекты и органы местного самоуправления.

     К бюджетным правам Российской Федерации  как единого и неделимого суверенного  федеративного государства можно  отнести:

     • установление видов бюджетов, порядка  и принципов их объединения в  бюджетной системе РФ;

     • определение видов расходов, включаемых в бюджет текущих расходов и в  бюджет развития;

     • определение состава доходных источников, поступающих в бюджеты субъектов  РФ и местные бюджеты;

     • установление общего порядка формирования расходной части бюджетов разного  уровня;

     • установление общего порядка и принципов  распределения доходов в бюджетной  системе РФ;

     • утверждение единых бюджетных классификаций, действующих на всей территории РФ, и их виды;

     • установление принципов и основ  организации бюджетного процесса в  РФ независимо от уровня его осуществления;

     • установление основ бюджетных прав субъектов РФ и органов местного самоуправления; принципов бюджетных  взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами;

     • осуществление методического руководства  в бюджетной деятельности и контроля за соблюдением федерального бюджетного законодательства на всей территории Российской Федерации;

     • установление общей системы мер  по сбалансированию бюджетов всех уровней;

     • составление консолидированного бюджета  Российской Федерации.

     Вторая  группа бюджетных прав включает права  по формированию, распределению и  использованию федерального бюджета  и права по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня, а именно право на:

     • свой бюджет;

     • получение закрепленных доходов, включаемых в федеральный бюджет;

     • определение направлений использования  федерального бюджета и объемов  бюджетных средств по этим направлениям;

     • организацию и осуществление  бюджетного процесса;

     • установление предельного размера  дефицита федерального бюджета и  разработку мер по его сокращению на стадии исполнения;

     • утверждение перечня защищенных статей текущих расходов федерального бюджета;

     • утверждение оборотной кассовой наличности в составе федерального бюджета;

     • образование резервных и иных целевых фондов в составе федерального бюджета;

     • законодательное регулирование  всех вопросов по формированию, распределению  и использованию федерального бюджета;

     • утверждение порядка реализации стадий бюджетного процесса на федеральном  уровне;

     • определение перечня регулирующих источников доходов в составе  доходов федерального бюджета;

     • уточнение статей доходов и расходов по федеральному бюджету в процессе его исполнения;

     • введение механизма секвестра по федеральному бюджету;

     • утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.

     Бюджетные права Российской Федерации по отношению  к бюджетам ее субъектов включает:

     • утверждение дифференцированных или  единых нормативов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их в государственные  бюджеты субъектов РФ;

     • определение размеров субвенций  для передачи в бюджеты субъектов  РФ, а также целевых направлений  использования и иных условий  их предоставления;

     • определение размеров дотаций, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты  субъектов РФ;

     • принятие специального законодательства, регулирующего порядок предоставления дотаций и субвенций из федерального бюджета и их использование;

     • закрепление за бюджетами субъектов  Российской Федерации на срок не менее  чем пять лет любых регулирующих доходов и передача в эти же бюджеты своих закрепленных доходов  в целях обеспечения гарантированного уровня доходной части минимальных  бюджетов нижестоящего территориального уровня;

     • определение расходной части  минимального бюджета субъектов  РФ, гарантируемой своими финансовыми  возможностями;

     • осуществление контроля в рамках своих полномочий за соблюдением  субъектами РФ федерального законодательства;

     • возмещение выпавших доходов и ущерба, причиненного бюджетами субъектов  РФ в результате своих правомерных  и неправомерных действий.

     Статья 7 Бюджетного кодекса РФ в области  регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации  относит:

     • установление общих принципов организации  и функционирования бюджетной системы  РФ;

     • разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной  системы, а также распределение  в порядке межбюджетного регулирования  от федеральных налогов и сборов и иных доходов федерального бюджета  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы РФ;          • разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

     • определение основ составления  и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, их утверждения и исполнения, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

     • определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ;

     • определение основ осуществления  государственных и муниципальных  заимствований, а также основ  управления государственным и муниципальным  долгом;

     • установление порядка составления  и рассмотрения проекта федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов  об исполнении федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

     • составление и рассмотрение проекта  федерального бюджета, утверждение  и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением  и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

     • установление федеральными законами порядка  осуществления заимствований Российской Федерации, субъектами Российской Федерации  и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления;

     • осуществление государственных  заимствований Российской Федерации  и предоставление кредитов иностранным  государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;

     • установление порядка формирования доходов федерального бюджета и  бюджетов государственных внебюджетных фондов;

     • осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

     • установление порядка и условий  предоставления финансовой помощи и  бюджетных ссуд из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации  и местным бюджетам;

     • предоставление финансовой помощи и  бюджетных ссуд из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации  и местным бюджетам;

     • установление общих принципов и  условий предоставления бюджетных  кредитов;

     • установление минимальных государственных  социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных  государственных или муниципальных  услуг;

     • утверждение бюджетной классификации  РФ;

     • установление единых форм бюджетной  документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ;

     • формирование, обеспечение погашение  и обслуживание внешнего долга, определение  перечня и порядка осуществления  государственных внешних заимствований;

Информация о работе Бюджетное устройство