Бюджетное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы «Бюджетное устройство», так как, бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением − с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.

Содержание

Введение 3
1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы 4
1.1. Бюджетное устройство унитарных государств 10
1.2. Бюджетное устройство федеративных государств 13
2. Бюджетные права в РФ 17
3. Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам 46
Заключение 53
Список литературы 55

Работа состоит из  1 файл

бюджетное устройство.docx

— 74.35 Кб (Скачать документ)
fy">     • приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца. Действия органов  и должностных лиц органов  Федерального казначейства могут быть обжалованы в установленном порядке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Взаимоотношения звеньев бюджетной  системы по доходам  и расходам

     Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

     Межбюджетные  отношения — это отношения  между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные  с формированием и исполнением  соответствующих бюджетов.

     Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

     • распределения и закрепления  расходов бюджетов по определенным уровням  бюджетной системы Российской Федерации;

     • разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным  нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

     • равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, равенства бюджетных  прав муниципальных образований;

     • выравнивания уровней минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований;

     • равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с  федеральным бюджетом, равенства  местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

     В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов  РФ и из бюджетов субъектов РФ –  в местные бюджеты.

     В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной  системы заложен принцип равенства  бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных  бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование  единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

     Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что  при распределении налоговых  доходов по уровням бюджетной  системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

     Распределение главных бюджетов налогов между  звеньями бюджетной системы иллюстрирует таблица 3.

     Таблица 3. 1

     Распределение основных налогов между Федеральным, региональными и местными бюджетами  России (%)

№п/п Наименование  налога Федеральный бюджет Региональные  бюджеты Местные бюджеты
1 Налог на прибыль 33 40 27
2 НДС 66 21 13
3 Акцизы 84 13 3
4 Подоходный  налог с физических лиц 9 24 67
5 Налог на имущество  физических лиц   4 96
6 Налог на имущество  юридических лиц   44 56
7 Плата за недра      
8 Земельные налоги и арендная плата за землю 26 25 49
 

     Для обеспечения расходов территориальных  бюджетов (республиканских, республик  в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие  доходы.

     Доходы  территориальных бюджетов состоят  из собственных и регулирующих.

     Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или  частично за соответствующими бюджетами  законодательством Российской Федерации.

     Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами  государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные  перечисления.

     Собственные доходы составляют меньшую часть  доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных  бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования  передаются регулирующие доходы.

     Регулирующие  доходы бюджетов — это федеральные  и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы  отчислений (в процентах) в бюджеты  субъектов Российской Федерации  иди местные бюджеты на очередной  финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

     В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса  РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.

     К регулирующим доходам территориальных  бюджетов относятся также трансферты — средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

     Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования  территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

     Дотация — это средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы на безвозмездной и безвозвратной  основах для покрытия текущих  расходов.

     Субвенция — это средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной  основах для осуществления целевых  расходов.

     В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса  в случае нецелевого использования  субвенций и субсидий и нарушения  сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.

     Субсидия  — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     Нужно отметить, что дотация, субвенция  и субсидия как методы наделения  финансовыми ресурсами территориальных  бюджетов несовершенны. Эти источники  бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций  иждивенческое настроение. Такая  практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает  их воздействие на экономические  процессы на территории и уменьшает  на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет  финансовый контроль.

     Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и  субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных  бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению  проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.

     Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и  субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где  в силу сложившихся условий и  проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический  потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование до ходов. Местные же источники не в состоянии  обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и  поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные  центры и др. Субвенции же следует  выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление  которых на местах не хватает средств.

     Помимо  отчислений от государственных доходов  и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных  бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В по рядке взаимных расчетов часть средств передается из выше стоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих  бюджетах. Так, если в 1997 г. в территориальные  бюджеты поступило из федерального бюджета 22263 млрд. руб., то передано федеральному бюджету 214 млрд. руб. Следовательно, 22049 млрд. руб. осело в до ходах территориальных  бюджетов. В значительной степени этот вид доходов в последние десятилетия заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации, субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов.

     Схема собственных и регулирующих доходов  территориальных бюджетов.

     
     

     
     
     
     

     
     
     
     
     
     
     

    Схема 1: Собственные и регулирующие доходы территориальных бюджетов

     Таким образом, определены права местных органов власти в области планирования материально-технического снабжения, оговорено участие во внешнеэкономических связях. Местным органам власти в распределении и использовании своих финансовых ресурсов предоставлены следующие права: самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов; в пределах имеющихся средств увеличивать сверх централизованно устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов; устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды.

     Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации обеспечивают муниципальным образованиям (городам, районам, поселкам, селам) минимальные  местные бюджеты; минимально необходимые  расходы местных бюджетов устанавливаются  законами субъектов Российской Федерации  на основе нормативов минимальной бюджетной  обеспеченности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

     На  основе проведенного исследования можно  сделать следующие выводы.

     Как экономическая категория бюджетные  отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции  финансов. Бюджет представляет собой  форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства.

     Бюджету принадлежит ведущее положение  в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных  отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями и  населением − с другой, которые  связаны с формированием и  использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Информация о работе Бюджетное устройство