Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:10, курсовая работа
Актуальность данной темы «Бюджетное устройство», так как, бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением − с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.
Введение 3
1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы 4
1.1. Бюджетное устройство унитарных государств 10
1.2. Бюджетное устройство федеративных государств 13
2. Бюджетные права в РФ 17
3. Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам 46
Заключение 53
Список литературы 55
Средства
инвестиционного бюджета
Специальные
счета открываются для
Таким образом, структура бюджетов в зарубежных странах носит неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера.
Построение бюджетных систем в развитых зарубежных странах основывается на специальных принципах. Важнейшие из них: единство, полнота, реальность и гласность.
Принцип
единства бюджетной системы
В унитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах — не включаются в бюджет членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.
На
первых этапах развития бюджета бюджетная
система многих стран характеризовалась
зависимостью государственного бюджета
от местных финансов. Например, правительство
США до принятия конституции 1787 г. не
имело собственных источников доходов
и покрывало свои расходы за счет
взносов отдельных штатов. С усилением
центральной власти значение государственного
бюджета стало возрастать. После
второй мировой войны процесс централизации
бюджетной системы как в федеративных,
так и в унитарных государствах резко
усилился, что повлекло за собой значительное
увеличение объема государственного бюджета
и изменение соотношения между отдельными
звеньями бюджетной системы. В результате
опережающих темпов роста доходов центральных
бюджетов по сравнению с темпами роста
доходов местных бюджетов существенно
возрос удельный вес государственного
бюджета в общем объеме ресурсов бюджетной
системы. По расходам, наоборот, наблюдается
другая тенденция — увеличение удельного
веса в общей сумме расходов бюджетной
системы местных бюджетов, на которые
правительство перекладывает значительную
часть затрат на развитие экономической
и социальной инфраструктуры, а также
часть расходов на воспроизводство квалифицированной
рабочей силы.
1.1.
Бюджетное устройство
унитарных государств
В
унитарных государствах бюджетная
система представляет собой совокупность
бюджетов всех территориально-
Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. В современных условиях значение государственного бюджета, как было отмечено выше, возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы, такие, как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от государственных предприятий. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций. Это — военные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным долгом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.
Система
местных бюджетов также определяется
государственным устройством и
соответствующим
Местные
бюджеты обособлены и функционируют
автономно. Они составляются, утверждаются
и исполняются соответствующими
местными властями и формально не
связаны с государственным
В результате взаимодействия центральных и местных властей местные бюджеты выступают проводниками экономической и социальной политики правительства, служат вспомогательным звеном в финансовой системе зарубежного государства. Они используются для реализации задач, которые центральные власти перекладывают на местные органы управления в целях большего маневрирования, освобождения от второстепенных проблем, вовлечения местных финансов в решение общенациональных задач.
Доходы местных бюджетов формируются за счет закрепления за ними второстепенных налогов. К их числу относятся поимущественный, промысловый, поземельный, некоторые виды косвенных налогов, надбавки к государственным, различные сборы, поступления от муниципальной собственности. Для покрытия бюджетных дефицитов региональные органы власти прибегают к местным займам, которые в современных условиях получили широкое распространение.
Расходы
местных бюджетов, помимо затрат, связанных
с административной деятельностью
местных властей и управлением
местным хозяйством, включают расходы
по просвещению и здравоохранению.
Кроме того, в настоящее время
они все больше подключаются к
финансированию развития производственной
инфраструктуры, государственного регулирования
размещения трудовой занятости.
1.2.
Бюджетное устройство
федеративных государств
В
федеративных государствах бюджетная
система включает три звена: государственный
(федеральный) бюджет, бюджеты членов
федерации и местные бюджеты.
Бюджетная система США, например,
имеет федеральный бюджет, бюджеты
пятидесяти штатов и более 80 тыс. бюджетов
местных административных подразделений
(3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов,
17 тыс. городов и тауншипов, 15 тыс.
школьных и 29 тыс. специальных округов).
В ФРГ бюджетная система
По
такому же принципу построены бюджетные
системы и в других федеративных
государствах. В современных условиях,
когда наблюдается тенденция
к централизации власти и управления,
роль членов федерации в формировании
общенациональной политики, решении
общегосударственных задач
Распределение и закрепление функций, а также доходов и расходов между отдельными властями и звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов. Главные внешние и внутренние государственные обязательства возлагаются на федеральное правительство. Оно осуществляет международные связи, оборону страны, макро-регулирование экономических и социальных процессов, развитие связи, финансирование науки, управление государственным долгом, эмиссию денег.
За федеральным бюджетом закреплены основные налоги. В США, например, на долю федерации приходится порядка 60% поступлений от индивидуального подоходного налога и налога на прибыль корпораций. В то же время доля акцизов в федеральном бюджете снизилась с 13% в 1960 г. до 3,5% в 1990 г. Большая часть акцизов служит источником доходов штатов и местных органов власти.
На федеральный бюджет возложены важнейшие расходы. Среди них: военные, экономические, часть социальных, выплата процентов по государственному долгу, административные. В федеральном бюджете ФРГ значительное место занимают также расходы, связанные с участием страны в ЕС. В середине 90-х гг. платежи ФРГ в фонды ЕС составляли более 5% всех расходов.
В круг задач членов федерации входит административное управление, стимулирование сельскохозяйственной и промышленной деятельности, решение социальных вопросов, ряд из которых находится в совместной компетенции федерации.
Доходы бюджетов членов федерации состоят из налогов, поступлений от принадлежащего им имущества, средств, привлекаемых за счет выпуска займов.
В бюджетах земель ФРГ главное место принадлежит прямым налогам} Среди них выделяется подоходный, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства.
Главными
доходными источниками
Расходы
бюджетов членов федерации связаны
с осуществлением экономической
и социальной деятельности, оказанием
финансовой помощи сельскому хозяйству
и отдельным отраслям промышленности,
с содержанием
Функции местных органов власти, состав доходов и расходов их бюджетов остаются в условиях федерации такими же, как в унитарном государстве.
Взаимоотношения отдельных звеньев бюджетной системы в федеративных государствах также имеют свои особенности. Например, в США в основном имеет место одностороннее движение средств из вышестоящего бюджетного звена в нижестоящее. Из федерального бюджета средства поступают в бюджеты штатов и местные бюджеты главным образом в виде субвенций. Одной из форм финансовых связей между центральным правительством и местными органами власти стали «блоки» и программы «разделения доходов», получившие развитие в первой половине 70-х гг.
Блоки — это федеральные субсидии, предоставляемые штатам и местным органам власти с широким кругом функций для использования в определенной законом области (здравоохранение, обеспечение занятости, жилищное строительство и др.). Отличие блоков от субвенций состоит в том, что в пределах одной из указанных сфер получатели имеют право расходовать их самостоятельно.