Бухгалтерский баланс, его структура, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение формирования финансовой отчетности в части бухгалтерского баланса в ОАО «Алтай- Лада».
Для этого необходимо выполнить следующие задачи исследования:
 определить сущность понятия, построение и содержание бухгалтерского баланса;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Баланс как основная форма финансовой отчетности…………………….…..5
1.1. Понятие, построение и содержание бухгалтерского баланса.………….….....5
1. 2. Виды и классификация бухгалтерских балансов…………………………11
1.3. Оценка основных статей бухгалтерского баланса………………………..18
1.4. Историческое развитие базовой формы и экономической интерпретации бухгалтерского баланса…………………………………………………………38
2. Формирование финансовой отчетности в части бухгалтерского баланса в ОАО «Алтай- Лада»……………………………………………………………..
2.1. Краткая характеристика предприятия…….…..…………………………...
2.2. Подготовительные мероприятия при составлении формы №1…………..
2.3. Основные правила формирования статей баланса, их оценка и содержание в ОАО «Алтай-Лада
Заключение………………………………………………………….……………
Список литературы ………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 279.00 Кб (Скачать документ)


4

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

 

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Экономический факультет

Кафедра «Бухгалтерского учета, аудита и анализа»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Бухгалтерский баланс, его структура, содержание»

 

по дисциплине: «Бухгалтерская финансовая отчетность»

 

 

Выполнил:        студент

курс 3  группа              

                           

             

Научный руководитель             

к.э.н., доцент:                           

Рудакова.                           

             

«___» ________2006год

Оценка _____________

 

 

Барнаул 2006


Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Баланс как основная форма финансовой отчетности…………………….…..5

1.1. Понятие, построение и содержание бухгалтерского баланса.………….….....5

1. 2. Виды и классификация бухгалтерских балансов…………………………11

1.3. Оценка основных статей бухгалтерского баланса………………………..18

1.4. Историческое развитие базовой формы и экономической интерпретации бухгалтерского баланса…………………………………………………………38

2. Формирование финансовой отчетности в части бухгалтерского баланса в ОАО «Алтай- Лада»……………………………………………………………..

2.1. Краткая характеристика предприятия…….…..…………………………...

2.2. Подготовительные мероприятия при составлении формы №1…………..

2.3. Основные правила формирования статей баланса, их оценка и содержание в ОАО «Алтай-Лада

Заключение………………………………………………………….……………

Список литературы ……………………………………………….…………..…


Введение

В экономике, как и в других сферах человеческой деятельности, общепринятым является постоянное стремление к соответствию между потребностями и возможностями их удовлетворения. Такая взаимосвязь предполагает сбалансированность.

Бухгалтерский баланс является старейшей формой отчетности (его составляли еще итальянские купцы эпохи Возрождения). Баланс - главный источник информации об имущественном положении организации.

Основная задача бухгалтерского баланса – показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем. Баланс позволяет получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о состоянии расчетов, и об инвестициях. Данные баланса широко используются для последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками, поставщиками и другими кредиторами.

Темой курсовой работы является бухгалтерский баланс, его структура и содержание.

Целью работы является изучение формирования финансовой отчетности в части бухгалтерского баланса в ОАО «Алтай- Лада».

Для этого необходимо выполнить следующие задачи исследования:

      определить сущность понятия, построение и содержание бухгалтерского баланса;

      рассмотреть виды и классификацию бухгалтерских балансов;

      изучить историческое развитие базовой формы и экономической интерпретации бухгалтерского баланса;

      рассмотреть подготовительные мероприятия при составлении формы №1.

      изучить особенности составления баланса в ОАО «Алтай - Лада»за 2005 год.

Предметом исследования является бухгалтерский баланс, его структура и содержание.

Объектом исследования является деятельность ОАО «Алтай - Лада» за 2005 год.

Для выполнения данной работы были использованы следующие основные источники:

1.            Работы отечественных авторов по данной теме.

2.            Периодическая печать: журналы «Бухгалтерский учёт», «Аудит и налогообложение».

3.            Нормативно – правовое законодательство.

Курсовая работа состоит из двух глав.

В первой главе рассматривается понятие, построение и содержание бухгалтерского баланса, виды и классификация бухгалтерских балансов и историческое развитие базовой формы и экономической интерпретации бухгалтерского баланса.

Во второй главе даётся краткая характеристика исследуемого объекта,  рассматривается, какие подготовительные мероприятия проводятся при составлении формы №1 и приводится анализ финансового положения ОАО «Алтай – Лада».


I. Баланс как основная форма финансовой отчетности.

 

1.1.           Понятие, построение и содержание бухгалтерского баланса.

Имущество организации и ее обязательства непрерывно участвуют в сфере производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оцен­ку за отчетный период, а также оперативно руководить органи­зацией, управлять финансово-хозяйственной деятельностью, необходимо располагать обобщенными данными о ее имущест­ве и обязательствах. Такое обобщение достигается в процессе составления бухгалтерского баланса.

Слово «баланс» происходит от двух латинских слов: bis – два и lans – чаши, т.е. баланс в этимологическом смысле означает двухчашечные весы.

Бухгалтерский баланс - важнейший источник информа­ции о финансовом положении организации за отчетный пери­од. Он позволяет определить состав и структуру имущества ор­ганизации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и другие заинтересованные стороны, связанные с управлением имуществом, с состоянием организации, показы­вает, чем владеет собственник, т.е. каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса. По бухгалтерскому балансу можно определить, сумеет ли ор­ганизация в ближайшее время оправдать взятые на себя обя­зательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами или ей угрожают финансовые за­труднения. Разумеется, бухгалтерский баланс не в состоянии охватить весь объем информации о деятельности организации, поэтому недостающая часть информации представляется в других формах отчетности. Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми инспекциями и налоговой полицией, кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями.

Следовательно, бухгалтерский баланс, являясь источни­ком информации, представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования (соб­ственные и заемные обязательства), выраженным в денеж­ной оценке и составленным на определенную дату.

По своему строению баланс представляет собой двухсторон­нюю таблицу. Левая часть, в которой отражается предметный состав, размещение и использование имущества организации, называется активом баланса. В бухгалтерском балансе актив признается тогда, когда в будущем вероятно получение органи­зацией экономических выгод от этого актива и когда их стоимость может быть измерена с достаточной степенью надеж­ности. Правая часть называется пассивом баланса и показыва­ет величину средств, вложенных в хозяйственную деятель­ность организации, форму его участия в создании имущества. Эта величина рассматривается как обязательства за получен­ные ценности или ресурсы. Обязательства признаются в бух­галтерском балансе тогда, когда в результате исполнения соот­ветствующего требования существует вероятность оттока хо­зяйственных средств, способного принести организации эконо­мические выгоды, и когда величина этих выгод может быть из­мерена с достаточной степенью надежности. В свою очередь, обязательства группируются по субъектам на обязательства, возникающие перед:

•              собственниками за счёт первоначального взноса в уставный капитал и за счет последующего отчисления от прибыли в собственный капитал;

• сторонними юридическими и физическими лицами в результате получения заемных средств (привлеченный капитал) - кредитов, займов и кредиторской задолженности.

Каждый отдельный вид имущества в активе и пассиве является статьей баланса. Так, в активе размещены статьи: «Основные средства» (01), «Материалы» (10), «Касса» (50), «Расчетные счета» (51), «Валютные счета» (52), «Основное производство» (20), «Полуфабрикаты собственного производства» (21) и т.д., а в пассиве - «Уставный капитал» (80), «Резервный капитал» (82), «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (67), «Расчеты с персоналом по оплате труда» (70) и др.

Итоги актива и пассива должны быть абсолютно равны, так как обе части баланса показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам: в активе - по вещест­венному составу и их функциональной роли, т.е. в чем оно раз­мещено (основные средства, нематериальные активы, оборудо­вание, капитальные вложения, материалы, готовая продук­ция, денежные средства и т.д.) и какую они функцию выполня­ют в организации; в пассиве - по источникам образования иму­щества, т.е. от кого и сколько получено средств: от учредите­лей, от своей организации в виде капитала и прибыли, из бюд­жета (кредиты от банков и займы от других организаций), от поставщиков и т.д. Таким образом, каждый вид имущества по­ступает в организацию за счет какого-то источника. Поэтому общая сумма имущества по составу и размещению (актив ба­ланса) обязательно равняется общей сумме источников имущества (пассиву баланса). Итоги по активу и пассиву баланса на­зываются валютой бухгалтерского баланса. Такое балансовое уравнение можно выразить так:

 

 

 

 

При составлении баланса следует исходить из требования:

      правдивости баланса - все показатели должны быть подтверждены соответствующими документами, записями на бух­галтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентариза­цией;

      реальности баланса - оценка его статей соответствует действительности;

      единства баланса - построение баланса осуществляется на единых принципах учета и оценки;

      преемственности баланса - каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего;

      ясности баланса - баланс должен быть представлен в форме, доступной для понимания внутренними и внешними пользова­телями информации.

Согласно законодательным документам, все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и яв­ляющиеся юридическими лицами, независимо от форм собст­венности (включая организации с иностранными инвестиция­ми), составляют бухгалтерский баланс по единой форме. Показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельный вид имущества или источников его формирования, называется статьей бухгалтерского баланса. Статьи баланса заполняются на основании данных Главной книги. Ряд статей баланса составляется с привлечением данных аналити­ческого учета (ведомостей, журналов-ордеров или иных анало­гичных по назначению регистров). Счета, отражающие состоя­ние расчетов, показываются в балансе в развернутом виде: дебетовое сальдо по субсчетам представлено в активе, а креди­товое - в пассиве. Все статьи баланса отражаются на начало и на конец отчетного периода.

Актив баланса включает следующие разделы:

« Внеоборотные активы »- состоит из нематериальных акти­вов, основных средств, незавершенного строительства, долгосрочных финансовых вложений, доходных вложе­ний в материальные ценности и прочих внеоборотных активов. Объединение их в одном разделе обусловлено принадлежностью к наименее мобильным (внеобо­ротным) активам.

«Оборотные активы» - содержит сведения об остатках запа­сов, призванных обслуживать процессы производства и обраще­ния, затратах в незавершенное производство, а также готовой продукции и товарах. Ведущее место занимают материальные ре­сурсы, учитываемые на счете 10 «Материалы» (сырье и материа­лы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конст­рукции и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части и др.). Кроме того, в этом разделе отражаются статьи, ха­рактеризующие величину налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, состояние дебиторской задолженно­сти организации, ее краткосрочные финансовые вложения в цен­ные бумаги и прочие доходные активы, а также наличие денеж­ных средств на счетах в банках и других оборотных активов. Наи­больший удельный вес здесь составляют денежные средства и де­биторская задолженность по покупателям и заказчикам.

Пассив  баланса состоит из трех разделов:

«Капитал и резервы» - отражает состав и структуру собст­венного капитала, включающего различные по своему эконо­мическому содержанию, принципам формирования и исполь­зования источники финансовых ресурсов организаций: устав­ный капитал, собственные акции, выкупленные у акционеров, резервный и добавочный капитал, нераспределенная прибыль отчетного года, непокрытый убыток прошлых лет и отчетного года.

«Долгосрочные обязательства» - предназначен для отраже­ния задолженности на отчетную дату по долгосрочным креди­там банков и займам, полученным от других организаций и учреждений, а так же отложенных налоговых обязательств.             

«Краткосрочные обязательства» - содержит информацию о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам банков и зай­мам, а также о наличии кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивах. Сюда также  относятся статьи  «Доходы будущих периодов» и  «Резервы предстоящих расходов».

Бухгалтерский баланс формируется по следующим основным принципам.

Принцип хозяйствующей единицы. Сущность этого принципа заключается в том, что имущество предприятия должно быть обособлено от его учредителей. Хозяйствующей единицей является любая организация, составляющая самостоятельный бухгалтерский баланс. При этом предприятие может быть частью другой, более крупной организации. Бухгалтерская отчетность для такой организации (предприятия более высокого уровня) составляется путем консолидирования (объединения) финансовых информационных данных о предприятиях более низкого уровня.

Информация о работе Бухгалтерский баланс, его структура, содержание