Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:23, реферат

Описание

Актуальность данного направления исследования на современном этапе развития РФ определяется следующими причинами:
Развитие общественного производства и научно-технический прогресс связано с изменением финансовой политики.
Необходимость разработки механизма регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
Увеличение финансовых расходов на образование, здравоохранения, социальное обеспечение, подъем уровня жизни населения.
Определение общего объема финансовых ресурсов, их источников и направлений использования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Финансовая политика и управление финансами..................5
Понятие, содержание и задачи финансовой политики РФ……...5
Особенности финансового механизма……………………………8
Глава 2. Особенности современной финансовой политики РФ и пути повышения ее эффективности..............................................................13
2.1 Финансовая политика РФ на современном этапе………………..13
2.2 Пути повышения эффективности финансовой политики………..18
Заключение ……………………………………………………………..22
Список используемой литературы…………………………………...24
Приложение …………………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

финансы.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

 

 

Введение ………………………………………………………………3

Глава 1. Финансовая политика и управление финансами..................5

    1. Понятие, содержание и задачи финансовой политики РФ……...5
    2. Особенности финансового механизма……………………………8

Глава 2. Особенности современной финансовой политики РФ и пути повышения ее эффективности..............................................................13

2.1 Финансовая политика РФ на современном этапе………………..13

2.2 Пути повышения эффективности финансовой политики………..18

Заключение ……………………………………………………………..22

Список  используемой литературы…………………………………...24

Приложение …………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По мере развития общественного  производства и научно-технического прогресса происходит постоянное изменение финансовой политики государства и фирм, формы финансовых отношений, совершенствуется финансовый механизм, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Предметом исследования в данной работе является современная финансовая политика РФ. Объектом выступает государство, которое в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни.

Современная финансовая политика РФ направлена мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для осуществление государством его функций.

При этом цель курсовой работы – на основе анализа деятельности государства, а также различных  предприятий и существующих проблем  разработать пути совершенствования финансовой политики РФ, а главное определить пути повышения ее эффективности. Очень важно учитывать новые тенденции развития, опыт использования экономического финансового механизма, реальные экономические и финансовые возможности страны. А уже потом находить различные пути повышения эффективности финансовой политики РФ, анализировать их и выбирать наиболее альтернативные из них.

Для эффективной финансовой политики не менее важно решение  целого набора задач, таких как установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов, организация регулирования экономических и социальных процессов, выработка финансового механизма и т.д.

Актуальность данного  направления исследования на современном этапе развития РФ определяется следующими причинами:

  1. Развитие общественного производства и научно-технический прогресс связано с изменением финансовой политики.
  2. Необходимость разработки механизма регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
  3. Увеличение финансовых расходов на образование, здравоохранения, социальное обеспечение, подъем уровня жизни населения.
  4. Определение общего объема финансовых ресурсов, их источников и направлений использования.

Все элементы финансовой политики объединены единым процессом, поэтому связи между ними не должны разрываться в течении длительных периодов. Изменяются только финансовые отношения, которые также являются  предметом исследования работы.

Развитие государства  связано с изменением финансовой политики, ее постоянном совершенствовании. Использование определенной финансовой политики определяются особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Современная финансовая политика РФ и управление финансами.

1.1 Понятие, содержание и задачи финансовой политики.

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных  сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика  в целом, а также отдельные  составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютное отношение и т.п.

Совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой  финансовую политику.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

  1. разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
  2. создание адекватного финансового механизма;
  3. управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. (рис. 1).

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и  среднесрочную перспективу использования  финансов и предусматривают решение  главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Можно следующим образом  сформулировать задачи финансовой политики:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установления рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. (рис. 2).

  Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика относительно самостоятельная  сфера деятельности государства, важнейшее  средства реализации политики государства в любой области общественной деятельности. [5, c. 29]

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней международной обстановки, реальные экономические финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения и ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  финансового механизма.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществления всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении расходов и доходов государства, орга6низация бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи  с решением различных тактических  задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организованно государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как  правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расход бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий). [9, c. 80]

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила  игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность  финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных  финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направление их использования.

Управление финансами  предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных документов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Управление финансами  предприятия осуществляется с помощью  финансового механизма.

Система управления финансами  включает в себя: финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение, информационно-методическое обеспечение управления финансами.

Финансовыми методами являются финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование  и финансовый контроль.

Финансовые инструменты  включают в себя как первичные  инструменты, такие как дебиторская и кредиторская задолженность, а также акции, так и производные инструменты, такие как финансовые опционы, фьючерсы и форварды.

Финансовый актив может  быть в виде: денежных средств, контрактного права на получение денежных средств  или другого финансового актива от другого предприятия, контрактного права обмена на финансовый инструмент с другим предприятием, инструментом капитального характера другого предприятия. [4, c. 43]

Финансовое обязательство  – это любое обязательство, которое  является контрактным: передать денежные средства или иной финансовый актив, обменять финансовые инструменты с другим предприятием на потенциально неблагоприятных условиях.

Операции с финансовыми  инструментами всегда сопровождаются финансовыми рисками. Информационное обеспечение позволяет пользователям финансовой отчетности оценить степень рискованности финансовых инструментов. Рассмотрим основные виды финансовых рынков.

. ценовой риск включает  в себя не только потенциальные  убытки но и потенциальную  прибыль. Ценовой риск подразделяют: на валютный риск, процентный риск, рыночный риск.

Валютный риск – риск того, что стоимость финансового  инструмента изменится в результате изменения обменного курса иностранной  валюты.

Процентный риск –  это риск того, что стоимость финансового  инструмента изменится в результате изменения рыночной процентной ставки.

Рыночный риск – это  риск того, что стоимость финансового  инструмента изменится в результате изменения рыночных цен независимо от того, какими факторами вызваны  эти изменения.

Кредитный риск – это риск того, что один из контрагентов, участвующих в финансовом инструменте, не сможет ликвидировать обязательство и вызове убытки у второй стороны.

Риск ликвидности, или  риск финансирования – это риск того, что предприятие может встретиться  с трудностями при мобилизации средств для погашения своих обязательств по финансовому инструменту. Он может возникнуть из неспособности быстро продать финансовый актив по стоимости, близкой к его справедливой стоимости.

Риск денежного потока заключается в том, что величина будущих денежных потоков, связанная с денежным финансовым инструментом, будет колебаться. В случае долгового инструмента с плавающей процентной ставкой такие колебания могут привести к изменению фактической процентной ставки по финансовому инструменту, обычно с изменением его справедливой стоимости.

Информация о работе Финансовая политика