Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:23, реферат

Описание

Актуальность данного направления исследования на современном этапе развития РФ определяется следующими причинами:
Развитие общественного производства и научно-технический прогресс связано с изменением финансовой политики.
Необходимость разработки механизма регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
Увеличение финансовых расходов на образование, здравоохранения, социальное обеспечение, подъем уровня жизни населения.
Определение общего объема финансовых ресурсов, их источников и направлений использования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Финансовая политика и управление финансами..................5
Понятие, содержание и задачи финансовой политики РФ……...5
Особенности финансового механизма……………………………8
Глава 2. Особенности современной финансовой политики РФ и пути повышения ее эффективности..............................................................13
2.1 Финансовая политика РФ на современном этапе………………..13
2.2 Пути повышения эффективности финансовой политики………..18
Заключение ……………………………………………………………..22
Список используемой литературы…………………………………...24
Приложение …………………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

финансы.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

Операции с финансовыми  инструментами осуществляются на основе рыночной или справедливой стоимости.

Рыночная стоимость  – это сумма которую можно  получить от продажи, или необходимо заплатить при приобретении финансового инструмента на активном рынке.

Справедливая стоимость  – это сумма, на которую может  быть обменен актив или за которую  может быть погашено обязательство  при заключении добровольной сделки между независимыми сторонами при  сопоставимых условиях. Управление финансами предприятия включает в себя сбор информации и ее анализ, осуществление финансового планирования и прогнозирования, качество которых непосредственно влияет на результативность управления денежными потоками, финансовую устойчивость предприятия, а следовательно его конкурентоспособность, формирование финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности современной  финансовой политики РФ и пути повышения  ее эффективности.

2.1 Финансовая  политика в Российской Федерации на современном этапе.

Создание рыночных отношений немыслимо  без проведения принципиально новой  финансовой политики. Проведение такой  политики потребовало в первую очередь  основополагающих теоретических разработок , анализа и учета действующей  практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов. Однако к началу проведения реформ такие разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне и фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок.

  В связи с переходом  к рыночным отношениям, приватизацией  государственной собственности  изменился финансовый механизм.

1. Это нашло выражение прежде  всего в переводи взаимоотношений  между государством и приватизированными  предприятиями на налоговую основу.

2. Изменились межбюджетные отношения.  Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоятельность,  в первую очередь в сфере  расходования средств. Территориальные  органы власти стали самостоятельно  определять направления использования бюджетных ресурсов.

3. Были внесены изменения в  формирование территориальных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном,  региональных) были созданы фонды  финансовой помощи, из которых  нижестоящие бюджеты стали поступать  трансферты, размер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территории.

4. Бюджетный дефицит все в  большей мере стал покрываться  не за счет ресурсов Центрального  Банка России, а на основе выпуска  государственных ценных бумаг.

5. С организацией фондового рынка  изменился порядок перераспределения  средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе  эмиссии корпоративных ценных  бумаг и их продажи и покупки  на фондовых биржах.

6. С созданием частных  страховых компаний в стране  стал функционировать страховой  рынок и частные страховые  фонды.

7. Существенные изменения  произошли в управлении финансами.  Были созданы новые финансовые  и контрольные ведомства (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата и др.).

8. Из государственного  бюджета были выведены средства  социального страхования и созданы  государственные социальные внебюджетные  фонды (пенсионный, занятости, медицинского  страхования, социального страхования).

Предполагалось в первую очередь если не ликвидировать дефицит  бюджета, то свести его к минимуму, сократить расходы на дотации  не рентабельным отраслям хозяйства, на оборону и военно-промышленный комплекс, управление и т.д.

Основными недостатками начала реформ по финансово-бюджетным вопросам было составление и утверждение на текущий период так называемого бюджета, который фактически снимал ответственность как с исполнительных органов, которые его разрабатывали, так и с законодательных, утверждавших его.

Поэтому главной задачей  в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий  для развития отраслей народного  хозяйства.

Важнейшим звеном экономической политики государства является бюджетная политика. В ней отражаются все его финансовые отношения с юридическими и физическими лицами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения экономической и социальной стабильности. В последние годы были сделаны определенные усилия по укреплению бюджетной системы, сокращению нерациональных затрат государства, снижению уровня бюджетного дефицита. Однако пока еще не завершено формирование бюджетной системы, отвечающей требованиям экономического развития страны.

        Острейшей проблемой, влияющей на социально-экономические отношения между государством и обществом, является несбалансированность обязательств государства и имеющихся у него финансовых ресурсов. Поэтому государство не в состоянии полностью профинансировать мероприятия, соответствующие своим обязательствам. В первую очередь это касается социальных гарантий, предусмотренных конституцией. Высокий уровень обязательств государства вызывает необходимость введения больших налогов. В то же время действуют многочисленные налоговые льготы, в больших размерах уклонение потенциальных плательщиков от налогов и на этой основе несобираемости налогов. Велика утечка капиталов за рубеж. [9, c.89]

          Бюджетная несбалансированность усугубляется недостаточно четким разграничением полномочий бюджетов разных уровней. На территориальные органы власти возложено финансирование основной части социальных расходов. Однако они не обеспечены собственными доходами.

Как и в планово-распределительной   системе, современное бюджетное планирование основывается на методе «от достигнутого». При этом отсутствует экономическая и социальная оценка эффективности бюджетных расходов. Это ведет к неэффективному использованию средств, их распылению и повышенной в них потребности. Ослаблен контроль за использованием бюджетных ассигнований. Казначейская система пока не охватила все бюджетные расходы, в первую очередь расходы силовых ведомств и территориальных органов власти.

В свете этих проблем в разработанной и одобренной Правительством РФ экономической программе на долгосрочную перспективу определены следующие основные направления финансово-бюджетной политики нашего государства:

1. Снижение налоговой  нагрузки на экономику;

2. Упорядочение  государственных обязательств;

3. Концентрация финансовых  ресурсов на решении приоритетных  задач;

4. Снижение зависимости  бюджетных доходов от конъюнктуры  мировых цен;

5. Создание эффективной  системы межбюджетных отношений  и управление государственными  финансами.

Проведения налоговой  реформы должно снизить налоговую нагрузку, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения для всех плательщиков и повысить уровень управления всей системы налогообложения. Основные элементы налоговой реформы:

. отмена неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов и льгот;

. снижение налогообложения  фонда оплаты труда и общего  размера отчислений и социальные  внебюджетные фонды;

. уменьшение налоговых  ставок.

В ходе реформы будет введена единая ставка подоходного налога, уменьшено обложение фонда оплаты труда, ликвидированы налоги, оплачиваемые с выручки от реализации продукции, работы услуг, отменено большинство льгот. Ожидается, что налоговая нагрузка снизится на 5-6 пунктов к уровню 2000г. и составит примерно 30% ВВП. Выпадающие в связи с этим бюджетные доходы должны быть покрыты за счет отмены необоснованных налоговых льгот, повышение собираемости налогов и увеличении денежных платежей в налоговой системе.

Будет осуществлен пересмотр размера и структуры обязательств государства. Это будет произведено на основе перехода к адресной социальной поддержки граждан, которая подразумевает уточнение и сокращение ряда социальных обязательств, установленных федеральными законами. В тоже время это не означает отказ от наиболее важных социальных гарантий населению. Предстоит сокращение, затем полный отказ от покрытия убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Основным источником их доходов будет не бюджетная дотация, а платежи от потребителей их услуг. Для этого должна совершенствоваться система предоставления адресных жилищных субсидий.

Предусматривается сокращение расходов на государственное управление за счет сокращения функций государственной  власти и уменьшения численности  государственных служащих.

Главными приоритетами в бюджетных расходах буде борьба с бедностью, обесценение внутренней и внешней безопасности государства, судебная система, воспроизводство научного потенциала, социальная сфера.

Для повышения жизненного уровня нуждающейся части населения предполагается ежегодно увеличивать из бюджета ассигнования на пособия. Возрастут расходы на образование и здравоохранения. Финансирование учреждений социальной сферы будет организованно таким образом, что размер бюджетных расходов должен находиться в зависимости от конечных результатов их деятельности.

Финансирование расходов на оборону будет базироваться на утвержденной военной доктрине. Расходы  будут учитывать необходимость  перевооружения армии при сокращении численности отдельных родов войск и поэтапном переводе части армии на профессиональную основу.

 

 

 

 

 

2.2 Пути повышения эффективности  финансовой политики.

Поддержка судебной системы  – одна из важнейших функций государства. Поэтому предстоит переход к  полному финансированию судебной системы за счет средств федерального бюджета, что позволит добиться независимости судей, в том числе от региональных властей.

В целях снижения в  зависимости бюджетных доходов  о конъюнктуры мировых цен  будет осуществляться поддержка  российских предприятий, входящих на мировые рынки с продукцией высокого качества.

Ключевой задачей является совершенствование межбюджетных отношений. Должно быть проведено четкое  разграничение  расходных и налоговых полномочий между звеньями бюджетной системы  и создание нового механизма финансовой поддержки территории. Средство фондов финансовой помощи территориями  должны распределяться на основе критериев учитывающих налоговый потенциал и бюджетные потребности территорий.

Важное направление  финансово-бюджетной политики – создание эффективной системы управления государственными финансами. Перевод всех бюджетов на казначейское исполнение усилит контроль общества за использованием бюджетных ресурсов.

Предстоит обеспечить реальную открытость и прозрачность всех бюджетов и бюджетных процедур. При этом необходимо будет добиться обязанности публикации подробной бюджетной отчетности и соблюдение конкурсности при проведении государственных и муниципальных закупок и заказов.

Осуществление перечисленных  мероприятий позволит обеспечить укрепление государственных и территориальных финансов ускорить экономическое и социальное развитие нашей страны. 

 

Финансовая политика проводится путем аккумуляции централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и их использования на основе финансового законодательства страны. Основное значение при этом имеют методы мобилизации доходов и расходование средств через государственный (федеральный) бюджет.

Финансовая политика в отдельные исторические периоды  может быть направлена на мобилизацию финансовых ресурсов для ведения войн, покрытия расходов на содержание огромного государственного аппарата, погашение платежей по государственному долгу. В иных исторических условиях государство увеличивает финансовые расходы на образование, здравоохранение, усиление контроля за мерой труда и меры потребления.

На основе роста экономического потенциала страны возрастает общий  объем финансовых ресурсов. Они представляют собой денежные средства, находящиеся  в распоряжении государства, фирм и учреждений. Источником финансовых ресурсов являются совокупный общественный продукт и национальный доход. В составе финансовых ресурсов выделяют две важнейшие части:

  1. Государственные доходы. Они концентрируются в бюджетах центрального правительства и местных органов власти. Государственные доходы утверждаются в законодательном порядке и расходуются в соответствии с функциями государства. Основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги, взносы в фонды социального страхования, поступления от государственной собственности, займы и эмиссия денег;
  2. Внебюджетные средства. Они находятся в распоряжении фирм, учреждений, агентств. Их появление связано с целевыми расходами государства. Внебюджетные ресурсы выступают в виде относительно автономных специальных фондов, специальных финансовых смет. Средства этих фондов расширяют возможности государственного регулирования экономики. Обособленность внебюджетных средств создает возможность для государства скрыть общую сумму финансовых ресурсов, ослабить финансовый контроль, исказить финансовое состояние. Общую сумму внебюджетных средств определить сложно, поскольку она распылена между большим количеством фондов и смет.

Государство привлекает финансовые ресурсы для регулирования  экономики, используя различные  финансовые методы: субсидирование, закупки товаров и услуг, кредитование, налоги. С помощью финансового регулирования государство оказывает влияние на платежеспособный спрос населения, темпа накопления, реализацию товаров и услуг, движение товаров и капиталов между странами, на отраслевую и территориальную структуру экономики. Тем самым оказывается финансовое воздействие на тенденцию экономического развития страны в целом. [12, c. 326]

Информация о работе Финансовая политика