Финансовая политива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:24, курсовая работа

Описание

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Финансовая политика - часть экономической политики. Однако финансовая политика - это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………..5-7
Глава 1
Экономическая сущность финансовой политики государства.
Финансовая политика как экономическая категория…………………..8-12

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии общества………………………………………………………13-19
Глава 2
Финансовый механизм реализации финансовой политики.
2.1 Элементы финансового механизма в реализации финансовой политики………………………………………………………………………20-25
2.2 Взаимосвязь финансовой политики с политикой социально – экономического развития……………………………………………………25-31
Глава 3
Совершенствование механизмом формирования финансовой политики в современных условиях.
3.1 Научный подход к прогнозированию финансовой политики…………32-36
3.2 правовые аспекты формирования финансовой политики……………..36-38
Заключение………………………………………………………………….39-41
Литература …………………………………………………………………42
Приложения 6

Работа состоит из  1 файл

финансы.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

казны. Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX в., когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы.

По  содержанию финансовая политика предполагает:

 • разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;

 • создание адекватного финансового механизма  — системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;

 • управление финансовой деятельностью государства  и других субъектов хозяйственных  отношений.

 Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

 • налоговой  политики;

 • бюджетной  политики;

 • денежно-кредитной  политики;

 • ценовой  политики;

 • таможенной политики:

 • социальной политики;

 • инвестиционной политики;

 • политики в области международных финансов.

 Финансовая  политика РФ основывается на следующей  системе социально-экономических приоритетов:

 • достижение социальной стабильности в обществе;

 • оздоровление государственных финансов;

 • восстановление нормального функционирования кредитной  системы;

  • поддержка сбалансированности натурально-вещественных и денежных

    потоков;

• достижение финансово-экономической самостоятельности  и усиление   ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;

 • создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;

•создание условий по пресечению финансовых злоупотреблений и коррупции.

 К основным задачам  финансовой политики можно отнести:

 • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

• установление рационального с точки зрения государства распределения и

  использования финансовых ресурсов;

• организацию  регулирования и стимулирования экономических  и  социальных процессов финансовыми методами;

• .выработку  инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

• создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Анализ  основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и неоправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии будущей финансовой политики.

1. Обеспечение  единства целей и инструментов  финансовой политики и целей  развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.

2. Повышение  эффективности финансового регулирования  не только будет иметь внешнюю  направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но должно иметь и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами

3. Успешная  реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему.

4. Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.

5. Обеспеченность рубля этим не исчерпывается, нужно, на наш взгляд, создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.). Для этого потребуется провести классификацию экономических активов, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.

6.. Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли.

7. Потенциал рубля ослаблен из-за крупного оттока капитала, нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в оффшорных банках, перевода авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения соответствующего товара. Лишь частично бегство капитала можно объяснить мотивационными причинами. Оно порождается также неотработанностью законов, отсутствием закона о вывозе капитала, неэффективностью валютного контроля. Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.

8. В случае успешного осуществления курса на формирование структуры экономики, обеспечивающего высокую отдачу финансовых ресурсов, можно рассчитывать на стабильность доходной базы бюджета, устойчивость финансов корпораций и улучшение платежного баланса страны. Последний необходимо сделать надежным инструментом управления финансовыми потоками страны, формирования достаточных для выхода из кризисных ситуаций золотовалютных резервов, которые должны быть в ближайшие 2-3 года доведены до 25-30 млрд. долл., а в 2015 г. - до 50 млрд. долл.

9. Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10-15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное - обеспечить высокое качество разработки бюджета, расширить количество товаров, производство и реализация которых даст наибольшие доходы. И здесь все, что мы сказали выше о направлениях этих изменений, имеет также исключительное позитивное значение для государственного бюджета.

10. Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость его оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции или снижают цены.

11. В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к «ВВП и к 2015 г. - до 50%. Решение этой проблемы затрудняется не только непониманием денежного фактора в экономике, его значения для обеспечения непрерывности кругооборота средств, пополнения оборотного капитала, улучшения собираемости налогов. Сказывается также сужение в результате финансового кризиса источников увеличения денежной массы. Сокращение сбережений населения, тезаврация рублей и долларов сужают экономическую основу увеличения денежной массы.

12. Пожалуй, одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка.

Управление  финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные  органы власти – это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

      Основным  органом государственного финансового  контроля со стороны законодательной  власти выступает Счетная палата Российской Федерации. Она образована Федеральным Собранием и подотчетна только ему.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие функции.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные  внебюджетные фонды. Деятельность органов  местного самоуправления, предприятий (том числе некоммерческих и общественных), финансово-кредитных организаций, их объединений контролируется Счетной палатой только, если  вышеперечисленные органы и учреждения получают средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность или управляют ею, а также в случае предоставления им налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

      Наряду  со Счетной палатой РФ созданы  аналогичные по выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах  федерации. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ.  

1.2 Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии общества.

Важнейшая часть финансовой политики — налоговая политика. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфиденциального характера. Только рост национального,  богатства выраженный, в том числе, в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.

Основные  задачи современной  налоговой политики РФ:

•дальнейшее совершенствование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;

• оптимизация  налоговых льгот и преференций;

• более  жесткий контроль за постановкой  налогоплательщиков на учет;

• рационализация налогового администрирования;

• реструктуризация в обоснованных случаях задолженности  по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Можно выделить следующие цели налоговой политики:

1.отказ  от увеличения номинального налогового  бремени в среднесрочной перспективе  при условии подержания сбалансированности  бюджетной системы;

2.унификация  налоговых ставок, повышение эффективности  и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Бюджетная политика РФ сводится к:

 •  определению доли валового внутреннего продукта, мобилизуемой в

    бюджет;

• установлению оптимальных взаимоотношений между  федеральными    органами власти и органами власти субъектов Федерации;

• оптимизации  структуры расходной части бюджета:

• распределению расходов между бюджетами разных уровней;

•определению доли федерального бюджета в общей сумме консолидированного бюджета;

• управлению государственным долгом;

• определению  источников финансирования дефицита бюджета  и т.п.

В условиях современного бюджетного кризиса к первоочередным задачам бюджетной политики следует отнести:

• повсеместную экономию государственных средств;

• централизацию  всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

• реструктуризацию государственного долга;

Информация о работе Финансовая политива