Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:24, курсовая работа
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Финансовая политика - часть экономической политики. Однако финансовая политика - это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики.
Введение……………………………………………………………..5-7
Глава 1
Экономическая сущность финансовой политики государства.
Финансовая политика как экономическая категория…………………..8-12
Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии общества………………………………………………………13-19
Глава 2
Финансовый механизм реализации финансовой политики.
2.1 Элементы финансового механизма в реализации финансовой политики………………………………………………………………………20-25
2.2 Взаимосвязь финансовой политики с политикой социально – экономического развития……………………………………………………25-31
Глава 3
Совершенствование механизмом формирования финансовой политики в современных условиях.
3.1 Научный подход к прогнозированию финансовой политики…………32-36
3.2 правовые аспекты формирования финансовой политики……………..36-38
Заключение………………………………………………………………….39-41
Литература …………………………………………………………………42
Приложения 6
Бюджетная политика – это совокупность целей, задач, принимаемых решений и осуществляемых органами власти мер в сфере бюджетных отношений.
Бюджетная политика играет важнейшую роль в политике страны в целом, реализуя – в сочетании с денежно-кредитной политикой – следующие основные функции:
*финансовое
обеспечение выполнения
*поддержку
финансовой стабильности в
*обеспечение финансовой целостности федеративного государства;
*создание
финансовых стимулов для
Бюджетная политика должна способствовать поддержанию устойчивых темпов экономического роста, снижению социального неравенства, достижению высокой эффективности государственных расходов.
В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику. Государственное регулирование при помощи денежно-кредитных инструментов - это количественное изменение, во-первых, предложения свободных денег, во-вторых, «цены кредита» — процента.
Процент определяет спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов, т.е. формирование кредитных ресурсов
Государственная экономическая политика, ориентированная на использование денежно-кредитных механизмов, называется монетаристской. Ее предпосылками служат развитая рыночная экономика эффективные институциональная и юридическая инфраструктуры, укоренившаяся предпринимательская психология. Имеются в виду массовое, логичное с
экономической и юридической точек зрения поведение хозяйствующих субъектов, высокая степень их зависимости от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции, сбалансированный бюджет, упорядоченный государственный долг.
Конечные цели денежно-кредитной политики:
• экономический рост;
• полная занятость;
• стабильность цен;
• устойчивый платежный баланс.
Промежуточные цели (ориентиры):
• оптимизация объема и структуры денежной массы;
• установление рыночной ставки процента;
• достижение стабильного обменного курса национальной валюты.
Достижение названных промежуточных целей непосредственно зависит от профессиональной деятельности центрального банка и осуществляется в рыночной экономике в основном с помощью косвенных инструментов.
Денежно-кредитная политика имеет значительный временной лаг — время от принятия решения до его результата. Влияние ее на размер валового внутреннего продукта в значительной степени связано (через колебания ставки процента) с изменением инвестиционной активности в экономике, что само по себе является довольно длительным процессом. 3апаздывание результата может даже ухудшить ситуацию.
Субъектом денежно-кредитной политики является центральный банк. По закону, он выполняет установки правительства, но не является правительственным институтом, а имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения властей. Правительство не вправе требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денег.
Центральный банк в деле реализации экономической политики действует в двух направлениях:
• обеспечивает национальную экономику полноценной валютой, так как устойчивая валюта — важнейший элемент инфраструктуры рынка.
• оказывает влияние на кредитную деятельность коммерческих
банков в интересах макроэкономической политики.
При практической реализации денежно-кредитной политики Центральный банк Российской Федерации использует соответствующий набор инструментов:
• традиционные или нетрадиционные;
• административные или рыночные;
• общего
действия или селективной
• краткосрочные или долгосрочные;
• прямого или косвенного воздействия.
В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия на денежно-кредитную сферу и сопряженные области экономики. Однако при проведении определенного круга операций ЦБ РФ вправе и прямо вмешиваться в те или иные процессы. В частности, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно считать регулирование денежной эмиссии и ограничения динамики кредитования.
Ценовая политика государства сводится к регулированию пен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами; землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и слуги названных отраслей.
Таможенная политика — это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.
Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:
• согласованию между объемами финансовой помощи (трансфертов) субъектам РФ и выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов;
• разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной
индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;
• реализации пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;
• упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения:
• регулированию вынужденной миграции.
Важнейшим компонентом финансовой политики является инвестиционная политика, которая предполагает:
• повышение роли бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
• создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
• развитие ипотечного кредитования;"
• привлечение прямых иностранных инвестиций .
Российская Федерация придерживается следующих приоритетов при проведении политики в области международных финансов:
• интеграция в мировую финансовую систему;
• усилия по признанию РФ страной с рыночной экономикой;
• вступление в международные организации (в частности, во Всемирную торговую организацию);
• урегулирование внешней задолженности РФ (прежде всего с участниками 1 (Парижского и Лондонского клубов кредиторов);
• укрепление позиций РФ в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития;
• повышение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам;
• полномасштабное
участие РФ в группе восьми ведущих
стран мира.
Основной поток инвестиций связан:
|
По данным Государственного
Комитета Статистики РФ за последние 4
года общий объём инвестиций, поступивших
в Россию, составляет $303 млрд. Накопленный
объём инвестиций на середину 2008 года
составил $242 млрд. Но основной объём инвестиций
представляют товарные и валютные кредиты.
Например, в 2007 г. объём инвестиций был
$121 млрд. (пик инвестиций в Российскую
экономику), но взносы в капитал, покупка
акций и паёв составляла всего лишь 19 млрд,
т.е. 15,7 %. Общий накопленный объём инвестиций
в виде взносов в капитал, покупки акций
и паёв не превышает на сегодняшний день
$40 млрд.
На конец 2007 года валютная часть резервов ЦБ РФ включала в себя
· 47% - долларовая часть активов,
· 42% - евро,
· 10% - фунты стерлингов
· 1% - японские иены.
При этом:
· 60% активов вложены в ценные бумаги,
· 24% представлены валютными депозитами и остатками по счетам,
· 16% валютных резервов составляют сделки РЕПО (краткосрочный заем под залог ценных бумаг).
Но какой доход приносят в условиях развивающегося кризиса ценные бумаги и степень риска деятельности ЦБ РФ на международном финансовом рынке не публикуется.
Аналогичная политика проводится и Минфином РФ в отношении размещения средств Фондов на финансовом рынке. Из обрывочной информации руководства Минфина РФ о структуре размещения средств Фондов следует, что более ста миллиардов активов инвестированы в американские фирмы, находящиеся в центре скандалов, связанных с крахом американского ипотечного рынка. Динамика доходов от их размещения Минфином РФ не публикуется.
Однако ясно, что в условиях развивающегося мирового кризиса подобная политика правительства является, по меньшей мере, чрезвычайно рисковой.
Анализ внешнеэкономической
деятельности России за трехлетние периоды
01.07.04-01.07.07 и 01.07.05-01.07.08 показывает, что
поступление валюты в реальную экономику
России уменьшилось, а внешний долг увеличился.
Россия находится в долговой яме, несмотря
на высокие международные цены, на энергоносители,
при существующей структуре расходов
валюты она нуждается в дополнительном
привлечении ресурсов. Но эта яма связана
не с состоянием экономики, а с политикой
Минфина РФ, регулярно изымающего из реальной
экономики основную часть валюты (суммы
в таблице даны в миллиардах долларах
США) якобы для стабилизации экономики,
а реально для малоуспешной игры на международных
финансовых рынках.