Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:24, курсовая работа
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Финансовая политика - часть экономической политики. Однако финансовая политика - это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики.
Введение……………………………………………………………..5-7
Глава 1
Экономическая сущность финансовой политики государства.
Финансовая политика как экономическая категория…………………..8-12
Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии общества………………………………………………………13-19
Глава 2
Финансовый механизм реализации финансовой политики.
2.1 Элементы финансового механизма в реализации финансовой политики………………………………………………………………………20-25
2.2 Взаимосвязь финансовой политики с политикой социально – экономического развития……………………………………………………25-31
Глава 3
Совершенствование механизмом формирования финансовой политики в современных условиях.
3.1 Научный подход к прогнозированию финансовой политики…………32-36
3.2 правовые аспекты формирования финансовой политики……………..36-38
Заключение………………………………………………………………….39-41
Литература …………………………………………………………………42
Приложения 6
01.07.04 - 01.07.07 | 01.07.05 - 01.07.08 | |
Внешний долг | 391,9 | 527,1 |
Сальдо внешней торговли товарами | 365,3 | 435,8 |
Сальдо внешней торговли услугами | -43,2 | -54 |
Привлеченные кредитные ресурсы | 443,3 | 626,5 |
Обслуживание кредита | 251,2 | 327,3 |
Увеличение валютных резервов ЦБ РФ | 145,2 | 346,1 |
Увеличение Фондов Минфина РФ | 121,7 | 163,2 |
Остаток валюты, возможный для использования в реальной экономике | 247,3 | 171,7 |
ГЛАВА 2
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.
2.1 Элементы финансового механизма в реализации финансовой политики.
Финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом для обеспечения условий социально-экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения.
Структура финансового
механизма включает различные элементы,
соответствующие многочисленным финансовым
отношениям. Множество финансовых взаимосвязей
предопределяет большое количество
видов, форм и методов их организации,
т.е. элементов финансового
Финансовый метод можно определить как способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода.
К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям. Например, кредитование ― это финансовый метод. Оно воздействует на результаты хозяйственного процесса через такие приемы, как виды и формы кредита, процентные ставки, финансовые санкции и др.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относятся:
- осведомление
о финансовой устойчивости и
платежеспособности своих
- осведомление о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.;
- сообщение о
положении дел на биржевом, внебиржевом
рынках, о финансовой и коммерческой
деятельности любых достойных
внимания хозяйствующих
- различные другие сведения.
Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком.
В зависимости от особенностей отдельных подразделений экономики, на основе построения финансовой системы, финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм хозяйствующих субъектов, страховой механизм, механизм государственных и муниципальных финансов. Каждая из этих сфер включает соответствующие структурные звенья. Так, механизм государственных финансов включает бюджетный механизм, механизм внебюджетных фондов, механизм государственного кредита, финансовый механизм государственных (унитарных, казенных) предприятий.
В соответствии
с территориальным делением механизм
государственных и
Структура финансового
механизма с точки зрения его воздействия
на общественное воспроизводство включает
такие функциональные звенья, как механизм
мобилизации финансовых ресурсов, механизм
финансирования, механизм стимулирования,
механизм санкций и т.д. Все сферы и звенья
финансового механизма являются составными
частями единого целого, взаимосвязаны
и взаимозависимы. Вместе с тем, каждое
из них относительно самостоятельно. Это
требует постоянного согласования всех
составляющих финансового механизма.
Важнейшим условием действенности финансового
механизма является внутренняя увязка
его структурных и функциональных звеньев.
Сочетание элементов финансового механизма
(форм, видов, методов организации финансовых
отношений) образует “конструкцию финансового
механизма ”. Она приводится в движение
с помощью количественных параметров
каждого элемента. Определяются ставки
платежей, нормы отчислений, объемы финансовых
фондов, уровень расходов и т.д. Количественные
параметры и различные способы их определения
являются наиболее изменчивой частью
финансового механизма. Они чаще корректируются
в зависимости от складывающихся условий
производства и задач развития общества.
Финансовый механизм необходим для реализации
финансовой политики.
Финансовый механизм | |
Директивный | Регулирующий |
разрабатывается
для финансовых отношений, в которых непосредственно
участвует государство. В его сферу включаются
налоги, государственный кредит, расходы
бюджета, бюджетное финансирование, организация
бюджетного устройства и бюджетного процесса,
финансовое планирование.
В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства ( финансы государственных предприятий). |
определяет основные
"правила игры" в конкретном
сегменте финансов, не затрагивающем прямо
интересы государства. Такая разновидность
финансового механизма характерна для
организации внутрихозяйственных финансовых
отношений на частных предприятиях.
В этом случае
государство устанавливает |
Переход российской
экономики к рынку кардинально изменил
критерии и механизмы функционирования
социальных институтов и вызвал потребность
в реформировании практически всех структур
управления развитием социальной сферы.
Необходимость совершенствования экономической
системы государства требует пересмотра
стереотипов мышления и формирования
рыночной ориентации в этой сфере. Современное
сложное состояние социальной сферы настоятельно
требует исследования современных подходов
к формированию модели финансового механизма
бюджетных учреждений социально-культурной
сферы. При этом обязательным является
четкое определение роли государства,
степени и методов влияния его на основы
построения, эффективно действующего
финансового механизма бюджетных учреждений.
Анализ многих определений "финансовой
политики" показывает, что их авторы
не увязывают непосредственно финансовую
политику с финансовым механизмом ее реализации.
По существу, все определения финансовой
политики в той или иной мере указывают
на ее цель, а именно: на полную мобилизацию
финансовых ресурсов, необходимых для
удовлетворения потребностей общества,
увеличение их объема и эффективности
использования. При анализе финансовой
политики следует исходить из специфических
черт, проявляющихся в ее целях, стратегии
и тактике. Так, целью финансовой политики
является построение такого финансового
механизма, который позволит с наибольшей
эффективностью обеспечивать достижение
стратегических и тактических целей, заявленных
в долгосрочной программе социально-экономического
развития страны на долгосрочную перспективу.
Финансовая стратегия предполагает выбор
методов, с помощью которых финансовая
политика будет реализовываться. И, наконец,
финансовая тактика охватывает набор
конкретных инструментов, рычагов и методов,
способных обеспечить реализацию стратегических
целей с наибольшей эффективностью.
Таким образом, сочетание финансовой стратегии и тактики и есть финансовый механизм, с помощью которого и происходит реализация финансовой политики государства.Финансовую политику можно рассматривать в широком смысле слова (как общую в стратегическом плане) и узком смысле, т.е. конкретные тактические решения в долгосрочном и краткосрочном периодах, а именно конкретные направления финансовой политики. С позиций реализации содержания финансовая политика представляет собой синергический эффект ее составляющих: бюджетной, налоговой, валютной и учетно-балансовой политики и др. Основные направления финансовой политики связывает единая концепция целеполагания. Принципиальным методологическим вопросом является вопрос о принципах финансовой политики, то есть основных правилах, исходных положениях для ее разработки и практической реализации, как основы финансового процесса. Необходимо выделить общие и специфические принципы финансовой политики. Общие принципы - это принципы, единые для всех уровней финансовой системы:
Специфические
принципы организации финансовой политики
более конкретны и
Принцип несводимости
- определяющий принцип финансовой
политики, то есть финансовая политика
не сводима к государственной экономической
политике, а теория финансовой политики
не сводима к экономической практике.
Нарушение целостности и единства финансовой
политики в переходный период есть объективная
закономерность развития финансовой системы,
так как в условиях кризисного состояния
экономики генерируется определенная
неадекватность заложенных в проводимую
финансовую политику теоретических подходов
к практике. Канонизирование экономических
процессов переходного периода в ходе
проведения финансовой политики увеличивает
разрыв между ее содержанием и реальным
достижением поставленных целей и задач.
Финансовая политика первична, а финансовое
регулирование - производный процесс.
Финансовая политика предполагает возможность
несовпадения видимости явления с его
подлинной сущностью. Это касается механизмов
перераспределения финансовых ресурсов;
например, изъятие денежных средств у
одних субъектов хозяйствования путем
увеличения налоговых ставок не всегда
сопровождается прямым попаданием этих
средств в фонд потребления других субъектов
хозяйствования или населения; или повышение
цен и тарифов не означает вовсе роста
дополнительных финансовых ресурсов государства
и не сокращает бюджетный дефицит (наоборот,
происходит соответствующий рост затрат
в сопряженных отраслях и секторах экономики).То
есть финансовые методы, финансовое регулирование,
финансовые инструменты, используемые
в финансовом процессе, не есть адекватное
отображение финансовой политики, они
являются превращенными формами финансовой
политики.
2.2 Взаимосвязь финансовой политики с политикой социально – экономического развития общества и государства.
Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политики ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности. Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает: