Финансовая политива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:24, курсовая работа

Описание

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Финансовая политика - часть экономической политики. Однако финансовая политика - это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………..5-7
Глава 1
Экономическая сущность финансовой политики государства.
Финансовая политика как экономическая категория…………………..8-12

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии общества………………………………………………………13-19
Глава 2
Финансовый механизм реализации финансовой политики.
2.1 Элементы финансового механизма в реализации финансовой политики………………………………………………………………………20-25
2.2 Взаимосвязь финансовой политики с политикой социально – экономического развития……………………………………………………25-31
Глава 3
Совершенствование механизмом формирования финансовой политики в современных условиях.
3.1 Научный подход к прогнозированию финансовой политики…………32-36
3.2 правовые аспекты формирования финансовой политики……………..36-38
Заключение………………………………………………………………….39-41
Литература …………………………………………………………………42
Приложения 6

Работа состоит из  1 файл

финансы.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)
  01.07.04 - 01.07.07 01.07.05 - 01.07.08
Внешний долг 391,9 527,1
Сальдо  внешней торговли товарами 365,3 435,8
Сальдо  внешней торговли услугами -43,2 -54
Привлеченные  кредитные  ресурсы 443,3 626,5
Обслуживание  кредита 251,2 327,3
Увеличение  валютных резервов ЦБ РФ 145,2 346,1
Увеличение  Фондов Минфина РФ 121,7 163,2
Остаток валюты, возможный для использования в реальной экономике 247,3 171,7
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

ФИНАНСОВЫЙ  МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.

2.1 Элементы финансового  механизма в реализации  финансовой политики.

Финансовый  механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом для обеспечения условий социально-экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения.

Структура финансового  механизма включает различные элементы, соответствующие многочисленным финансовым отношениям. Множество финансовых взаимосвязей предопределяет большое количество видов, форм и методов их организации, т.е. элементов финансового механизма. Государство, основываясь на действии экономических законов, закономерности развития финансов, задачах экономической политики, устанавливает: а) методы распределения созданного продукта, б) национального дохода, в) формы денежных накоплений; предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д.В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Структура финансового механизма представлена на рисунке:

 

Финансовый метод можно определить как способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода.

К финансовым рычагам  относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям.  Например, кредитование ― это финансовый метод. Оно воздействует на результаты хозяйственного процесса через такие приемы, как виды и формы кредита, процентные ставки, финансовые санкции и др.

Правовое обеспечение  функционирования финансового механизма  включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относятся:

- осведомление  о финансовой устойчивости и  платежеспособности своих партнеров  и конкурентов;

- осведомление  о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.;

- сообщение о  положении дел на биржевом, внебиржевом  рынках, о финансовой и коммерческой  деятельности любых достойных  внимания хозяйствующих субъектов;

- различные другие  сведения.

Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком.

В зависимости  от особенностей отдельных подразделений  экономики, на основе построения финансовой системы, финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм хозяйствующих  субъектов, страховой механизм, механизм государственных и муниципальных финансов. Каждая из этих сфер включает соответствующие структурные звенья. Так, механизм государственных финансов включает бюджетный механизм, механизм внебюджетных фондов, механизм государственного кредита, финансовый механизм государственных (унитарных, казенных) предприятий.

В соответствии с территориальным делением механизм государственных и муниципальных  финансов делится на финансовый механизм федерации, субъектов федерации, муниципальных  образований.

Структура финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство включает такие функциональные звенья, как механизм мобилизации финансовых ресурсов, механизм финансирования, механизм стимулирования, механизм санкций и т.д. Все сферы и звенья финансового механизма являются составными частями единого целого, взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем, каждое из них относительно самостоятельно. Это требует постоянного согласования всех составляющих финансового механизма. Важнейшим условием действенности финансового механизма является внутренняя увязка его структурных и функциональных звеньев. Сочетание элементов финансового механизма (форм, видов, методов организации финансовых отношений) образует “конструкцию финансового механизма ”. Она приводится в движение с помощью количественных параметров каждого элемента. Определяются ставки платежей, нормы отчислений, объемы финансовых фондов, уровень расходов и т.д. Количественные параметры и различные способы их определения являются наиболее изменчивой частью финансового механизма. Они чаще корректируются в зависимости от складывающихся условий производства и задач развития общества. Финансовый механизм необходим для реализации финансовой политики.                                                                                       Финансовая политика реализуется с помощью финансового механизма. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования. Финансовый механизм предполагает деление на директивный и регулирующий. 
 

Финансовый  механизм
Директивный Регулирующий
разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В ряде случаев  распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства ( финансы государственных предприятий). 

определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

В этом случае государство устанавливает общий  порядок использования финансовых ресурсов.

 Переход российской экономики к рынку кардинально изменил критерии и механизмы функционирования социальных институтов и вызвал потребность в реформировании практически всех структур управления развитием социальной сферы. Необходимость совершенствования экономической системы государства требует пересмотра стереотипов мышления и формирования рыночной ориентации в этой сфере. Современное сложное состояние социальной сферы настоятельно требует исследования современных подходов к формированию модели финансового механизма бюджетных учреждений социально-культурной сферы. При этом обязательным является четкое определение роли государства, степени и методов влияния его на основы построения, эффективно действующего финансового механизма бюджетных учреждений. Анализ многих определений "финансовой политики" показывает, что их авторы не увязывают непосредственно финансовую политику с финансовым механизмом ее реализации. 
По существу, все определения финансовой политики в той или иной мере указывают на ее цель, а именно: на полную мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, увеличение их объема и эффективности использования. При анализе финансовой политики следует исходить из специфических черт, проявляющихся в ее целях, стратегии и тактике. Так, целью финансовой политики является построение такого финансового механизма, который позволит с наибольшей эффективностью обеспечивать достижение стратегических и тактических целей, заявленных в долгосрочной программе социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Финансовая стратегия предполагает выбор методов, с помощью которых финансовая политика будет реализовываться. И, наконец, финансовая тактика охватывает набор конкретных инструментов, рычагов и методов, способных обеспечить реализацию стратегических целей с наибольшей эффективностью.

Таким образом, сочетание финансовой стратегии  и тактики и есть финансовый механизм, с помощью которого и происходит реализация финансовой политики государства.Финансовую политику можно рассматривать в широком смысле слова (как общую в стратегическом плане) и узком смысле, т.е. конкретные тактические решения в долгосрочном и краткосрочном периодах, а именно конкретные направления финансовой политики. С позиций реализации содержания финансовая политика представляет собой синергический эффект ее составляющих: бюджетной, налоговой, валютной и учетно-балансовой политики и др. Основные направления финансовой политики связывает единая концепция целеполагания. Принципиальным методологическим вопросом является вопрос о принципах финансовой политики, то есть основных правилах, исходных положениях для ее разработки и практической реализации, как основы финансового процесса. Необходимо выделить общие и специфические принципы финансовой политики. Общие принципы - это принципы, единые для всех уровней финансовой системы:

  1. Несводимость.
  2. Научная обоснованность.
  3. Оптимальность.
  4. Эффективность.
  5. Единство и взаимосвязь всех видов финансовой политики.
  6. Оптимальное сочетание рыночных и нерыночных финансовых инструментов.

Специфические принципы организации финансовой политики более конкретны и индивидуальны  для каждого уровня.

Принцип несводимости - определяющий принцип финансовой политики, то есть финансовая политика не сводима к государственной экономической политике, а теория финансовой политики не сводима к экономической практике. Нарушение целостности и единства финансовой политики в переходный период есть объективная закономерность развития финансовой системы, так как в условиях кризисного состояния экономики генерируется определенная неадекватность заложенных в проводимую финансовую политику теоретических подходов к практике. Канонизирование экономических процессов переходного периода в ходе проведения финансовой политики увеличивает разрыв между ее содержанием и реальным достижением поставленных целей и задач. 
Финансовая политика первична, а финансовое регулирование - производный процесс. Финансовая политика предполагает возможность несовпадения видимости явления с его подлинной сущностью. Это касается механизмов перераспределения финансовых ресурсов; например, изъятие денежных средств у одних субъектов хозяйствования путем увеличения налоговых ставок не всегда сопровождается прямым попаданием этих средств в фонд потребления других субъектов хозяйствования или населения; или повышение цен и тарифов не означает вовсе роста дополнительных финансовых ресурсов государства и не сокращает бюджетный дефицит (наоборот, происходит соответствующий рост затрат в сопряженных отраслях и секторах экономики).То есть финансовые методы, финансовое регулирование, финансовые инструменты, используемые в финансовом процессе, не есть адекватное отображение финансовой политики, они являются превращенными формами финансовой политики.
 

2.2 Взаимосвязь финансовой политики с политикой социально – экономического развития общества и государства.

Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политики ведущие экономисты разделяют  последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности. Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

Информация о работе Финансовая политива