Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:04, реферат
По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений.
По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем
распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты
формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую
роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными
его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют
государственное регулирование.
утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно
федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального
дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для
регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики
на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не
только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых
государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости
осуществления избранной экономической политик доходов, можно говорить о
финансовой состоятельности местного самоуправления в России.
- Внебюджетные фонды
Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных
средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации
конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное
страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и
медицинскую помощь
и имеют строгое целевой
(бюджет) государственных
внебюджетных фондов
(представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону
(решению) обутверждении
государственного бюджета.
внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений,
уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных
внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды
не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом
российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК
РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной
системы,
фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы
формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются
БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных
фондов, составления и утверждения отчетов
об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение
бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным
казначейством Российской Федерации. БК РФ включает в число государственных
внебюджетных фондов РФ:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации,
следовательно, целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых
консолидируются в федеральном бюджете это:
Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
Федеральный экологический фонд Российской Федерации;
Государственный фонд борьбы с преступностью;
Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
Фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
Федеральный фонд
Государственной налоговой
налоговой полиции Российской Федерации,
новым законодательством не включаются в состав государственных внебюджетных
фондов. Причина состоит в том, что в настоящее время средства большинства
целевых фондов консолидируются в бюджет и сами фонды утрачивают
самостоятельность. Например, Постановлением КМ РТ от 26.11.97 № 850 "О
формировании департамента по управлению целевыми (внебюджетными) фондами при
Министерстве финансов Республики Татарстан" Министерство финансов РТ признано
правопреемником Экологического фонда, фонда НИОКР, Фонда воспроизводства
запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных
ископаемых РТ, Республиканской больничной кассы, Фонда газификации, Фонда
безопасности дорожного движения ГИБДД МВД, Фонда приватизации РТ в связи с их
консолидацией в республиканском бюджете РТ.
Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух
направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их
средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав
финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую
самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской
Федерации. Таким образом происходит процесс централизации финансовых средств
в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой
системы.
3.Государственный кредит.
Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права
деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы,
денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях
возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения
может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.
В отношении других государств Российская Федерация может выступать как
должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту
стороны не могут изменять предписаний государства.
Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и
других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в
дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как
планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на
специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные
займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия
бюджетного дефицита.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают
средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку1
. Однако в условиях
нарастания бюджетного
к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную
задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредититных
отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих
субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно при
определенных условиях население может сознательно идти на ограничение
потребления, как было в годы Великой отечественной войны. В условиях
тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило
принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в
размере нескольких зарплат в ущерб себе.
В 1956 году поступления по займам составили около 33 млрд. рублей, которые в
основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.
Следует отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний выигрышный
заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он размещался в порядке
индивидуальной покупки за наличный расчет. Продажа облигаций проводилась по
установленному (несколько повышенному) курсу, а покупка - без ограничений по
нарицательной стоимости облигаций.
Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей,
которая зависит от многих причин, в том числе от величины номинального
процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния
хозяйственной конъюнктуры,
степени доверия населения
Применительно к настоящему моменту в сложившемуся нашей стране, практически
при полном отсутствии доверия к правительству, облигации должны продаваться
по цене ниже номинала.
Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита могут
служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других
государств.
К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они
выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также
органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств,
которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности,
платности и возвратности.
В государственной
время возникает
необходимость оказывать
стабильной деятельности тех предприятий и отраслей промышленности, в которых
государство заинтересованно и по этому использование казначейской ссуды в
дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что
она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является
средством поддержки важных для государства экономических или властных
структур.
Иногда правительство
может гарантировать
выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты
процентов по нему.
Здесь правительство несет
в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии
нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо
процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен
согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ. Если
эмитентом является не государственная а коммерческая структура, то за эмиссию
впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия - ценные это
бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на
деятельность этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае
лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или
хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств и