Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:26, курсовая работа
В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов.
Введение………………………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие финансовых ресурсов государства и их роль в экономике………
1.1. Понятие финансовых ресурсов государства…………………………………………
1.2. Роль финансовых ресурсов в экономике……………………………………………..
1.3. Состав и источники формирования финансовых ресурсов государства………
Глава 2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны……………..
2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений………………………………………………………………………
2.2. Значение внебюджетных фондов……………………………………………………….
2.3. Сущность и основные элементы государственного кредита……………………….
2.4. Золотовалютные резервы………………………………………………………………..
Глава 3. Современное состояние финансовых ресурсов РФ…………………………
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………………………….
1.2.
Состав и источники
формирования финансовых
ресурсов государства.
Структура финансовых
ресурсов в государстве зависит
от задействованной системы
На структуру
финансовых ресурсов в государстве
влияет также имеющаяся налоговая
система, то есть тот размер перераспределения
первичной величины финансовых ресурсов,
которое осуществляется с помощью
налогов. Перераспределение с помощью
налогов объективно необходимо, но
следует отметить, что размер налоговых
поступлений всегда определяется объемом
тех функций в сфере
Состав финансовых
ресурсов за своими формами в любой
экономической системе
Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления служат валовой внутренний продукт (его части: сумма косвенных налогов, национальный доход), а также часть стоимости национального богатства в виде ранее накопленных средств, поступления от внешнеэкономической деятельности, внешние государственные кредиты и заимствования, доходы по ценным бумагам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранные инвестиции и гуманитарная помощь.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Фондовая форма использования финансовых ресурсов имеет некоторые преимущества: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство. В условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды.[9]
Финансовые ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:
Эти четыре блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные
отношения характеризуются
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта,, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.
Благодаря
бюджету государство имеет
Бюджет
может рассматриваться в
К числу особенностей относятся следующие категории:
Сущность
государственного бюджета как экономической
категории, реализуется через
Сфера
действия распределительной функции
определяется тем, что в отношения
с бюджетом вступают почти все
участники общественного
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективен:
Государственный
бюджет всегда являлся важным инструментом
воздействия на развитие экономики
и социальной сферы. С его помощью
государство, осуществляя перераспределение
национального дохода, может изменять
структуру общественного
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, и выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, либо используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения (Приложение 2).
Основной статьей дохода государственного бюджета являются налоговые поступления.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств, в распоряжение государства. Налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями:
С помощью фискальной формируется бюджетный фонд; реализуя экономический, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Доходы бюджетов ¾ денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Конкретными
формами проявления категории налога
являются виды налоговых платежей,
устанавливаемых законодательны
С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления в которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
Выделяют следующие основные виды налоговых доходов:
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции[8]
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку - и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих ассигнования.
Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально- культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.