Финансовые ресурсы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание

В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..

Глава 1. Понятие финансовых ресурсов государства и их роль в экономике………

1.1. Понятие финансовых ресурсов государства…………………………………………

1.2. Роль финансовых ресурсов в экономике……………………………………………..

1.3. Состав и источники формирования финансовых ресурсов государства………

Глава 2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны……………..

2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений………………………………………………………………………

2.2. Значение внебюджетных фондов……………………………………………………….

2.3. Сущность и основные элементы государственного кредита……………………….

2.4. Золотовалютные резервы………………………………………………………………..

Глава 3. Современное состояние финансовых ресурсов РФ…………………………

Заключение……………………………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………………….

Приложения…………………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 113.28 Кб (Скачать документ)

   1.2. Состав и источники  формирования финансовых  ресурсов государства. 

Структура финансовых ресурсов в государстве зависит  от задействованной системы отображения  величины употребленного в производстве основного капитала, то есть от имеющейся  системы амортизационных отчислений. Если в соответствии с действующим  порядком предпринимательские структуры  учитывают лишь изнашивание основных фондов, а возобновления осуществляют за счет использования прибыли, которая  остается в их распоряжении после  уплаты налогов, то амортизационные  отчисления будут составлять незначительный удельный вес в финансовых ресурсах. С их учетом увеличится и размер прибыли.

На структуру  финансовых ресурсов в государстве  влияет также имеющаяся налоговая  система, то есть тот размер перераспределения  первичной величины финансовых ресурсов, которое осуществляется с помощью  налогов. Перераспределение с помощью  налогов объективно необходимо, но следует отметить, что размер налоговых  поступлений всегда определяется объемом  тех функций в сфере экономического и социального развития, которые  взяло на себя государство и законодательно закрепила в конституции и  других нормативных актах. Размер налогов  в финансовых ресурсах — это производная  от имеющейся финансовой системы.

Состав финансовых ресурсов за своими формами в любой  экономической системе одинаковый, но их структура зависит от уровня использования финансов в процессах  распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта в  каждом государстве. Состав государственных финансовых ресурсов и их форма представлены в Приложении 1.

  Источниками финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении органов государственной  власти и местного самоуправления служат валовой внутренний продукт (его части: сумма косвенных налогов, национальный доход), а также часть стоимости национального богатства в виде ранее накопленных средств, поступления от внешнеэкономической деятельности, внешние государственные кредиты и заимствования, доходы по ценным бумагам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранные инвестиции и гуманитарная помощь.

  Использование финансовых ресурсов осуществляется в  основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Фондовая форма использования финансовых ресурсов имеет некоторые преимущества: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство. В условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды.[9]

 

     2. Классификация и  особенности финансовых  ресурсов страны

     Финансовые ресурсы  Российской Федерации включают следующие  звенья финансовых отношений:

  • государственную бюджетную систему;
  • внебюджетные специальные фонды;
  • государственный кредит;
  • золотовалютные резервы.

     Эти четыре блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

     Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

     Бюджетные отношения характеризуются большим  многообразием, поскольку охватывают разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).[4]

     2.1 Понятие и сущность  государственного  бюджета как основного ресурса финансовых отношений

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

      Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

      Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство.

      Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта,, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

    Благодаря бюджету государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках экономического и социального развития.

    Бюджет  может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической  категории. Эта категория, являясь  частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев  финансовых отношений.

    К числу особенностей относятся следующие категории:

  • государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;
  • с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
  • пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
  • область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

    Сущность  государственного бюджета как экономической  категории, реализуется через распределительную  и контрольную функции.

    Сфера действия распределительной функции  определяется тем, что в отношения  с бюджетом вступают почти все  участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения  является чистый доход, однако, это  не исключает возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости  необходимого продукта, а иногда и  национального богатства.

    Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективен:

  • через формирование и использование фонда денежных средств государства;
  • отображением экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики.

    Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы. С его помощью  государство, осуществляя перераспределение  национального дохода, может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д.

    Доходы  бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, и выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, либо используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения (Приложение 2).

    Основной  статьей дохода государственного бюджета  являются налоговые поступления.

    Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств, в распоряжение государства. Налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями:

  • фискальной;
  • экономической.

    С помощью фискальной формируется  бюджетный фонд; реализуя экономический, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его  развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

    Доходы  бюджетов ¾ денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

    Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти.

    С организационно-правовой стороны  налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления в которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

    Выделяют  следующие основные виды налоговых  доходов:

  • налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;

налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции[8]

      Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку - и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг.

      Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих ассигнования.

      Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

      По  роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально- культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.

Информация о работе Финансовые ресурсы государства