Финансовые ресурсы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание

В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..

Глава 1. Понятие финансовых ресурсов государства и их роль в экономике………

1.1. Понятие финансовых ресурсов государства…………………………………………

1.2. Роль финансовых ресурсов в экономике……………………………………………..

1.3. Состав и источники формирования финансовых ресурсов государства………

Глава 2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны……………..

2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений………………………………………………………………………

2.2. Значение внебюджетных фондов……………………………………………………….

2.3. Сущность и основные элементы государственного кредита……………………….

2.4. Золотовалютные резервы………………………………………………………………..

Глава 3. Современное состояние финансовых ресурсов РФ…………………………

Заключение……………………………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………………….

Приложения…………………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 113.28 Кб (Скачать документ)

      Разбалансированность отечественной экономики, тяжелое финансовое положение страны выдвинули на первый план двуединую задачу - сокращение бюджетных расходов и одновременное повышение эффективности использования бюджетных средств.[7]

     2.2. Значение внебюджетных  фондов.

    Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными  ресурсами приоритетные отрасли  экономики.

    Внебюджетные  фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды  социального назначения), для финансирования отдельных региональных или ведомственных  программ экономического характера.

    Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих  достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее  важно, контролировать целевое использование  указанных финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе  публичных финансов во всех развитых странах мира.

    Предшественниками внебюджетных фондов являлись специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач.

    Исторически внебюджетные фонды создавались  двумя путями:

  • выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования;
  • формирование фондов с собственными источниками доходов.

    Внебюджетные  фонды всегда имеют строго целевое  назначение и управляются автономно  от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности. При превышении доходов над расходами фондов, средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.

    Большинство фондов создаются в процессе перераспределения  национального дохода с помощью  специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств  из бюджета. Бюджетные средства переводятся  в фонды в виде субсидий и субвенций  либо в форме отчислений от налоговых  доходов. Внебюджетные фонды могут  также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

    Внебюджетные  фонды — это специфическая  форма перераспределения и использования  финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических  потребностей общегосударственного либо регионального значения.

    Фонды различаются по:

  • правовому положению;
  • целям создания.

    По  правовому положению фонды делятся  на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации), вторые — в распоряжении органов местного самоуправления.

    В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на:

  • фонды социального назначения (их иногда называют фонды социального страхования);
  • экономические фонды.

    Первые  предназначены в основном для  решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность.

    Внебюджетные  фонды как институциональные  структуры являются самостоятельными финансовыми, и финансово-кредитными учреждениями и зачастую, имея целью  получение дополнительных доходов, выступают в качестве крупных  инвесторов прежде всего на рынке, государственных  ценных бумаг. Государство зачастую принуждает внебюджетные фонды приобретать  государственные ценные бумаги.[8]

13 декабря 2010 года был принят Федеральный  закон № 357-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый  период 2012 и 2013 годов», устанавливающий  параметры бюджетов на следующие  три года:

  • 2011
    • Доходы — 10 303 412 278,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 11 022 477 366,9 тыс. рублей.
  • 2012
    • Доходы — 9 503 469 245,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 11 237 919 245,0 тыс. рублей.
  • 2013
    • Доходы — 10 379 889 320,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 12 175 569 320,0 тыс. рублей.[11]

Основные параметры  бюджетной системы РФ см. Приложение 3. 

    2.3. Сущность  и основные элементы  государственного  кредита

    В целях бесперебойного финансирования многообразных потребителей общества, государство может привлекать к  покрытию своих расходов свободные  денежные средства предприятий и  населения. Главным способом их получения  является государственный кредит.

    Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Государственный кредит находится на стыке двух экономических категорий - кредита и финансов. Являясь одним из видов кредита, он обладает основными чертами:

  • срочность;
  • платность;
  • возвратность;
  • обеспеченность;
  • целевое использование.

    Государственный кредит является элементом системы  государственных финансов, т.к. участие  государства в кредитных отношениях приводит к изменению государственного бюджета и внебюджетных фондов. Если государство выступает в качестве кредитора, то финансовые ресурсы (бюджетные средства) поступают к заемщику, превращаясь, в кредитные ресурсы.

    Если  государство выступает в качестве заемщика, то мобилизованные им кредитные  ресурсы поступают в бюджет, превращаясь, в финансовые ресурсы. Таким образом, кредитные отношения, в которых  участвует государство, так или  иначе связаны с движением  финансовых ресурсов, что дает возможность  отнести их к финансовым отношениям, а государственный кредит - к экономической  категории «финансы».

    Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний кредит.

    Внутренний  государственный  кредит может выступать в формах:

  • государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, казначейские ссуды, гарантированные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
  • государственные займы, как форма государственного кредита, характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг;
  • облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Номинальная цена облигации устанавливается государством;
  • казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет исключительно на пополнение бюджета;
  • казначейские ссуды, как форма государственного кредита, выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям, органами государственной власти и управления, за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Эти ссуды выдают на льготных условиях по срокам и норме процента. Их получают в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций, ухудшения экономической ситуации в стране;
  • заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита, характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства.

    Внешний государственный  кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора и гаранта. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами, включается в государственный долг страны. Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны - получателя, оказание продовольственной помощи.

    Государственные внешние займы предоставляются  в денежной или товарной форме, выпускаются  в валюте страны - кредитора, страны - заёмщика или третьей страны. Погашение  займов происходит по соглашению сторон товарными поставками или валютой.[3]

    Функции государственного кредита

    Сущность  государственного кредита проявляется  через выполняемые им функции, главными из которых являются фискальная и регулирующая.

    Фискальная  функция. Как звено системы государственных финансов, государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, а именно государственного бюджета и внебюджетных фондов.

    Регулирующая  функция проявляется в том, что государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на финансовых рынках, а также на производство и занятость. Государство использует государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, с помощью которого оно может проводить ту или иную финансовую политику. Объективная необходимость государственного кредита обусловлена частым несоответствием между потребностями государства и возможностью профинансировать их за счет бюджетных доходов, которые, ограничены налоговыми поступлениями.

    Предоставление  внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных  правительственных фондов. Государственные  займы классифицируются по ряду признаков:

  • по субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными и территориальными органами власти;
  • по месту размещения (внутренние, внешние);
  • по обращению на рынке (рыночные, нерыночные), они свободно продаются и покупаются;
  • в зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения 1 год), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и более);
  • по обеспеченности долговых обязательств (закладные и беззакладные);
  • по характеру выплачиваемого дохода (выигрыш).

    Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные  займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства.

    Деятельность  государства в качестве заемщика приводит к образованию государственного долга.

    Государственный долг - общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам.

    Капитальный государственный  долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

    Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Государство, используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, постепенно накапливает задолженность, как внутреннюю, так и иностранным кредиторам, что ведет к росту государственного долга, как внутреннего, так и внешнего. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис. Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов бюджетов, а также для финансирования расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств.[6] 

    2.4. Золотовалютные резервы

    Золотовалютные  резервы (международные резервы или официальные резервы) — внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицитаплатёжного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей.

Международные резервы Российской Федерации представляют собой высоколиквидные иностранные  активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и Правительства России по состоянию на отчётную дату[2]. Часть Резервного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния, номинированные в иностранной валюте и размещенные Правительством Российской Федерации на счетах в Банке России, является составляющей международных резервов Российской Федерации[2]. Финансовые требования Банка России и Правительства Российской Федерации к резидентам, выраженные в иностранной валюте, не включаются в состав международных резервов Российской Федерации.

Информация о работе Финансовые ресурсы государства