Финансовые ресурсы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:26, курсовая работа

Описание

В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций. Поэтому в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..

Глава 1. Понятие финансовых ресурсов государства и их роль в экономике………

1.1. Понятие финансовых ресурсов государства…………………………………………

1.2. Роль финансовых ресурсов в экономике……………………………………………..

1.3. Состав и источники формирования финансовых ресурсов государства………

Глава 2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны……………..

2.1. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений………………………………………………………………………

2.2. Значение внебюджетных фондов……………………………………………………….

2.3. Сущность и основные элементы государственного кредита……………………….

2.4. Золотовалютные резервы………………………………………………………………..

Глава 3. Современное состояние финансовых ресурсов РФ…………………………

Заключение……………………………………………………………………………………..

Список использованной литературы……………………………………………………….

Приложения…………………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 113.28 Кб (Скачать документ)

   Не  лучше  обстоят дела и со здравоохранением. Достаточно сказать, что среди  стран  — членов Всемирной организации здравоохранения наша страна делит  места  со 121-го по 127-е по ожидаемой продолжительности  жизни. Задача правительства — войти  по  всем  рейтингам в число  20—30 передовых стран  по качеству систем здравоохранения и образования.

   Улучшение качества образования и здравоохранения  требует  прежде  всего  серьезного реформирования этих  секторов. Но  частично (в  первую  очередь это  относится к здравоохранению) может  потребоваться и дополнительное финансирование отрасли. Правительство должно совершенствовать структуру бюджетных расходов, ориентируя ее на  решение  задач  модернизации экономики.  Приоритет должен отдаваться в первую  очередь  тем  направлениям расходов, которые связаны с накоплением  человеческого капитала. Перед  кризисом в России наблюдалась устойчивая тенденция роста  таких  расходов, и мы должны вернуться к этой  политике.

   Вместе  с тем,  часть   проблем носит  более  широкий  характер. Например,  необходимым условием повышения  качества профессионального образования служит  наличие сильных стимулов к получению такого образования у самих  учащихся; «инвестиции» студентов в свое образование должны окупаться за разумное время после  начала работы. В свою  очередь, хорошо образованные специалисты будут востребованы  только в том случае, если  фирмы активно обновляют технологии, осваивают новую  продукцию,  создают современные рабочие места.  Таким образом, развитие  человеческого  капитала, с одной стороны, служит  условием динамичного развития экономики, а с другой  стороны, само  требует  определенного уровня экономической активности.

   Для  решения этой  задачи у государства есть  еще  одно  средство — реструктуризация  бюджетной  сети.  Сеть  бюджетных учреждений в России в значительной мере  устарела, не соответствует современным требованиям экономики и общества. Так, например, число койкомест  в больницах существенно превышает международные подушевые показатели, при этом крайне слабо  развиты дневные стационары. Как  в здравоохранении, так  и в образовании требуется укрупнить учреждения и перевести их часть  в новые организационно-правовые формы.  Такие  преобразования также  будут  способствовать повышению эффективности  бюджетных расходов и перераспределению средств  на  наиболее эффективные направления.

   Девятая задача — модернизация рынка труда.

   Оценки, основанные на  демографических прогнозах, свидетельствуют  о том, что  Россия вступила в затяжной период сокращения численности экономически активного населения. Уже в среднесрочной  перспективе на  смену  проблеме безработицы придет проблема недостатка  квалифицированных работников.  Расчеты показывают, что  дефицит рабочей силы  замедлит рост  российской экономики на 0,5—0,6  п.п.  Это  означает, что  нам  нужно параллельно двигаться по нескольким направлениям.

   С одной стороны, необходимо стимулировать  развитие капиталоемких и наукоемких отраслей. С другой  — необходимо искать источники  повышения производительности, как  в государственном, так и в частном  секторе. Наличие  больших резервов трудосбережения в государственном секторе уже обсуждалось выше. Что  касается частного  сектора, то  здесь  повышение производительности может  быть связано в первую очередь  с постепенным сокращением удельного веса «серого»  бизнеса, который, как  правило, имеет  низкую эффективность  и выживает лишь  благодаря «облегченной» налоговой нагрузке.  Наконец,  третье  направление — это  повышение эффективности рынка труда.  Одна  из  его  проблем — низкая  мобильность трудовых ресурсов, в результате  чего  недостаток кадров в одних  регионах сочетается с их избытком в других.  Мобильность работников имеет  не только пространственное, но  и отраслевое измерение: необходимо создать  условия для  достаточно быстрого обучения не  востребованных  работников работе  по  другим  специальностям, пользующимся спросом на рынке труда.

   Десятая задача  — совершенствование системы социальной защиты. Еще одно  чрезвычайно важное измерение экономической политики  — масштабы и формы социальной защиты. В этом вопросе разные страны избрали различные пути.  В одних  случаях  рост  уровня жизни власти  рассматривали как  сигнал о том,  что  граждане способны самостоятельно оплачивать часть  предоставляемых государством услуг (например, в образовании или  здравоохранении), и соответственно минимизировали  социальные  расходы. Другой   вариант политики (реализованный, в частности, в странах Северной Европы) состоял в том, что по мере развития пропорция между  величиной социальных расходов и ВВП  не снижалась, а напротив, росла.

   Думаю, для  нас  было  бы неправильно пытаться отказаться от каких-либо  существенных социальных обязательств. Мы  не  можем  также  не  реагировать на  растущее расслоение общества по  уровню достатка. В то же время использование преобладающей в настоящее время сплошной поддержки групп населения по формальным признакам  крайне неэффективно. Такой путь требует  значительных ресурсов и, следовательно, высоких налогов. Повышение же налогов могло  бы затормозить развитие  экономики,  подорвав в том  числе  потенциал роста  социальных расходов и уровня жизни в целом.

   Фактически  единственная возможность повысить степень социальной  защиты без  ущерба для  экономики состоит в переходе к более адресной,  фокусированной социальной политике, в рамках которой поддержка представляется только тем,  кто  действительно в ней  нуждается. В настоящее время программы социальной помощи, в которых присутствует некоторая проверка на  нуждаемость, составляют менее 5%  от  общего объема расходов на  выплату пособий и социальную помощь.

   Список  задач  этим  не  ограничивается, но  на  этом  перечне требуется сосредоточиться в первую очередь.

   Можно сформулировать также  и потенциальные ошибки, которых правительству следует  избегать.

   Не  стоит  считать панацеей поддержку сравнительно высокотехнологичных отраслей, которые представляются перспективными. Теоретически их  развитие могло  бы  оказывать положительное воздействие на  всю  экономику, служить источником  распространения инновационного импульса. Однако практика показывает, что  правительству достаточно редко  удается  угадать  будущих  победителей. Фактически успех  обычно становится результатом частной инициативы (хотя  власти нередко присоединяются к нему  на  завершающей стадии). Проекты же правительства чаще  всего  не оправдывают ожиданий и не окупаются.

   Необходимо  воздерживаться от искушения решать все  возникающие экономические, социальные и геополитические проблемы за счет выделения  дополнительного финансирования.  Давно установлено, что оптимальный путь состоит в проведении реформ, создающих необходимые стимулы и меняющих механизмы деятельности отрасли. При  необходимости эти  преобразования могут  сопровождаться увеличением финансирования.  Иногда реформы могут  дать  необходимый эффект и без дополнительных ресурсов, но финансирование без реформ не  работает никогда.

   Следующая ошибка, которой следовало бы  избегать, — попытки спасти  предприятия или  компании, которые из-за своей  неверной стратегии, ошибочных инвестиционных решений либо  просто в силу окончательной  потери конкурентоспособности оказались несостоятельными. В рыночной  экономике такие  компании должны проходить через процедуры банкротства и переходить к более эффективным собственникам —  это  суть  основополагающего принципа рыночной экономики —  «созидательного разрушения». У нас  ежегодно в экономике появляется  лишь  5%  новых  компаний и примерно столько же  покидает рынок. Мы  далеко  отстаем от  других  стран  по  обоим показателям, и оба требуют увеличения. Отказ от поддержки неконкурентоспособных компаний столь же важен  для нормального действия рыночных сил, как  и снятие барьеров  для  выхода  на  рынок новых  участников. В отношении предприятий и финансовых организаций следует  придерживаться принципа «больше  свободы и больше ответственности». При  этом, конечно, должна быть обеспечена защита работникам предприятий, проходящих реструктуризацию.

   Разумеется, перечисленные пункты  охватывают лишь  часть  тех проблем, с которыми придется иметь  дело  будущему российскому правительству. Однако реальный прогресс по указанным направлениям,  поддержанный хотя  бы  частичными успехами на  направлениях, выходящих  за рамки полномочий собственно правительства (сокращение коррупции, совершенствование судебной системы), обеспечил бы  серьезное  продвижение к созданию устойчиво развивающейся, конкурентоспособной экономики.[10]

 

Заключение

     Место и роль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактом мобилизации, перераспределения  и расходования средств, так и целенаправленной государственной политикой государства в области государственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваются не только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, и как один из ведущих экономических рычагов государства.

     Государственные и рыночные механизмы сосуществуют и дополняют друг друга. Нормальное социально-экономическое и политическое развитие страны предполагает эффективное  функционирование государства. Для  успешного развития страны требуются  как экономические и технологические  предпосылки, так и институциональная  да: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство  может сыграть в конкретных сложившихся  условиях, способность государства  законодательно определять, финансировать  и практически реализовать принятые законодательные нормы, обеспечивать экономическую стабильность и благоприятные  условия для деятельности субъектов  хозяйствования. В общем виде, казалось бы, все понятно тем не менее  роль и возможности государства  и государственных финансов в  общественном развитии, поиски ответов  на вопросы том, чем должно и чем  не должно заниматься государство, а  если должно, то какими методами, на протяжении длительного времени родятся  в центре внимания политиков и  экономистов.

     Государственные финансы являются, как уже отмечалось, инструментом, с помощью которого органы государственной власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы и, таким образом, создают  условия для выполнения государством своих функций.

     Вместе  с тем, сосредоточивая в своих  руках и расходуя огромнее финансовые ресурсы, органы государственного управления являются самостоятельным крупным  участником экономических и финансовых процессов в стране: в государственных  финансах различных стран аккумулируется от 25 до 50% ВВП, органы государственного управления выступают в роли крупнейших (15—25% ВВП) покупателей на рынке товаров  и услуг.

     Финансовые  ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:

  • государственную бюджетную систему;
  • внебюджетные специальные фонды;
  • государственный кредит;
  • золотовалютные резервы.

     Эти четыре блока финансовых отношений  относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

     Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

     Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными  ресурсами приоритетные отрасли  экономики.

     Внебюджетные  фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды  социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных  программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и  органами местного самоуправления.

     Государственный кредит - это урегулированная нормами  финансового права деятельность государства, направленная на получение  в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических  лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств. В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

     Золотовалютные  резервы - официальные запасы золота и иностранной валюты в центральном банке и финансовых органах данной страны, включая счета этой страны в международных валютно-кредитных организациях.  

 

    Список  используемой литературы.

Информация о работе Финансовые ресурсы государства